Autosalon.by

Новости

Сила сжатия. Дорогая, я уменьшил рынок

Он сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь переживала бум продаж новых автомобилей.

Опубликовано

.

Продажи новых автомобилей в 2009 году

Сила сжатия. Дорогая, я уменьшил рынок

Он
сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года
прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался
хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь
переживала бум продаж новых автомобилей.

Но
дилеры в печали. Падение рынка еще только набирает обороты. Самое
страшное – впереди. «Auto Bild Беларусь» предлагает вам наиболее полную
статистику продаж в Беларуси новых легковых и легких коммерческих
автомобилей по итогам 2009 года и лично убедиться в тенденциях.

Большинство
данных, за исключением таблицы по продажам в январе-2010, учитывают не
продажи официальных дилеров по факту отпуска машин клиентам, а
регистрации в Госавтоинспекции – надо понимать, что часть машин
(особенно зарегистрированных в начале года), были куплены еще в 2008-м.
Впрочем, этот процесс цикличный: часть машин, проданных в 2007-м,
встала на учет ГАИ уже в 2008-м, а некоторые из тех, что были проданы в
декабре прошлого года, попадут в статистику ГАИ уже за 2010 год. Зато
мы имеем возможность отследить не только поставки через официальных
импортеров и дилеров, но и неофициальный импорт: через альтернативных
поставщиков («серых» дилеров), а также машины, ввезенные в частном
порядке гражданами и юрлицами.

Итак, начнем с хорошего.

Продано

Реклама

В 2009
году на учет в ГАИ Беларуси встало 19.474 новых автомобиля. Из них
17.336 – импортные. А 2138 – так называемых «отечественных» (т.е.
российских и украинских) марок. Легковых автомобилей – ровно 16.300
штук. Легких коммерческих моделей (каблуки, фургоны, небольшие
грузовики и микроавтобусы полной массой до 3,5 тонн) – 3174 машины.

По
сравнению с предыдущим, 2008-м годом, объем всего рынка уменьшился
примерно на 36%. Примерно – потому что, к сожалению, мы не можем с
точностью до десятков штук назвать количество автомобилей российскихбрендов, поставленных в Беларусь.

Зато
по сегменту импортных машин цифра известна точно: рынок сжался на
31,5%. Обратите внимание, что по нашим оценкам, сегмент российских
машин сжался вдвое сильнее: более чем на 60%.

Почему?

Рынок
сжался не потому, что «просто кризис» и белорусы стали беднее.
Возможно, снижение продаж не было бы таким сильным, если бы в январе
2009 года Нацбанк не провел столь резкую девальвацию рубля, если бы
банки прочнее стояли на ногах и не сворачивали кредитные программы,
если бы государство не вводило гласные и негласные ограничения на
покупку валюты, если бы Нацбанк не запретил в августе кредитование в
валюте вообще.

Зато
кризис снизил цены. На складах многих дилеров скопились нераспроданные
в 2008 году автомобили, и это спровоцировало лавину распродаж и
невиданных скидок – до трети цены и даже выше! Автомобили зачастую
продавались в «ноль», а кое-где и в убыток, поскольку продавцы
(особенно связанные с российским и украинским рынком) испытывали те же
проблемы, что и покупатели – пора возвращать кредиты банкам. К счастью,
многие распродажи шли с подачи и за счет автопроизводителей, которые
открыли для этого европейские склады. Поэтому, несмотря на работу
практически в убыток, волны банкротств дилерских фирм, которую
прогнозировали некоторые эксперты, мы не увидели.

Реклама

Он сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь переживала бум продаж новых автомобилей.

Но дилеры в печали. Падение рынка еще только набирает обороты. Самое страшное – впереди. «Auto Bild Беларусь» предлагает вам наиболее полную статистику продаж в Беларуси новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2009 года и лично убедиться в тенденциях.

Большинство данных, за исключением таблицы по продажам в январе-2010, учитывают не продажи официальных дилеров по факту отпуска машин клиентам, а регистрации в Госавтоинспекции – надо понимать, что часть машин (особенно зарегистрированных в начале года), были куплены еще в 2008-м. Впрочем, этот процесс цикличный: часть машин, проданных в 2007-м, встала на учет ГАИ уже в 2008-м, а некоторые из тех, что были проданы в декабре прошлого года, попадут в статистику ГАИ уже за 2010 год. Зато мы имеем возможность отследить не только поставки через официальных импортеров и дилеров, но и неофициальный импорт: через альтернативных поставщиков («серых» дилеров), а также машины, ввезенные в частном порядке гражданами и юрлицами.

