Uncategorized
Топ-10 китайских автомобильных брендов, прекративших свое существование
Для большинства из них шансы на возрождение крайне низки
- HiPhi (Human Horizons)
- Один из самых инновационных и амбициозных китайских премиальных электромобильных брендов. Производство остановлено в 2024 году из-за финансовых трудностей. Завод закрыт, сотрудники переведены на минимальные выплаты, шоурумы ликвидированы.
- Weltmeister (WM Motors)
- Компания, основанная в 2015 году, быстро набрала популярность, но не смогла пережить финансовый кризис и последствия пандемии. В октябре 2023 года WM Motors официально признали банкротом.
- Levdeo
- Производитель электромобилей и мотоколясок с 2008 года. После неудачной попытки выйти в сегмент полноценных электромобилей и покупки Yema Auto, компания обанкротилась в мае 2023 года.
- Jiyue (Jidu)
- Совместный проект Geely и Baidu. За четыре года существования выпустил всего две модели электромобилей. В 2025 году компания признана банкротом и прекратила производство.
- Skywell
- Марка электромобилей и гибридов, представленная в России с 2022 года. В 2024 году дилеры полностью отказались от бренда, продажи и поддержка прекращены.
- Yema Auto
- После покупки компанией Levdeo и попытки перезапуска как производителя электромобилей, бренд прекратил самостоятельное существование.
- Byton
- Стартап, который обещал революционные электромобили, но так и не смог наладить массовое производство из-за финансовых трудностей и пандемии. Официально объявлен банкротом (дополнено на основе отраслевых данных).
- Bordrin Motors
- Еще один электромобильный стартап, обанкротившийся в 2021 году после неудачных попыток выйти на рынок (дополнено на основе отраслевых данных).
- Singulato Motors
- Компания, основанная в 2014 году, не смогла выдержать конкуренции и прекратила деятельность в 2022 году (дополнено на основе отраслевых данных).
- Qiantu Motor
- Производитель спортивных электромобилей, который не смог выйти на массовый рынок и прекратил производство в 2023 году (дополнено на основе отраслевых данных).
Шансы на возрождение или восстановление китайских автомобильных марок
Общие тенденции рынка
В Китае автомобильный рынок характеризуется высокой динамикой: ежегодно появляются десятки новых брендов, но значительная часть из них быстро исчезает из-за жесткой конкуренции, ценовых войн и технологических вызовов. Эксперты отмечают, что закрытие стартапов — естественный процесс: «В Китае 20 стартапов откроется, 15 закроется, а пять выживут». Это связано с тем, что для выживания необходимы значительные управленческие и технологические компетенции, а также доступ к финансированию.
Возможность возрождения брендов
- Некоторые эксперты считают, что отдельные бренды, такие как HiPhi, могут быть интересны инвесторам и теоретически могут «сохраниться в том или ином виде». Однако вероятность масштабного возвращения на рынок крайне мала: сейчас в Китае наблюдается кризис перепроизводства, и крупные концерны не спешат покупать обанкротившиеся компании. Такие бренды часто становятся «чемоданом без ручки» — их технологии и активы могут быть интересны, но полноценное восстановление маловероятно.
- Для большинства закрывшихся марок шансы на возрождение минимальны. Финансовые трудности, отсутствие уникальных технологий и высокая конкуренция делают их малопривлекательными для новых инвесторов или крупных автоконцернов.
- В Китае возможны слияния и поглощения: крупные государственные предприятия или частные корпорации иногда выкупают активы обанкротившихся стартапов, чтобы получить доступ к технологиям или производственным мощностям, но бренд как таковой обычно не сохраняется.
Исключения и потенциальные сценарии
- Иногда отдельные элементы (например, заводы, платформы, ПО) могут быть интегрированы в новые проекты или использоваться для создания новых брендов, но сам бренд редко возвращается в прежнем виде.
- На фоне продолжающейся поддержки электромобильной индустрии со стороны государства и роста интереса к инновационным технологиям, теоретически возможно появление новых проектов на базе старых брендов, если найдется инвестор с уникальным видением и ресурсами.
Вывод
Для большинства китайских автомобильных брендов, прекративших существование, шансы на возрождение крайне низки. Исключения возможны только в случае появления сильного инвестора, заинтересованного в уникальных технологиях или производственных мощностях, но такие примеры единичны и не отражают общую тенденцию рынка. Соответственно риски «остаться наедине» с новеньким, но никому не нужным «китайцем» все еще велики.