Новости
Сила сжатия. Дорогая, я уменьшил рынок
Он сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь переживала бум продаж новых автомобилей.
Продажи новых автомобилей в 2009 году
Сила сжатия. Дорогая, я уменьшил рынок
сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года
прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался
хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь
переживала бум продаж новых автомобилей.
Но
дилеры в печали. Падение рынка еще только набирает обороты. Самое
страшное – впереди. «Auto Bild Беларусь» предлагает вам наиболее полную
статистику продаж в Беларуси новых легковых и легких коммерческих
автомобилей по итогам 2009 года и лично убедиться в тенденциях.
Большинство
данных, за исключением таблицы по продажам в январе-2010, учитывают не
продажи официальных дилеров по факту отпуска машин клиентам, а
регистрации в Госавтоинспекции – надо понимать, что часть машин
(особенно зарегистрированных в начале года), были куплены еще в 2008-м.
Впрочем, этот процесс цикличный: часть машин, проданных в 2007-м,
встала на учет ГАИ уже в 2008-м, а некоторые из тех, что были проданы в
декабре прошлого года, попадут в статистику ГАИ уже за 2010 год. Зато
мы имеем возможность отследить не только поставки через официальных
импортеров и дилеров, но и неофициальный импорт: через альтернативных
поставщиков («серых» дилеров), а также машины, ввезенные в частном
порядке гражданами и юрлицами.
Итак, начнем с хорошего.
Продано
В 2009
году на учет в ГАИ Беларуси встало 19.474 новых автомобиля. Из них
17.336 – импортные. А 2138 – так называемых «отечественных» (т.е.
российских и украинских) марок. Легковых автомобилей – ровно 16.300
штук. Легких коммерческих моделей (каблуки, фургоны, небольшие
грузовики и микроавтобусы полной массой до 3,5 тонн) – 3174 машины.
По
сравнению с предыдущим, 2008-м годом, объем всего рынка уменьшился
примерно на 36%. Примерно – потому что, к сожалению, мы не можем с
точностью до десятков штук назвать количество автомобилей российскихбрендов, поставленных в Беларусь.
по сегменту импортных машин цифра известна точно: рынок сжался на
31,5%. Обратите внимание, что по нашим оценкам, сегмент российских
машин сжался вдвое сильнее: более чем на 60%.
Почему?
Рынок
сжался не потому, что «просто кризис» и белорусы стали беднее.
Возможно, снижение продаж не было бы таким сильным, если бы в январе
2009 года Нацбанк не провел столь резкую девальвацию рубля, если бы
банки прочнее стояли на ногах и не сворачивали кредитные программы,
если бы государство не вводило гласные и негласные ограничения на
покупку валюты, если бы Нацбанк не запретил в августе кредитование в
валюте вообще.
Зато
кризис снизил цены. На складах многих дилеров скопились нераспроданные
в 2008 году автомобили, и это спровоцировало лавину распродаж и
невиданных скидок – до трети цены и даже выше! Автомобили зачастую
продавались в «ноль», а кое-где и в убыток, поскольку продавцы
(особенно связанные с российским и украинским рынком) испытывали те же
проблемы, что и покупатели – пора возвращать кредиты банкам. К счастью,
многие распродажи шли с подачи и за счет автопроизводителей, которые
открыли для этого европейские склады. Поэтому, несмотря на работу
практически в убыток, волны банкротств дилерских фирм, которую
прогнозировали некоторые эксперты, мы не увидели.
Он сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь переживала бум продаж новых автомобилей.
Но дилеры в печали. Падение рынка еще только набирает обороты. Самое страшное – впереди. «Auto Bild Беларусь» предлагает вам наиболее полную статистику продаж в Беларуси новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2009 года и лично убедиться в тенденциях.
Итак, начнем с хорошего.
Продано
В 2009 году на учет в ГАИ Беларуси встало 19.474 новых автомобиля. Из них 17.336 – импортные. А 2138 – так называемых «отечественных» (т.е. российских и украинских) марок. Легковых автомобилей – ровно 16.300 штук. Легких коммерческих моделей (каблуки, фургоны, небольшие грузовики и микроавтобусы полной массой до 3,5 тонн) – 3174 машины.
По сравнению с предыдущим, 2008-м годом, объем всего рынка уменьшился примерно на 36%. Примерно – потому что, к сожалению, мы не можем с точностью до десятков штук назвать количество автомобилей российских брендов, поставленных в Беларусь.
Зато по сегменту импортных машин цифра известна точно: рынок сжался на 31,5%. Обратите внимание, что по нашим оценкам, сегмент российских машин сжался вдвое сильнее: более чем на 60%.