Итак, начнем с хорошего.

Продано

В 2009 году на учет в ГАИ Беларуси встало 19.474 новых автомобиля. Из них 17.336 – импортные. А 2138 – так называемых «отечественных» (т.е. российских и украинских) марок. Легковых автомобилей – ровно 16.300 штук. Легких коммерческих моделей (каблуки, фургоны, небольшие грузовики и микроавтобусы полной массой до 3,5 тонн) – 3174 машины.

Реклама

По сравнению с предыдущим, 2008-м годом, объем всего рынка уменьшился примерно на 36%. Примерно – потому что, к сожалению, мы не можем с точностью до десятков штук назвать количество автомобилей российских брендов, поставленных в Беларусь.

Зато по сегменту импортных машин цифра известна точно: рынок сжался на 31,5%. Обратите внимание, что по нашим оценкам, сегмент российских машин сжался вдвое сильнее: более чем на 60%.

Почему?

Рынок сжался не потому, что «просто кризис» и белорусы стали беднее. Возможно, снижение продаж не было бы таким сильным, если бы в январе 2009 года Нацбанк не провел столь резкую девальвацию рубля, если бы банки прочнее стояли на ногах и не сворачивали кредитные программы, если бы государство не вводило гласные и негласные ограничения на покупку валюты, если бы Нацбанк не запретил в августе кредитование в валюте вообще.

Зато кризис снизил цены. На складах многих дилеров скопились нераспроданные в 2008 году автомобили, и это спровоцировало лавину распродаж и невиданных скидок – до трети цены и даже выше! Автомобили зачастую продавались в «ноль», а кое-где и в убыток, поскольку продавцы (особенно связанные с российским и украинским рынком) испытывали те же проблемы, что и покупатели – пора возвращать кредиты банкам. К счастью, многие распродажи шли с подачи и за счет автопроизводителей, которые открыли для этого европейские склады. Поэтому, несмотря на работу практически в убыток, волны банкротств дилерских фирм, которую прогнозировали некоторые эксперты, мы не увидели.

Реклама

Кто проиграл

Ошиблись те, кто предсказывал: в кризис белорусы начнут экономить, покупая вместо дорогих автомобилей более дешевые. Сильнее всех пострадали как раз недорогие, бюджетные бренды. За исключением Chery и Samand, у большинства «бюджетников» повода для радости нет.

Сильнейшее падение – у Lada (наполовину, а в целом по российским брендам – минус 60%), Dacia, Daewoo, Great Wall, Kia, Suzuki. Фактически на рынке больше нет китайских марок Geely, Hafei, JAC. Закончилось, едва начавшись в 2008-м, присутствие Daihatsu. Неудачный выдался год и для брендов среднего ценового диапазона: Fiat, Mazda, Opel, Subaru. Не получилось возрождение у дилера американской «тройки» Chrysler-Dodge-Jeep.

Несмотря на обширные распродажи, заметно «просел» традиционный лидер Volkswagen, хотя главный конкурент, Toyota, благодаря таким же распродажам выстоял и даже нарастил долю рынка. За счет коммерческой линейки Volkswagen все еще лидирует в топ-списке, но разрыв с Toyota уже далеко не трехкратный, как в позапрошлом году. Вслед за Toyota к лидерам подбираются Peugeot, Mitsubishi, Hyundai – все три марки увеличили долю и показали результаты лучше, чем в среднем по рынку.

Кто выиграл

Реклама

Зато в премиум-сегменте клиентов было хоть отбавляй. Успешная акция по S40 позволила Volvo удвоить продажи и «выстрелить» в Топ-20 марок. Завидный рост – у Audi и Porsche, уверенно стоит на ногах Mercedes-Benz, с новой дилерской сетью закрепился в Беларуси BMW. Портят благостную картину в «премиуме» Alfa Romeo, Cadillac и Land Rover, но эти нишевые марки никогда не делали погоды на рынке. Много потерял Lexus, но почти все прежние успехи – результат работы «серых» дилеров. «Тойота Центр Минск» так и не решилась начать официальные поставки Lexus в Беларусь.

