Читайте нас в соцсетях

sitemapsitemap

Опровергаем обвинения "Белшины" в ангажированности автожурналистов, сделавших сравнительный тест шин

Вчера, 6 мая, на белорусском портале tut.by появилась статья, размещенная на правах рекламы, "Жизнь требует движения: новые бренды "Белшины" – новое качество шин". И все бы ничего, но авторы в своем пассаже озвучили сомнения по поводу квалификации журналистов газеты «Автобизнес», проводящих шинные тесты. Свое непосредственное участие в данных тестах принимал и главный редактор журнала "AUTO BILD Беларусь". В силу того, что оставлять комментарии под рекламными материалами нельзя, мы посчитали необходимым разместить свой комментарий на своем сайте.


Комлект покрышек, протестированных журналистами газеты "Автобизнес", журнала "AUTO BILD Беларусь" и портала domkrat.by на полигоне компании Michelin в городе Ладу, Франция. "Белшина Бел-203" первая слева. Фото сделано по окончании всей серии тестов.

Точки над "i"

Для наглядности размещаем скриншот материала и ссылку на первоисточник - http://auto.tut.by/news/offtop/446633.html. А теперь предлагаем разобрать все по порядку.

Цитата: «Ситуация изменилась, но остался у многих прежний стереотип подходов и восприятия отечественной продукции, будь то белорусский легпром, радиоэлектроника, автопром и "белшиновские" шины, в частности. И этот стереотип подогревается и продолжает вбиваться в головы с помощью явного или скрытого лоббирования чужих интересов, подачи необъективной информации о низком качестве белорусских шин.

И за примером далеко ходить не нужно. 2 апреля в электронной версии газеты "Автобизнес", ABW.BY вышла статья под названием "Белшина" на полигоне Michelin. Тестируем 10 комплектов летних покрышек 215/55 R16"».

Вот ссылки на статьи, о которых идет речь: на autobild.by и на abw.by

Давайте исходить из того, что мы живем в правовом государстве. Если по мнению "Белшины" кто-либо распространяет о ее продукции недостоверную информацию, белорусский производитель вправе решать подобные вопросы в судебном порядке. Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, вынесет вердикт. Он и будет признанием того, что кто-то лоббирует чьи-то интересы. В иных случаях все это не более чем сотрясание воздуха.

Цитата: "Скажем сразу, что со стороны "Белшины" для испытаний взята не самая лучшая модель шины – Бел-220, которая не входит в семейство "Artmotion", а освоена задолго до новой линейки шин."

И вправду «со стороны "Белшины" для испытаний взята» шина, «которая не входит в семейство "Artmotion". Но, во-первых, шина имеет маркировку Бел-203, (Бел-220 - модель кроссоверная, и фигурирует она вот в этом тесте), а, во-вторых, такой выбор был сделан лишь потому, что шины семейства "Artmotion" в размерности 215/55 R16, которую мы тестировали в ходе данных испытаний еще осенью 2014 года, просто не существовало на тот момент. Впрочем, есть ощущение, что и сейчас ее нет – по крайней мере, на корпоративном сайте "Белшины" никакой информации на этот счет не содержится, в рознице мы такую шину не нашли. Ну так чья в том вина, что «Белшина» до сих пор не освоила выпуск нужной нам для тестов размерности: белорусских журналистов, только благодаря которым продукция бобруйского завода в принципе получила возможность участвовать в таких испытаниях, или все-таки завода, «ставшего на одну линейку с мировыми производителями шин»?

Цитата: "Испытания проводились непонятно по какой методике, неизвестно кто тестировал шины, и есть ли у пилотов соответствующие знания, опыт, квалификация и сертифицированный допуск к подобного рода испытаниям".

