Новости
На всякий пожарный
В одном из прошлых номеров «AUTO BILD Беларусь» (№ 4 от 06.12.2009) мы уже рассказывали о том, что при страховании автомобиля по любой системе существует такое понятие, как «нестраховой случай». К нему относится возгорание автомобиля, о котором сегодня и пойдет речь.
Страхование
В одном из прошлых номеров «AUTO BILD Беларусь» (№ 4 от 06.12.2009) мы уже рассказывали о том, что при страховании автомобиля по любой системе существует такое понятие, как «нестраховой случай». К нему относится возгорание автомобиля, о котором сегодня и пойдет речь. Именно такой вид повреждения транспортного средства наносит самый большой ущерб, а вопрос выплат возмещения страховыми компаниями вызывает массу споров.
Если при страховании по системе ОСГО вопрос выплаты возмещения в случае выгорания вашего автомобиля изначально не стоит, т.к. страхование гражданской ответственности «спасает» только от повреждений, полученных в результате зафиксированного в ГАИ ДТП, то страхователям по системе «Полное КАСКО» приходится нелегко.
В официальных документах написано, что случай не является страховым, если происходит «потеря эксплуатационных качеств, в т.ч. возгорание в моторном отсеке, в салоне, в багажном отделении, ввиду короткого замыкания, произошедшего в результате потери эксплуатационных качеств изолирующей оплетки токопроводящих проводов или нарушения правил эксплуатации транспортного средства, выражающегося в использовании предохранителей и электрооборудования другого технического оборудования транспортного средства, не соответствующих эксплуатационным параметрам».
Проще говоря, если ваш автомобиль загорелся в результате короткого замыкания или по причине других неисправностей, денег вам не видать. И этому есть логическое объяснение. Когда автомобиль страхуется по КАСКО, обязательным условием является наличие отметки о прохождении Государственного технического осмотра. Для страховой компании это является подтверждением того, что автомобиль у вас полностью исправен, в т.ч. и электропроводка. Подписывая с вами договор о страховании, компания уверена, что никаких технических проблем, влекущих за собой наступление страхового случая, не будет. Если же происходит возгорание на технически исправном автомобиле, это означает, что виноват водитель, который нарушил условия эксплуатации этого автомобиля. Соответственно, страховая компания имеет полное право не выплачивать страховое возмещение.
Но не все так просто. Ведь автомобиль мог сгореть и в результате «противоправных действий третьих лиц». Тогда страховая компания обязана выплатить владельцу деньги. Возникает следующий вопрос: как доказать, что возгорание – это не короткое замыкание, а поджог? Ведь чаще всего u1093 хозяин автотранспортного средства не может конкретно рассказать, что произошло. В случаях, когда владелец утверждает, что автомобиль был исправен, а сгорел он в результате поджога, назначается экспертиза.
Для этого владельцу необходимо заявить о случившемся в ГАИ, или в милицию, или в МЧС, чтобы документально зафиксировать факт возгорания. Затем страховая компания обращается в НИИ ПБ и ЧС или в криминалистический отдел УВД с просьбой произвести экспертизу. В результате такого исследования эксперты дают ответ, были ли обнаружены следы посторонних воспламеняющихся веществ. Если вещества имеются, значит это установленный и доказанный факт поджога. Тогда страховое возмещение выплачивается без дополнительных проволочек по стандартной схеме выплат.
При этом все расходы на проведение экспертизы берет на себя страховая компания. И даже если в ходе исследования будет доказано, что возгорание произошло в результате короткого замыкания и выплата клиенту не положена, все расходы на экспертизу все равно оплачивает страховая компания.
В случае, если эксперты сделали вывод, что следов посторонних воспламеняющихся веществ не обнаружено и причина возгорания не установлена, но клиент продолжает утверждать, что автомобиль был полностью исправен, наступает вторая фаза расследования.
Специалисты компании рассматривают личное дело владельца автомобиля – проверяют наличие больших долгов, смотрят, как давно был заключен договор КАСКО, и пр. Так они выясняют, мог ли владелец сам поджечь автомобиль с целью получения денежной компенсации.
Если у клиента все в порядке и никаких подозрений он не вызывает, то зачастую страховая компания все-таки выплачивает возмещение.
Итог:
Мой совет: тщательно следите за техническим состоянием своего автомобиля. Особенно за таким капризным составляющим, как электропроводка. Ведь даже страхование по системе «Полное КАСКО» не спасет вас от огромных расходов, если автомобиль сгорит в результате короткого замыкания.
Татьяна Цырфа