sitemapsitemap

Взрывы баллонов для сжатого газа при их заправке

Скандал вокруг экологичного топлива

На фото запечатлен не единственный VW Touran EcoFuel, баллоны которого взорвались при дозаправке. Вероятно, причиной взрыва стала ржавчина. Очень многие владельцы этой модели жалуются на коррозию баллонов для сжатого воздуха.

Линкёпинг, Швеция. 5 мая 2015 года. Кузов покорежен, мелкие осколки разбросаны по сторонам. К счастью, в машине в момент взрыва не было пассажиров

ЕМУ ПОВЕЗЛО. Владелец находился на некотором расстоянии от машины, когда это произошло. «Вероятно я бы погиб, если бы остался за рулем», – рассуждает Микаэль Бринкби (54 года), беседуя с корреспондентом AUTO BILD. Дело было 5 мая 2015 года в шведском городке Линкёпинг. Он выполнял рутинную заправку сжатым газом на привычной газонаполнительной станции. Последствия были неожиданные – баллоны не выдержали и лопнули.

Микаель отделался парой ссадин от летящих осколков пластика. А вот его VW Touran 2007 года выпуска был полностью разрушен. Баллоны сорвало, заднее стекло выбило, бампер оторвало, интерьер встряхнуло взрывной волной, а днище над баллонами было покорежено. Во всем виноваты баллоны для сжатого газа? Да, есть неопровержимые доказательства.

Баллоны для сжатого газа, установленные на этом VW Touran, выпущенном 4,5 года назад, сильно поражены коррозией. Это далеко не единичный случай

Бо Эрикссон из шведской ассоциации сервисных станций говорит, что «по свидетельствам очевидцев взорвались именно баллоны, которые ослабли из-за сильной коррозии». Он осуждает халатное отношение специалистов организации, проводившей техосмотр. Они не сняли пластиковый кожух, прикрывающий газовые баллоны, а потому не увидели сильной коррозии на их поверхности.

Случившееся вызвало волну интереса в Германии. Компания VW направила своих специалистов в Швецию для того, чтобы расследовать этот случай и собрать образцы для последующего анализа. К сожалению, результатами анализа с нами не поделились. На наш официальный запрос ответили, что экспертиза еще не закончена, выводы делать рано.

Семья, доверяющая автомобилям на сжатом газе: Ганс Юрген Хоффкнехт (Touran 2011 г.в.), сын Юрген Хоффкнехт (Passat 2009 г.в.), и внук Патрик Загель (Passat 2010 г.в.) ездят на моделях EcoFuel. Газовые баллоны каждой из этих машин начали покрываться коррозией. Они были заменены на новые с частичной оплатой произведенных работ владельцами машин.

А вот что не подлежит экспертизе и проверке, так это тот факт, что баллоны, в которых под давлением 200 бар содержится сжатый природный газ (CNG), сильно подвержены коррозии. В июне 2012 года в баварском Вольфратхаузене произошел серьезный инцидент с Touran EcoFuel, состоявшем в автопарке химической компании. Как в эпизоде в Линкёпинге, баллоны этого автомобиля взорвались при заправке. Водитель пострадал, получил серьезные ранения ног от металлических осколков и был доставлен в больницу на самолете. Фрагменты газовых баллонов пробили стену близлежайшей мастерской – таким сильным был взрыв. Взорвавшийся Touran EcoFuel пробежал 80.000 км за 5 лет. Не так уж и много, чтобы стать «бомбой на колесах».

По словам представителя пострадавшей компании, в том случае причиной взрыва признали коррозию, поразившей газовые баллоны. На тот момент заинтересованные стороны активно обсуждали в Интернете проблему с сильной коррозией газовых баллонов. Совсем скоро, в июне 2012 года, компания VW начала отзывать Touran EcoFuel, сошедшие с конвейера в 2005-2009 годах. В Германии отзыву подлежали 6700 автомобилей, а в Швеции – 939. Однако владелец таксопарка в Швеции Николас Аронссон, которому принадлежал злосчастный Touran из Линкёпинга, не откликнулся ни на одно из двух присланных ему уведомлений. Он их проигнорировал и не посетил дилерский автосервис для замены баллонов. Офис компании VW в Швеции сообщил нам, что на их обращения отреагировало очень мало владельцев автомобилей, которые подлежали отзыву. Хотя письма им рассылались дважды – в октябре 2012 года и в мае 2013. Аронссон заявляет, что не получал ни одного письма. После инцидента с его машиной он проинструктировал водителей о том, что при дозаправке пассажиры должны находиться подальше от машины.