Журналисты проводят ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ сравнительный тест. Сотрудники СМИ не уполномочены проводить СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ испытания, которые, например, необходимы компании-производителю в случае вывода новой модели на рынок. Для потребительского сравнительного теста главное, прежде всего, чтобы все шины прошли испытания в одинаковых условиях, с минимальным разбросом характеристик. Эти условия достигаются и соблюдаются. Это общемировая практика! Методика проведения тестов была не единожды подробно описана нами в предыдущих публикациях (см. ссылки после текста). Однако чтобы расставить все точки над «і», еще раз повторимся.

На сегодняшний день в мире, помимо сертификационных испытаний шин, существуют методики измерения относительного уровня сцепления нагруженных шин на мокром асфальте (Правило ЕЭК ООН 117 (R117)  ISO 23671), методика измерения внешнего шума качения ( Правило ЕЭК ООН 117 (R117), ISO 18044/2), методика измерения сопротивления качению (ISO 28580, Правило ЕЭК ООН 1235 (R1235). В отношении испытаний шин на предмет определения их других качеств законодательно закрепленных методик не существует. Однако закрепленная Правилом ЕЭК ООН 117 (R117) и стандартом ISO 23671 методика измерения относительного уровня сцепления нагруженных шин на мокром асфальте базируется на методах сравнительных испытаний шин, который был разработан и используется всеми крупнейшими производителями шин. Как правило, крупнейшие производители шин имеют свои испытательные полигоны и активно участвуют в разработке новых методов сравнительных испытаний.

Суть любых сравнительных тестов шин состоит в том, чтобы провести испытания всех комплектов покрышек в абсолютно одинаковых условиях. Для соблюдения абсолютно одинаковых условий во время проведения сравнительных испытаний шин используется метод контроля по «базовой шине» (control tyre, reference tyre). Данный метод также закреплен Правилом ЕЭК ООН 117. Комплект «базовых шин» не участвует в общем зачете. Он устанавливается на машину в начале, конце и несколько раз в середине теста. Т.е. порядок для одного испытания, например, такой (1б – «базовая шина», 2, 3 – комплекты шин): 1б, 2, 3, 4, 1б, 5, 6, 7, 1б, 8, 9, 10, 1б. По результатам «базовой шины» контролируется состояние испытательного участка. Правилом ЕЭК ООН 117 допускается стандартное отклонение (standart deviation) в результатах «базовых шин» не более 5%. В наших тестах на торможение на сухом и мокром асфальте стандартное отклонение в результатах базовых шин обычно находится на уровне 1-2%, но никогда не превышает 3%.

В тестах на торможение все комплекты покрышек проходят серию из 10-12 торможений. При подсчете результата – протяженности тормозного пути – высчитывается среднее арифметическое на основе ряда результатов, отличающихся друг от друга не более, чем на 5%. При этом используется сверхточное оборудование фирмы RACELOGIC, работающее на основе сбора данных GPS.

В тестах на аквапланирование и управляемость каждый комплект покрышек участвует не более трех раз – в этих упражнениях (при условии достаточной квалификации пилота) разброс в результатах не превышает 1-2%. В зачет принимается среднее арифметическое. В тестах на управляемость берется в расчет субъективная оценка надежности управления автомобилем, определяемая пилотом.

Никто из пилотов во время проведения серии испытания не знает, покрышка какой марки и модели установлена на автомобиле. В протокол заносится условный номер шины, который расшифровывается по окончании всех испытаний. Тесты шин начинаются с самых щадящих и неразрушающих испытаний. В первую очередь это тест на комфорт и шумность, затем следуют тесты на мокром асфальте, в завершение – тесты на сухом асфальте.

Таким образом, методика, по которой проводились сравнительные испытания шин, является мировой общепринятой, включающей в себя обязательный контроль по «базовой шине». Данная методика разработана шинными производителями Европы, частично закреплена в Правиле ЕЭК ООН 117 и применяется другими автомобильными изданиями, такими как «Авторевю», «За рулем», «Автоцентр», «AUTO BILD», «Auto, Motor & Sport», а также клубом ADAC (см. последний абзац буклета «So testen wir»).

