Новости
С Днем рождения, Mustang!
Вот так нежданно-негаданно тебе стукнуло 50 лет.
С Днем рождения, Mustang!
Вот так нежданно-негаданно тебе стукнуло 50 лет. И, судя по всему, ты находишься в прекрасной форме. В свой полувековой юбилей ты все еще остаешься мечтой для многих. Прекрасной мечтой без срока давности.
В пять часов утра над пригородами Детройта все еще висит темная тихая ночь. Мы едем по улочкам, петляющим между двухэтажными частными домами и лужайкам с аккуратно постриженными газонами. Где-то здесь, в одном из домов, затеяна вечеринка по поводу дня рождения. Виновнику торжества – прославленному Ford Mustang – стукнуло 50 лет. Эта дата восхищает и в то же время пугает.
Восхищает потому, что ранние Mustang и сегодня являются живыми и стоящими в строю доказательствами того, насколько притягательной и выгодной может быть идея соединить созданный с любовью дизайн и честную цену. Радость, которая наполняет сердца и ум не только поклонников, но и большинства людей при любовании первыми Mustang не знает срока давности. И сегодня эти автомобили источают совершенно свободную от зависти ауру успеха. Трудно припомнить семейство других классических автомобилей, которые обрели такую культовую популярность. Старые Mustang не перестают сиять и восхищать. Нет в мире ни одного уголка, в котором не знали бы и не любили бы эти авто.
Этот юбилей пугает: целых полвека назад Ли Якокка успешно претворил в жизнь свой великий и в то же время такой простой замысел. Страстный спортивный автомобиль для народа по демократичной цене. Ныне, с высоты XXI века очевидно, что никому еще не удалось повторить успех Mustang и его создателей.
Ли Якокка пришел в Ford в 1946 году в качестве практиканта. Поднявшись по карьерной лестнице и к началу 1960-х возглавив команду, создававшую несколько рядовых моделей, он смог правильно понять и интерпретироваться пожелания клиентов. Молодые американцы жаждали радикальной смены курса. Ни в чем. Ни в музыке (Beatles, Rolling Stones), ни в политике (Кеннеди) и на улицах. Первое послевоенное поколение больше не хотело ездить на старых ажурных баржах типа Ford Fairlane. Американцам просто хотелось чего-то нового, свежего и классного. И, понятное дело, доступного.
Якокка и его шеф-дизайнер Дональд Фрей сделали ставку на двухместный родстер. Поначалу в их воображении родилось нечто непостижимое с 4-цилиндровым V-образным мотором от старой немецкой модели 12M, расположенным позади салона. Но Генри Форд такой концепт не одобрил. Двухместный автомобиль ни за что не стал бы массовым и популярным. У Ли Якокка был план «Б». Он поставил перед командой дизайнеров во главе с Джо Оросом задачу создать купе с салоном 2+2. Платформой для этой машины послужила техника от существовавшей в той время в США модели Falcon. Такое купе стало хитом! Mustang продавался без какой-либо рекламы. Он был невероятно дешевым в производстве. 6-цилиндровые версии по тем временам стоили от $2368, что обусловило оглушительный успех среди молодых американцев.
Еще немного цифр перед тем, как мы доберемся до юбилейной вечеринки в Детройте. Днем рождения Mustang является 17 апреля 1964 года. В этот день новинку Ford представили на Мировой ярмарке в Нью-Йорке. К концу дня компания получила 22.000 заказов на покупку автомобиля. Спустя 18 месяцев на просторах США колесил целый миллион «Мустангов». В Чикаго первый экземпляр Mustang держали за стеклом и никого к нему не подпускали, чтобы не допустить давки. Так много людей хотели познакомиться с ним поближе. В Техасе на один и тот же Mustang претендовали 15 человек и устроили между собой мини-аукцион. Самый щедрый покупатель вынужден был ночевать в машине и сторожить ее до утра, пока банк не провел его чек. В Хантсвилле, штат Алабама, был сорван старт автогонки, потому что 9000 посетители хлынули с трибун на трассу, чтобы поближе рассмотреть пейс-кар, коим был выбран Mustang.