С целью повышения устойчивости баллонов к коррозии, была увеличена толщина их стенок и улучшен состав защитной краски (см. ответ компании VW на наш запрос по данной теме). Тем не менее, в Интернете страсти не утихают, и к нам в редакцию приходят письма с жалобами от владельцев моделей EcoFuel. Например, Александр Гилерт из города Бёблинген, который владеет VW Touran. Установленные на нем газовые баллоны начали покрываться коррозией уже на третий год эксплуатации при пробеге 40.000 км. Несмотря на надлежащее обслуживание появление коррозии не признали гарантийным случаем. Он оплатил 70% расходов по замене ржавых баллонов на новые.

С аналогичной проблемой столкнулась семья Хоффкнехт из Падерборна. Они владеют тремя моделями EcoFuel 2009, 2010 и 2011 г.в. На каждой из машин по гарантии менялись баллоны для сжатого газа. И то после того как Ганс Юрген Хоффкнехт, бывший экспертом в сфере газового оборудования, обратил внимание на ржавчину и настоял на принятии соответствующих мер по устранении угрозы безопасности.

Йоахим Даниельссон получил от шведского представительства VW новые баллоны для своего Passat 2010 г.в.

В Швеции компания VW продолжает информировать клиентов о сервисной акции, которая касалась моделей EcoFuel, выпущенных с 2009 по 2013 годы. «Газовые баллоны должны быть осмотрены и заменены при необходимости. Мы просим вас как можно скорее связаться с официальной мастерской». Сервисная акция касается 18.000 автомобилей, среди которых Touran и Passat. Осмотр и замена баллонов будут производиться бесплатно. Владельцы моделей EcoFuel в Германии не получают сообщений по поводу осмотра газовых баллонов.

В Беларуси для прохождения технического осмотра автомобиля с оборудованием для работы на сжатом газе необходимо получить документ, подтверждающий исправность и герметичность газобаллонного оборудования, а также лицевую карточку газобаллонного транспортного средства, в которой содержится информация об установленных на автомобиле баллонах. Существует процедура переосвидетельствования газовых баллонов, если их срок аттестации истек (по документам или по клейму на баллонах) или не установлен. Если этого не сделать, то владелец машины не получит электронную карту-идентификатор и не сможет заправлять газовые баллоны. То есть, в Беларуси техосмотр машин с газовым оборудованием выполняется строже: машину со ржавыми баллонами просто не допустят к эксплуатации. 

ОТВЕТ VW: КОРРОЗИЯ НА БАЛЛОНАХ СЛУЧАЕТСЯ

AUTO BILD: Из-за ржавчины на баллонах проводилась отзывная кампания, затронувшая VW Touran EcoFuel 2005-2009 г.в. В Германии отзыву подлежали 6700 машин. Сколько из них откликнулись?

VW: На замену баллонов прибыли 99,2% приглашенных машин. Те клиенты, которые не приняли участие в отзывной кампании, получат дополнительные уведомления.

- Какие улучшения были внедрены с целью увеличения коррозийной стойкости баллонов?

- Мы не перестаем улучшать технологию окраски и подбираем оптимальную толщину защитного покрытия. Кроме того, была улучшена конструкция автомобиля ради защиты баллонов от воздействия дорожных реагентов.

- Были ли объявлены сервисные акции по внедрению улучшений в конструкцию машин, выпущенных ранее, например, в 2009 году?

- Сервисная кампания проводится в Швеции, где регламент ECE R110 требует периодического освидетельствования газовых баллонов и их замены в ряде случаев. Эта мера позволяет избежать риска того, что коррозия на газовых баллонах не будет обнаружена вовремя. Сервисная кампания проводится в Швеции с октября 2014 года и сводится к осмотру баллонов.

- Регистрируете ли вы жалобы клиентов, владеющих моделями EcoFuel (Touran, Passat, Caddy), которые были выпущены после 2009 года?

- Да, есть единичные жалобы по поводу коррозии на баллонах. Во всех случаях она образовалась в результате механического повреждения защитной окраски баллонов.

- Возмещает ли компания расходы владельцев моделей EcoFuel, выпущенных после 2009 года, вызванные заменой баллонов из-за коррозии?

- Каждая жалоба по данному поводу рассматривается сервисными мастерскими. В большинстве случаев ремонт или замена газового оборудования проводится с возмещением расходов клиента.

ИТОГ

Взрыв баллонов на машине был крайним случаем. Печально, что недостаточная антикоррозионная защита баллонов, содержащих газ под давлением 200 бар, дискредитировала перспективную экологичную технологию.

Редактор Матиас Мётш

Комментарии ()

    страховой ремонт

    USA_auto