Новости

Безопасность на зимней дороге – шинный вопрос

В марте и октябре 2009 года белорусские журналисты провели первый тест зимних шин, который состоялся на испытательных полигонах Финляндии. Этот первый тест не только откроет серию испытаний покрышек, но и поможет ответить на два важных потребительских вопроса.

Опубликовано

.

Тест зимних шин

В марте и октябре 2009 года белорусские журналисты провели первый тест зимних шин, который состоялся на испытательных полигонах Финляндии. Этот первый тест не только откроет серию испытаний покрышек, но и поможет ответить на два важных потребительских вопроса: стоит ли экономить? и стоит ли переплачивать при покупке зимних шин? Попытаемся ответить на оба

Покупка сезонного комплекта шин – серьезная трата денег. Но от этого дорого, но несложного мероприятия зависит безопасность на дороге как водителей, так и пешеходов. В первом тесте мы сравнили шины нижнего (бюджетного), среднего и высшего (премиум) ценового диапазона. Шипованные шины были представлены следующими моделями: Nokian Hakkapeliitta 7, Gislaved NordFrost 5, Amtel NordMaster 2, а из фрикционных были выбраны Nokian Hakkapeliitta R, Dunlop Graspic DS2, Barum Polaris 2. Получилось весьма показательно, и мы полагаем, нам удалось дать ответ на ряд вопросов, интересных отечественным автовладельцам.

 

Управляемость на льду

Испытание проводилось на специальной извилистой ледяной трассе. На
ней повороты чередуются со скоростными прямыми, что провоцирует на
разгон, и, как следствие – на ошибки в скорости. А когда ошибаешься в
повороте, естественная реакция – снизить скорость и попытаться
скорректировать траекторию рулем. В общем, заезды на ледяной трассе
помогают получить субъективное впечатление от характеристик шин. А
чтобы внести объективный фактор – заезды проводятся на время и
вычисляется средняя скорость движения. Время фиксировалось при помощи
измерительного комплекса с инфракрасными датчиками, установленными на
корпусе автомобиля и на старте/финише трассы.

 

Разгон и торможение на льду

Эта серия испытаний проходила на льду замерзшего озера. Широченный
ледяной трек длиной 1 км был вычищен до блеска. У подопытного Ford
Fiesta с ABS специально отключены тормозные механизмы задних колес –
так на неважных покрышках автомобиль тормозит наиболее прямолинейно.
Разгон осуществляется по методике, призванной максимально исключить
человеческий фактор: включается вторая передача, обороты двигателя
поднимаются до 4000 об/мин, педаль сцепление резко отпускается (нога
буквально сбрасывается в сторону). Разгон продолжается до 32 км/ч (по
спидометру), затем выполняется резкое торможение с переключением в
нейтраль. Серия разгон/торможение на каждом комплекте проходит раз 15 –
пока не закончится километровая трасса. Измерительный спутниковый
комплекс Racelogic VBox фиксирует время разгона до 30 км/ч и тормозную
дистанцию. Результаты обрабатываются с учетом изменения погодных
условий и состояния льда. С этой целью в конце испытаний повторяем
замеры на «базовых» покрышках и вносим соответствующие поправки в
результаты испытаний.

 

Реклама

Управляемость на снегу

В этой дисциплине Ford Fiesta с шинами предстояло форсировать снежную трассу, ведущую вверх на гору. Рыхлый снег, подъем и несколько виражей различной крутизны позволяют оценить как «гребные» свойства покрышек, так и боковые сцепные свойства на таком покрытии. И здесь шипы уже особой роли не играют – важнее протектор. Поэтому в целом итоговый протокол в целом довольно плотный (разбежка составила не более 4 секунд), но позиции в нем существенно изменились.