Сюрприз года – Samand, никогда еще так высоко не поднимавшийся в рейтинге. Похоже, завод наконец-то смог наладить регулярные поставки машинокомплектов, а удачные ценовые предложения в мае и продажи машин госструктурам помогли закрепить успех.

И «бэушки»

В 2008 году в Беларусь было импортировано чуть больше 200 тысяч автомобилей на 1,5 миллиарда долларов США – включая и новые машины, и подержанные.

В 2009-м, согласно данным таможенной статистики, которые распространило агентство «ПРАЙМ-ТАСС», автомобилей ввезено на 18,4% меньше – всего 163.500 штук на общую сумму в $1,016 млрд.

Реклама

Физические лица ввезли в прошлом году 76,2 тысячи машин (минус 28,1% по сравнению с 2008 г.), юрлица импортировали оставшиеся 87,3 тысячи автомобилей (минус 7,5%). Нетрудно заметить, что импорт «бэушек» гражданами Беларуси сокращается примерно теми же темпами, что и рынок новых автомобилей. Впрочем, эта тенденция была характерна до декабря.

Пока Беларусь не уперлась в проблему Таможенного союза.

Проблема-2010

Слухи, причем вполне подтвержденные, о грядущем повышении ввозных пошлин на автомобили появились еще осенью, и рынок зашевелился. Заметный ажиотаж помог дилерам распродать остатки складов и поддержал стремительно падающий график спроса. Возможно, без этого предновогоднего оживления белорусский авторитейл просел бы куда глубже 36%.

Декабрьские продажи новых автомобилей не смогли побить рекорд октября 2008 года, но зато всю напряженность ощутили таможенники. За один декабрь в Беларусь было ввезено около 26,1 тысяч автомобилей – две среднемесячные «нормы».

Реклама

А вот дальше – настоящий кризис. 1 января поднялись таможенные пошлины для юрлиц, и границу пересекли считанные автовозы. В январе в страну въехало лишь 7221 машина – по сравнению с январем-2009 импорт сократился на 32,9%. Практически весь этот объем (97,9%) обеспечили физлица. На счету юрлиц – 154 авто (в 27 раз меньше, чем в январе 2009-го). Показательно, что из-за пределов СНГ было ввезено лишь 4 автомобиля. А из России – 87 штук, это в 2,8 раза больше, чем годом ранее.

Белорусские дилеры продают последние машины, оставшиеся в наличии с прошлого года, растаможенные по старым ставкам. Когда они кончатся – придется ввозить что-то новое. Откуда – большой вопрос. Некоторые модели будет выгодно закупать на сборочных предприятиях РФ. Впрочем, именно некоторые, а не многие – по оценкам экспертов «Атлант-М», собранный в России «беспошлинный» Volkswagen Tiguan будет стоить в Минске столько же, сколько такой же, но ввезенный из Германии и растаможенный по новым ставкам. А если нет разницы, зачем покупать русское?

Впрочем, всем очевидно, что логистика поставок автомобилей перераспределится в сторону России. Не исключено, что некоторые дилеры перейдут под «протекторат» российских импортеров. Возможно, станут дочерними предприятиями. Первые кандидаты в очереди – дилеры японских и некоторых корейских марок.

Глубоко падать?

Что станет с рынком в 2010 году? Наиболее вероятный сценарий – подъем пошлин для физических лиц вровень с пошлинами для юрлиц с 1 июля. В этом случае рынок подержанных машин надолго «замыкается в себе», внутри страны. В 2009 году 60% всех ввозимых машин стоили дешевле $5000 (в 2008 г. – меньше 50%), 25% – от 5 до 10 тысяч долларов (в 2008-м – 30%). Поскольку импорт машин старше 5 лет закрывается вовсе, а «свежих» подержанных в этих ценовых диапазонах почти нет, то эти сегменты ликвидируются до тех пор, пока цены на «бэушки» не вырастут до уровня российских – далее начнется ввоз автомобилей б/у из европейских регионов России. Но до этого нам жить еще как минимум год – на данный момент в Беларуси достаточно машин, чтобы удовлетворить повышенный спрос. А до 1 июля будет ввезено еще больше: нет сомнения, что белорусы используют все возможности найти деньги и купить б/у автомобиль, даже если раньше они не планировали этой покупки в этом году. Впрочем, Беларусь не сможет запасти столько машин, чтобы «завалить» рынок России – начиная с января ввоз подержанных авто физлицами нарастает, но не такими уж высокими темпами, а во II полугодии 2009 года темпы и вовсе снижались. Все-таки свободных денег у населения не так много, а у банков Беларуси интересных кредитных предложений нет.