За такими воспоминаниями мы находим себя возле открытых гаражных ворот. Из темноты бокса на нас смотрит блестящий и такой молодой 1967 Mutang GT. Кэти, его хозяйка, любезно согласилась передать его нам для фотосессии. «Развлекайтесь», – улыбнулась она и вручила ключи.
С приближением восхода солнца наступает время огромного V8 объемом 390 куб. дюймов (6,4 литра). Теперь ему можно огласить всю округу своим рыком. Он уносит нас в район Дирборн, где живет Джозеф Эрранте. 50 лет назад этот человек работал на конвейере Ford и был причастен к рождению Mustang (см. врезку слева). И он же сопровождает нас в экскурсии по Детройту. Дело в том, что в штаб-квартире Ford абсолютно нет классических Mustang, которые можно было бы одолжить для поездки. Выставленные в музее экспонаты тоже никому не дают. Поэтому мы раздобыли этот Mustang Fastback и вместе с Джосефом отправились осматривать уникальные достопримечательности Детройта. Это город несет ужасающий облик Америки. Тут и огромный заброшенный железнодорожный вокзал, величественный Фокс-театр и закусочная, которая сегодня выглядит так же, как и полвека назад. Затем мы заехали на парковку вдоль набережной и встретили восход солнца над грозными небоскребами Детройта. И после всего отправимся кататься по улицам Детройта, которые родны и знакомы «Мустангу».
Детройт – его родина. Этот город любит Mustang. Автомобиль символизирует и напоминает о временах, когда не было кризиса и не существовало страха перед будущим. Mustang является свидетельством величия Америки 1960-х. Он пережил все невзгоды, он свеж, моден, а его техника работает как часы. Ну, разве это не чудо?
Возраст «Мустангу» не помеха. Ему не стоит боятся старости – для него ее не существует. Миллионы поклонников по всему миру стараются и поддерживают ранние экземпляры Mustang в превосходном состоянии. Благодаря им эти автомобили не только не постарели, но и стали объектами обожания и охоты коллекционеров. Так уж сложилось, что с 1974 года «порода» Mustang испортилась и несколько поколений этой модели не обрели никакой ценности. Надежда забрезжила в 2004 году, когда компания Ford смогла найти силы и средства возродить свою легенду.
В 2015 году Mustang вернется в Европу. Возможно, он сможет сделать невозможное и обрести популярность еще и в Старом Свете. Впервые он заполучит заднюю независимую подвеску и новый 4-цилиндровый турбомотор. Все, как теперь любят в Европе и во всем мире.
Сработает ли это? Мы узнаем об этом лет через 50.
Я присутствовал при рождении
«Я хорошо помню те годы и тот день», – заявляет Джо. В начале 1960-х он работал инструментальщиком на конвейере Ford. Mustang появлялся буквально на его глазах. Каждый день во время перерыва на обед Джо заглядывал в отдел дизайна и разглядывал прототипы. Они росли и сменяли друг друга. «Лучше и быть не могло», – уверен он. Каждый вечер он рассказывал жене, что вот-вот Ford выпустит нечто. А когда это произошло – Mustang пошел в продажу – Джо проявил чудеса такта и деликатности, чтобы уговорить жену купить Mustang Coupe. Они сделали это несмотря на ипотечный клиент и четыре ребенка в семье. Выбор Джо пал в пользу модели с V8, оснащенным четырьмя карбюраторами. Было это в 1965 году. Супруга и Mustang до сих пор с ним. Coupe в таком хорошем состоянии, что компания Ford раз за разом одалживает его для участия в мероприятиях и торжествах. Джо даже имел честь пожать руку отцу «Мустанга» Ли Якокка и поблагодарить его за его детище.
Личность или заурядность, герой или неудачник: не каждый Mustang был настоящим жеребцом
1964-1966
1967-1968
1969-1970
1970-1973
1974-1978
1979-1993
1994-2004
2004-2009
2009-2014
С 2015