 

Торможение на снегу

Замеры показателей в торможении и разгоне на снегу проводились по похожей методике. Однако в силу того, что сцепные свойства снега гораздо выше, чем у льда, начальные обороты двигателя достигали 5000 об/мин. Передача в КП по-прежнему включалась вторая. После моментального отпускания педали сцепления разгон продолжался до, 43 км/ч (по спидометру), и измерительный комплекс измерял время, которое необходимо для достижения скорости в 40 км/ч. После разгона автомобиль резко останавливался, тормозной путь замеряли приборы.

 

Разгон на снегу

В
разгоне на снегу результаты очень близки, но в то же время произошла
перетасовка позиций. Шипованные шины, вместе с Amtel NordMaster 2
возглавили список. Nokian Hakkapeliitta R – лучшая в этой дисциплине
среди фрикционных. Barum Polaris 2 обошел Dunlop Graspic DS2. Разброс
результатов в торможении на снегу – около двух метров. Изменений по
позициям нет – изделия именитых брэндов впереди.

 

Испытание на ледяном кругу

Заезды по абсолютно круглой трассе диаметром 600 метров наиболее скоростные. На первы взгляд это несерьезное упражнение, но на самом деле – очень важное. Здесь оцениваются поперечные сцепные свойства покрышек в на высокой скорости и в пологих поворотах. То есть, в более реальных режимах. Ведь именно на 50-60 км/ч чаще всего улетают в кювет, элементарно «не попав» в поворот из-за скользкого покрытия. В этом испытании датчики измеряли среднее время прохождения круга и рассчитывали время его. Периодически между заездами состояние покрытия стандартизируется путем нарезки борозд и придания шероховатости льду специально техникой. Тем самым достигается равномерное по скользкости ледяное покрытие трассы.

 

Высота шипов

У шипованных шин была измерена средняя высота рабочей части шипов (выступающая над поверхностью протектора). Приводится среднее значение для 20 шипов (мм).

 

Реклама

Сопротивление качению

Эта
характеристика определяет возможность шины противостоять «крутящему»
движению.

Именно потери энергии из-за микродеформаций в пятне контакта
являются причиной сопротивления качению. Чем меньше сопротивление
качению, тем более экономично использование шины, так как на ее
вращение расходуется меньше энергии, это обеспечивает большую экономию
топлива и больший пробег. На специальном стенде нами были измерены
значения сопротивления качению для фрикционных шин.

Как видно из
результатов измерений, разница между дорогими и дешевыми покрышками –
налицо. Покупка дорогих шин выльется в экономию топлива, снижение
расхода.

 

Торможение на мокром асфальте

Это испытание проходило на полосе асфальта, на которую непрерывно самотеком поступает вода. Толщина слоя воды – 1-2 мм, поверхность трассы покрыта им равномерно. Таким образом имитируется именно мокрый асфальт, а не лужи на его поверхности. Температура за бортом – положительная, около 8 градусов. Торможение выполнялось и фиксировалось аппаратурой со скорости 60 км/ч. У агрегатоносителя Ford Fiesta система ABS функционировала в нормальном режиме. Измерение и фиксацию результатов испытаний осуществлял спутниковый комплекс Racelogic VBox. Итоговые результаты серии торможений на мокром асфальте обрабатывались с учетом изменения погодных условий. С этой целью в конце испытаний повторяем замеры на «базовых» покрышках и вносим соответствующие поправки в результаты испытаний.

 

Торможение на сухом асфальте

Это испытание проходило на отдельной полосе сухого асфальта. Замер тормозного пути проводился со скорости 60 км/ч. ABS работала в штатном режиме. Итоговые результаты серии торможений на мокром асфальте обрабатывались с учетом изменения погодных условий. С этой целью в конце испытаний повторяем замеры на «базовых» покрышках и вносим соответствующие поправки в результаты испытаний.