Почему?
Рынок сжался не потому, что «просто кризис» и белорусы стали беднее. Возможно, снижение продаж не было бы таким сильным, если бы в январе 2009 года Нацбанк не провел столь резкую девальвацию рубля, если бы банки прочнее стояли на ногах и не сворачивали кредитные программы, если бы государство не вводило гласные и негласные ограничения на покупку валюты, если бы Нацбанк не запретил в августе кредитование в валюте вообще.
Зато кризис снизил цены. На складах многих дилеров скопились нераспроданные в 2008 году автомобили, и это спровоцировало лавину распродаж и невиданных скидок – до трети цены и даже выше! Автомобили зачастую продавались в «ноль», а кое-где и в убыток, поскольку продавцы (особенно связанные с российским и украинским рынком) испытывали те же проблемы, что и покупатели – пора возвращать кредиты банкам. К счастью, многие распродажи шли с подачи и за счет автопроизводителей, которые открыли для этого европейские склады. Поэтому, несмотря на работу практически в убыток, волны банкротств дилерских фирм, которую прогнозировали некоторые эксперты, мы не увидели.
Кто проиграл
Ошиблись те, кто предсказывал: в кризис белорусы начнут экономить, покупая вместо дорогих автомобилей более дешевые. Сильнее всех пострадали как раз недорогие, бюджетные бренды. За исключением Chery и Samand, у большинства «бюджетников» повода для радости нет.
Сильнейшее падение – у Lada (наполовину, а в целом по российским брендам – минус 60%), Dacia, Daewoo, Great Wall, Kia, Suzuki. Фактически на рынке больше нет китайских марок Geely, Hafei, JAC. Закончилось, едва начавшись в 2008-м, присутствие Daihatsu. Неудачный выдался год и для брендов среднего ценового диапазона: Fiat, Mazda, Opel, Subaru. Не получилось возрождение у дилера американской «тройки» Chrysler-Dodge-Jeep.
Несмотря на обширные распродажи, заметно «просел» традиционный лидер Volkswagen, хотя главный конкурент, Toyota, благодаря таким же распродажам выстоял и даже нарастил долю рынка. За счет коммерческой линейки Volkswagen все еще лидирует в топ-списке, но разрыв с Toyota уже далеко не трехкратный, как в позапрошлом году. Вслед за Toyota к лидерам подбираются Peugeot, Mitsubishi, Hyundai – все три марки увеличили долю и показали результаты лучше, чем в среднем по рынку.
Кто выиграл
Зато в премиум-сегменте клиентов было хоть отбавляй. Успешная акция по S40 позволила Volvo удвоить продажи и «выстрелить» в Топ-20 марок. Завидный рост – у Audi и Porsche, уверенно стоит на ногах Mercedes-Benz, с новой дилерской сетью закрепился в Беларуси BMW. Портят благостную картину в «премиуме» Alfa Romeo, Cadillac и Land Rover, но эти нишевые марки никогда не делали погоды на рынке. Много потерял Lexus, но почти все прежние успехи – результат работы «серых» дилеров. «Тойота Центр Минск» так и не решилась начать официальные поставки Lexus в Беларусь.
Сюрприз года – Samand, никогда еще так высоко не поднимавшийся в рейтинге. Похоже, завод наконец-то смог наладить регулярные поставки машинокомплектов, а удачные ценовые предложения в мае и продажи машин госструктурам помогли закрепить успех.
|
|
|
И «бэушки»
В 2008 году в Беларусь было импортировано чуть больше 200 тысяч автомобилей на 1,5 миллиарда долларов США – включая и новые машины, и подержанные.
В 2009-м, согласно данным таможенной статистики, которые распространило агентство «ПРАЙМ-ТАСС», автомобилей ввезено на 18,4% меньше – всего 163.500 штук на общую сумму в $1,016 млрд.
Физические лица ввезли в прошлом году 76,2 тысячи машин (минус 28,1% по сравнению с 2008 г.), юрлица импортировали оставшиеся 87,3 тысячи автомобилей (минус 7,5%). Нетрудно заметить, что импорт «бэушек» гражданами Беларуси сокращается примерно теми же темпами, что и рынок новых автомобилей. Впрочем, эта тенденция была характерна до декабря.
Пока Беларусь не уперлась в проблему Таможенного союза.
Проблема-2010
Слухи, причем вполне подтвержденные, о грядущем повышении ввозных пошлин на автомобили появились еще осенью, и рынок зашевелился. Заметный ажиотаж помог дилерам распродать остатки складов и поддержал стремительно падающий график спроса. Возможно, без этого предновогоднего оживления белорусский авторитейл просел бы куда глубже 36%.