Реклама

Рынок новых автомобилей в лучшем случае (при выравнивании пошлин с 1 июля) должен упасть в 2010 году наполовину. Пугающая тенденция января (-70%) должна обернуться более оптимистичными цифрами в феврале (примерно минус 50%), но в целом по итогам года рынок откатится на уровень 2006 года – не более 10 тысяч новых иномарок.

В худшем случае – рухнет еще глубже. По нашей информации, вместе с выравниванием пошлин с 1 июля готовится и отмена льготы по НДС, которой пользуются белорусские дилеры. Налог на добавленную стоимость сейчас уплачивается не со всей стоимости автомобиля, как в России, а лишь с дилерской маржи. Отмена этой льготы приводит к тому, что новые машины будут стоить дороже, чем в Москве! Причина – в объемах реализации и скидках. Российские дилеры, продающие десятки и сотни тысяч автомобилей, получают более низкие закупочные цены, чем дилеры в Беларуси. Кроме того, в России есть настоящие представительства автозаводов, работают специализированные систем кредитования.

Конечно, все эти преференции может получить и белорусский рынок, но при одном условии: он должен стать неотъемлемой частью российского. Худший сценарий означает, что не только некоторые, а абсолютное большинство компаний-импортеров и дилеров в Беларуси станет составной частью российского автобизнеса. Хорошо это или плохо – тема отдельной статьи.

Текст: Владимир Гурьянов

 

Реклама
Продолжить чтение
Реклама
Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + одиннадцать =

Новости

Семейный автомобиль с комфортабельным салоном

На рынок Поднебесной скоро выйдет минивэн Wuling Xingguang 730.

Опубликовано

.

Автор

Минивэн Wuling Xingguang 730 экстерьер вид четвертый

Китайская марка Wuling недавно обнародовала фирменные изображения этой готовящейся к дебюту модели. Некоторые характеристики грядущего минвэна сейчас уже известны, поскольку ранее производитель провел его сертифицикацию. Так, на домашнем рынке покупателям предложат версию с бензиновым турбированным агрегатом 1.5, развивающими 177 «лошадей». Кроме этого, новинка получит гибридное исполнение, силовая установка которого будет включать атмосферный двигатель 1.5 с отдачей 106 л.с. Должен появиться в продаже и полностью электрический вариант с единственным мотором на 136 сил и литий-железо-фосфатной батареей.

Минивэн Wuling Xingguang 730 экстерьер вид первый

В комфортабельном салоне анонсированного минивэна предусмотрено семь посадочных мест, причем боковые задние двери у него окажутся сдвижными. Габариты такой модели составляют 4910х1850х1770 мм, а расстояние между осями равно 2910 мм. Следует отметить, что дизайн передней части у разных версий новинки будет заметно отличаться: например, исполнение без ДВС будет лишено массивной радиаторной решетки.

Минивэн Wuling Xingguang 730 экстерьер вид второй

Ожидается, что продажи минивеэна Wuling Xingguang 730 стартуют в Китае через несколько месяцев.

Минивэн Wuling Xingguang 730 экстерьер вид третий

Фото: Wuling

Реклама
Продолжить чтение

Новости

Исследование J.D. Power выявило ключевую проблему современных автомобилей

Согласно отчету, всё больше владельцев жалуются на…

Фото аватара

Опубликовано

.

Автор

Исследование 2025 года выявило ключевую проблему современных автомобилей — неудобство цифровых салонов и мультимедийных систем.

Согласно отчету, всё больше владельцев жалуются на сенсорные панели, особенно когда на них вынесены базовые функции управления, такие как климат-контроль, открытие бардачка или управление гаражными воротами. Для доступа к этим функциям приходится делать множество касаний и свайпов по экрану, что вызывает раздражение и отвлекает водителя от дороги. Эксперты J.D. Power отмечают, что хотя крупные сенсорные экраны выглядят современно и привлекательно, их функциональность зачастую усложнена и неудобна в повседневном использовании.