Реклама

Итоги:

1 место Nokian Hakkapeliitta 7 (ш)

Если бы наши испытания ограничились только зимними тестами на снегу и льду, то шинам Nokian Hakkapeliitta 7 не было бы равных. Эти покрышки сокращают тормозной путь на льду со скорости 30 км/ч более чем в два раза, а в числом выражении – на 16 метров по сравнению с аутсайдером наших тестов. Правда и шума при движении по льду больше, но это можно понять и простить. Разгон, скорость и управляемость на скользкой зимней поверхности идеальны. В общем, это лучшая шина для по-настоящему зимних дорог. Но асфальт и положительные температуры омрачили ее отличные характеристики, хотя не намного: Hakkapeliitta 7 показала средние результаты. Субъективно управлять автомобилем с этими шинами приятно и безопасно, шума от шипов почти нет.

2 место Nokian Hakkapeliitta R

Эти фрикционные шины марки Nokian уступают шипованной финской новинке только на льду. Сцепные свойства в зимних условиях высокие. Среди испытанных фрикционных шин Hakkapeliitta R – лучшая. Рассеченный мелкими прорезями-ламелями протектор прекрасно работает на льду, отлично цепляется за снег, хотя результаты разгона на рыхлой поверхности не лучшие. На этих шинах автомобиль активно разгоняется и тормозит, легко управляется.

Но позиции на асфальте средние: мягкий протектор увеличивает тормозной путь, реакции на повороты руля смазанные и не слишком точные. Вывод – прекрасная шина для зимних условий эксплуатации.

3 место Gislaved NordFrost 5 (ш)

Шины Gislaved Nord Frost 5 достойно противостояли финским конкурентам. Эти покрышки уверенно цепляются со льдом, но в торможении на этой скользкой субстанции проигрывают лидеру тестов почти 4,5 м (целый корпус автомобиля). Проходимость и цепкость на снегу хорошие. Однако в управлении автомобилем на льду, снегу и на асфальте появилась склонность к заносу. На мокром асфальте тормозит лучше Nokian, а на сухом – гораздо хуже.

4 место Dunlop Graspic DS2

Классический середнячек, который во многих тестах дышит в затылок Hakkapeliitta R. На снегоу автомобиль на этих покрышках управляется понятно и безопасно, хотя реакции не так остры, скорость движения и интенсивность торможения не сильно впечатляют. Да и в разгоне на снегу они провалились. Движение на льду медленное, но понятное. В асфальтовых дисцилинах эти шины откровенно сдали: худшие результаты торможения, субъективно неважные сцепные свойства и устойчивость в поворотах. В целом неплохие зимние покрышки, но ездить лучше по расчищенным дорогам.

Реклама

5 место Barum Polaris 2

Хорошие шины эконом-класса. Рисунок – зимний. Резиновая смесь – летняя. Худшие результаты на льду, хотя управление автомобилем предсказуемое: чуть придавил педаль акселератора – плавно поскользил наружу траектории. Сцепные свойства со снегом также худшие, но управление без неприятных сюрпризов. В целом, в зимних условиях ездить лучше медленно «на ощупь», избегая ускорений и торможений.

Но на асфальте при положительной температуре шины Barum преобразились и выбились в лидеры. Управление четкое уверенное. Тормозные свойства также велики. В общем, нам так и не стало понятно, почему производитель называет эти шины зимними.

6 место Amtel NordMaster 2 (ш)

Также представитель эконом-класса. Помимо зимнего рисунка протектора оснащены шипами (шипуемая шина, шипы установлены по поступлении в продажу). Шипы начали выпадать и повреждать протектор уже после пробега по льду расстояния около 3 км. Из-за летней жесткости резиновой смеси сцепные свойства на зимних покрытиях неудовлетворительны. Тормозной путь на льду самый длинный, хуже чем у фрикционных Barum. Управление на снегу и льду абсолютно неуверенное: автомобиль мечется от сносов к заносам, постоянно необходимо активно корректировать направление движения рулем. Качество контроля рулем худшее. Торможение на снегу оставляет желать лучшего, но гребные свойства Amtel на этой поверхности неплохие. Поведение на асфальте удовлетворительное, хотя и на мокрой поверхности тормозные качества посредственные. Эту шину сложно назвать зимней.

 

Реклама

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Популярное

Exit mobile version