Декабрьские продажи новых автомобилей не смогли побить рекорд октября 2008 года, но зато всю напряженность ощутили таможенники. За один декабрь в Беларусь было ввезено около 26,1 тысяч автомобилей – две среднемесячные «нормы».
А вот дальше – настоящий кризис. 1 января поднялись таможенные пошлины для юрлиц, и границу пересекли считанные автовозы. В январе в страну въехало лишь 7221 машина – по сравнению с январем-2009 импорт сократился на 32,9%. Практически весь этот объем (97,9%) обеспечили физлица. На счету юрлиц – 154 авто (в 27 раз меньше, чем в январе 2009-го). Показательно, что из-за пределов СНГ было ввезено лишь 4 автомобиля. А из России – 87 штук, это в 2,8 раза больше, чем годом ранее.
Белорусские дилеры продают последние машины, оставшиеся в наличии с прошлого года, растаможенные по старым ставкам. Когда они кончатся – придется ввозить что-то новое. Откуда – большой вопрос. Некоторые модели будет выгодно закупать на сборочных предприятиях РФ. Впрочем, именно некоторые, а не многие – по оценкам экспертов «Атлант-М», собранный в России «беспошлинный» Volkswagen Tiguan будет стоить в Минске столько же, сколько такой же, но ввезенный из Германии и растаможенный по новым ставкам. А если нет разницы, зачем покупать русское?
Впрочем, всем очевидно, что логистика поставок автомобилей перераспределится в сторону России. Не исключено, что некоторые дилеры перейдут под «протекторат» российских импортеров. Возможно, станут дочерними предприятиями. Первые кандидаты в очереди – дилеры японских и некоторых корейских марок.
Глубоко падать?
Что станет с рынком в 2010 году? Наиболее вероятный сценарий – подъем пошлин для физических лиц вровень с пошлинами для юрлиц с 1 июля. В этом случае рынок подержанных машин надолго «замыкается в себе», внутри страны. В 2009 году 60% всех ввозимых машин стоили дешевле $5000 (в 2008 г. – меньше 50%), 25% – от 5 до 10 тысяч долларов (в 2008-м – 30%). Поскольку импорт машин старше 5 лет закрывается вовсе, а «свежих» подержанных в этих ценовых диапазонах почти нет, то эти сегменты ликвидируются до тех пор, пока цены на «бэушки» не вырастут до уровня российских – далее начнется ввоз автомобилей б/у из европейских регионов России. Но до этого нам жить еще как минимум год – на данный момент в Беларуси достаточно машин, чтобы удовлетворить повышенный спрос. А до 1 июля будет ввезено еще больше: нет сомнения, что белорусы используют все возможности найти деньги и купить б/у автомобиль, даже если раньше они не планировали этой покупки в этом году. Впрочем, Беларусь не сможет запасти столько машин, чтобы «завалить» рынок России – начиная с января ввоз подержанных авто физлицами нарастает, но не такими уж высокими темпами, а во II полугодии 2009 года темпы и вовсе снижались. Все-таки свободных денег у населения не так много, а у банков Беларуси интересных кредитных предложений нет.
Рынок новых автомобилей в лучшем случае (при выравнивании пошлин с 1 июля) должен упасть в 2010 году наполовину. Пугающая тенденция января (-70%) должна обернуться более оптимистичными цифрами в феврале (примерно минус 50%), но в целом по итогам года рынок откатится на уровень 2006 года – не более 10 тысяч новых иномарок.
В худшем случае – рухнет еще глубже. По нашей информации, вместе с выравниванием пошлин с 1 июля готовится и отмена льготы по НДС, которой пользуются белорусские дилеры. Налог на добавленную стоимость сейчас уплачивается не со всей стоимости автомобиля, как в России, а лишь с дилерской маржи. Отмена этой льготы приводит к тому, что новые машины будут стоить дороже, чем в Москве! Причина – в объемах реализации и скидках. Российские дилеры, продающие десятки и сотни тысяч автомобилей, получают более низкие закупочные цены, чем дилеры в Беларуси. Кроме того, в России есть настоящие представительства автозаводов, работают специализированные систем кредитования.
Конечно, все эти преференции может получить и белорусский рынок, но при одном условии: он должен стать неотъемлемой частью российского. Худший сценарий означает, что не только некоторые, а абсолютное большинство компаний-импортеров и дилеров в Беларуси станет составной частью российского автобизнеса. Хорошо это или плохо – тема отдельной статьи.
Текст: Владимир Гурьянов
|
|
|
|