В каждом тесте шина, показавшая лучший результат, получала 100 баллов (100%). Прочие шины в каждом тесте получали количество баллов, исходя из того, насколько ее результат отличался от лучшего (взятого за 100%). Например, тормозной путь лучшей покрышки составил 37,54 метра, а результат второй покрышки – 39,25 метра. Значит, лучшая покрышка получает 100 баллов, а вторая: 37,54/39,25*100=95,6 (с округлением до десятых).

При подсчете итоговой суммы количество баллов за торможение на сухом и мокром асфальте удваивалось – чтобы выделить шины, способные обеспечить наименьший тормозной путь. Количество баллов в тестах «сопротивление качению» и «внешний шум» принималось с уменьшающим коэффициентом «3» (результат делился на 3), т.к. эти характеристики шин имеют минимальное влияние на безопасность.

Для ранжирования шин по итоговым местам количество баллов суммировалось. Для испытаний шин использовалось два автомобиля VW Passat B7 2.0 TDI. За их рулем находились Евгений Дударев, «AUTO BILD Беларусь» (при выполнении тестов на торможение, измерение шума), Павел Козловский, АBW.BY (управляемость на сухом асфальте, продольное аквапланирование и аквапланирование в поворотах) и Павел Мурашко, domkrat.by (управляемость на мокром асфальте). И все трое в одном автомобиле при проведении субъективного теста оценки плавности хода и шума внутри салона.

Пилоты были допущены к самостоятельному проведению сравнительных тестов шин на полигоне компании Michelin, находящийся в городе Ладу, Франция службой безопасности Michelin Technology Centre («технологического центра Мишлен») в период с 7 по 13 сентября 2014 года. Допуск был подтвержден выдачей именных карточек.

Каждое из испытаний тестовой программы от начала до конца проводилось на одном автомобиле. Участие сразу двух автомобилей в одном испытании (тесте) шин не допускается. Также не допускается смена пилота во время проведения испытания.

Квалификация у тест-пилотов и их профессиональные навыки достаточны для проведения сравнительного теста автомобильных шин с целью определения их потребительских качеств. Пилоты – Евгений Дударев, Павел Козловский и Павел Мурашко – с 2009 года два раза в год проходят стажировки в Финляндии на полигонах (летнем и зимнем) компании Nokian по методике проведения сравнительных тестов шин. Квалификация и профессиональные навыки пилотов соответствуют, в том числе, требованиям компании Michelin к пилотам, выполняющим испытания покрышек для автомобилей общего пользования. Павел Козловский занимается тестированием автомобилей более 15 лет, за которые через его руки прошли более сотни самых различных моделей. Также отметим, что Павел Козловский является постоянным участником, призером и победителем этапов Кубка Беларуси по джип-триалу, является постоянным участником и призером трофи-рейдов, прошел обучение в школе водительского мастерства Porsche on Track, где в составе команды занял первое место в соревнованиях, проводимых среди ведущих автомобильных журналистов Европы.
Евгений Дударев, главный редактор "AUTO BILD Беларусь" занимается тестами автомобилей с 2005 года, также проходил обучение в Porsche Driving Center в Венгрии и Турции.

Правила ЕЭК ООН 117 доступны в интернете на английском языке. Критерии оценок определяются журналистами-испытателями. За основу взяты свойства шин, влияющие на безопасность управления автомобилем. Наибольшее внимание при оценке уделено протяженности тормозного пути, т.к. экстренное торможение – маневр, подвластный большинству водителей, который эффективно помогает избежать ДТП и/или свести к минимум последствия ДТП.

В целом же, методики, позволяющей присваивать определенное количество баллов шинам-участникам теста, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Все организации и автомобильная пресса разработали свои методы ранжирования шин по итогам сравнительных испытаний. Например, в Германии издания «AUTO BILD», «Auto, Motor & Sport» и клуб ADAC испытывают шины по одной методике, но подводят итоги тестов (подсчитывают количество баллов) и ранжируют шины по-разному, исходя из того, что они считают наиболее важным в характеристиках шин.