Исследование показало, что именно проблемы с цифровыми интерфейсами стали одной из главных причин снижения общего качества новых автомобилей. Например, премиальные бренды, активно внедряющие такие технологии, сталкиваются с большим количеством жалоб на сбои и неудобства в работе мультимедийных систем и климат-контроля. В частности, BMW в 2025 году получила критику за программные ошибки в новых электромобилях i4 и iX, включая проблемы с климатическими системами и зарядкой.

J.D. Power рекомендует производителям сохранять физические кнопки для наиболее часто используемых функций, чтобы снизить нагрузку на водителя и улучшить пользовательский опыт. Такой подход поможет избежать излишней отвлекаемости и повысит безопасность на дороге.

Таким образом, исследование подчеркивает, что стремление производителей к минималистичному дизайну и максимальной цифровизации салонов пока не всегда совпадает с удобством и практичностью для владельцев. В ближайшие годы автокомпании должны найти баланс между инновациями и эргономикой, чтобы не потерять доверие клиентов и обеспечить комфортное управление автомобилем.

Реклама
Продолжить чтение

Видео

Xiaomi YU7 — 289 000 заказов за первый час

Электрический кроссовер, который взорвал рынок

Фото аватара

Опубликовано

.

Автор

1 июля 2025 года компания Xiaomi официально начала продажи своего нового электрического кроссовера YU7 в Китае, и автомобиль сразу установил рекорд: за первые 60 минут после открытия заказов было оформлено более 289 000 предзаказов. Такой ажиотаж превзошёл даже самые смелые ожидания компании и стал одним из самых заметных событий на мировом автомобильном рынке последних лет.

Ключевые характеристики Xiaomi YU7

  • Тип кузова: среднеразмерный кроссовер (fastback)

  • Габариты: 4999 × 1996 × 1608 мм, колесная база — 3000 мм

  • Версии: задний и полный привод, 1 или 2 электромотора

  • Мощность: от 315 до 690 л.с.

  • Разгон 0–100 км/ч: 3,23 секунды (максимальная версия)1

  • Максимальная скорость: 253 км/ч

  • Запас хода (CLTC): до 835 км (топовая комплектация)1

  • Батарея: литий-ионная NMC CATL, ёмкость — до 101,7 кВт·ч

  • Быстрая зарядка: 800-вольтовая архитектура, до 80% за 18 минут

  • Интерьер: большой горизонтальный экран на всю ширину передней панели, отдельного дисплея для водителя нет1

Комплектации и цены

Версия Привод Мощность (л.с.) Запас хода (CLTC, км) Цена (USD, эквивалент)
Базовая Задний 315–320 до 650 35 000
Pro Полный (2 мотора) 489–496 до 760 38 700
Max Полный (2 мотора) 690 до 835 45 600

Данные о мощности и запасе хода могут незначительно отличаться в зависимости от источника и сертификационной версии автомобиля.

Причины ажиотажа и вызовы для Xiaomi

  • Уникальное сочетание характеристик и цены: YU7 дешевле прямых конкурентов, таких как Tesla Model Y, на 10–12% в Китае, при этом предлагает более мощные версии и увеличенный запас хода.

  • Высокий спрос: За первый час было оформлено более 289 000 заказов, а за первые три минуты — 200 000, что стало мировым рекордом для электромобилей.

  • Производственные ограничения: Из-за наплыва заказов время ожидания стандартной комплектации может достигать 60 недель (более года). Это вынудило некоторых клиентов задуматься об отмене заказа, несмотря на потерю депозита около $700.

  • Реакция конкурентов: Компании Zeekr, Nio и другие предложили компенсировать расходы тем, кто решит отказаться от ожидания YU7 и выберет их электромобили.

Производство и перспективы

Xiaomi активно расширяет производственные мощности: основной завод в Пекине увеличил план по выпуску до 300 000 автомобилей в год, а к концу 2025 года планируется запуск второго предприятия в провинции Хубэй. Первые поставки YU7 стартуют уже в июле, массовое производство персонализированных заказов запланировано на август.

Xiaomi YU7 — это не просто новый электрокар, а феномен рынка, который уже изменил баланс сил в сегменте кроссоверов. Судя по рекордному спросу, модель способна стать одним из самых популярных электромобилей в Китае и задать новые стандарты для конкурентов.

Смотрите тест-драйв YU7, следите за появлениемYU7 в Беларуси на странице Xiaomi в каталоге новых автомобилей на autosalon.by

Реклама
Продолжить чтение
Реклама

Популярное