Цитата: "Подвергнуть сомнению результаты тестов, проведенных журналистами "Автобизнеса", заставляют и документально подтвержденные результаты многочисленных испытаний различных моделей легковых шин серии "Artmotion", проведенные сторонними аккредитованными организациями – российской компанией АНО "Шинтест" с испытательным полигоном в г. Дмитров, а также международной инжиниринговой компанией Applus+IDIADA, которая работает в сфере автомобильной промышленности и предлагает комплексные решения для клиентов по всему миру».

Как в принципе возможно «подвергать сомнению результаты тестов», участие в которых приняла покрышка Бел-203, не входящая в линейку «Artmotion», и при это указывать на какие-то «документально подтвержденные результаты многочисленных испытаний различных моделей легковых шин серии "Artmotion", нам не понятно. По нашему скромному мнению, здесь попросту что-то напутано, потому что логики в этом нет. А если это попытка подмены понятий, то явно неудачная.

Размышления на тему

Далее размещена, надо полагать, лишь часть протокола, состоящего из 17 страниц, который был выдан по результатам испытаний, заказчиком которых стала «Белшина». Обратите внимание, что речь там идет лишь о 3 типоразмерах - 175/65 R14, 185/60 R14, 185/65 R14, которые были испытаны на Lada Granta. Внизу содержится сноска мелким шрифтом: «The results refer exclusively to the sample tested».

Что значит эта сноска? То, что зафиксированные результаты относятся исключительно к конкретным шинам, предоставленным на тест. «Независимый испытательный полигон Applus+ IDIADA» и вправду хочет оставаться независимым, поэтому такой фразой себя перестраховывает на случай, если заказчик предоставит на тест не совсем те шины, что продаются в рознице. Какие шины предоставила «Белшина», известно только самой белорусской компании. Если провести аналогию, например, с животноводческими выставками, то понятно, что даже крепкое хозяйство для экспозиции выберет две самых красивых курицы. Мы для своих тестов закупаем шины исключительно в розничной сети, все фискальные документы сохраняются. Нам никто не позволяет выбирать самые лучшие даже из десятка представленных шин.

Вторая сноска, кстати, гласит о том, что в случае использования информации, содержащейся в протоколе, от Applus+ IDIADA должно быть получено разрешение. Требовать от «Белшины» предоставить такое разрешение мы не станем – будем полагаться на порядочность «завода, ставшего на одну линейку с мировыми производителями шин».

Но и это еще не все. Мы обнаружили подтасовку фактов в статье, опубликованной на правах рекламы на tut.by
В статье использована иллюстрация с подписью
"На независимом испытательном полигоне Applus+ IDIADA в Испании ведется тестирование шин линейки "Artmotion" на дороге для мокрой управляемости"
копия страницы приведена ниже:




Скажите, какие выводы может для себя сделать потребитель после просмотра таких фотографий с такими подписями? Осмелимся предположить, что читатель может подумать, что на фото запечатлены автомобили в ходе «тестирования шин линейки "Artmotion". Прекрасно, вполне может быть. Но! Фотография с Subaru Outback повсеместно встречается на сайте http://www.applusidiada.com/ Например, здесь или в презентационном буклете (pdf). По крайней мере одна иллюстрация, использованная в рекламной статье, просто "позаимствована" из презентационных материалов полигона. Наверняка эта фотография сделана задолго до появления на свет даже прототипа "Артмоушена". Прочие комментарии излишни.


Евгений ДУДАРЕВ, autobild.by

Комментарии ()

  1. Сергей 28 апреля 2016, 19:34 # 0
    Хорошо, что написали ответ tut.by Стыдно товарищи!
    Jeep grang cherokee
    Автомойка

    Кузовной ремонт

    Loftcenter