Новости
Человек с носом тигра
Дизайн – причина № 1 при выборе автомобиля. И «Почетный «Золотой руль» в этом году достался именно дизайнеру: Петеру Шрайеру из Hyundai/Kia.
Человек с носом тигра
Дизайн – причина № 1 при выборе автомобиля. В жюри «Золотого руля» мы даже добавили группу экспертов в области автодизайна. И «Почетный «Золотой руль» в этом году достался именно дизайнеру: Петеру Шрайеру из Hyundai/Kia.
«Для меня честь получить «Почетный руль». Я вижу в этом знак признания растущей важности дизайна» |
Этот человек занимал пост шеф-дизайнера в Audi и VW. Но ему нашли преемника. Что оставалось делать Петеру? Уходить на пенсию? Нет, это не для него. Талантливый мастер из баварского городка Бад-Райхенхалль ни дня не провел без работы. Новый работодатель сам нашел его и пригласил в Корею. Там, на Дальнем Востоке, Петер Шрайер стал первым президентом из Германии.
Мы встретились с Петером Шрайером в центральноевропейской дизайн-студии Kia, расположенной недалеко от франкфуртских выставочных павильонов. У Kia еще две студии в Корее и США. Большой угловой офис расположен на втором этаже. Здесь окна от пола до потолка, с видом на аллею Теодор Хейс. Для вдохновения он садится в одно кресел-шезлонгов роскошного красного цвета и наблюдает за нескончаемым потоком автомобилей. Он наблюдает, как в этом потоке ведут себя те или иные типы транспортных средств. Но в день нашей встречи он сидел за рабочим стеклянным столом, на котором немного хаотично разбросаны булавки, разложены книги по дизайну, стоит его рабочий компьютер и четыре масштабные модели Kia. Кроме того, на столе нашлось место дисковому телефону в красном корпусе. Это подарок от коллег и «прямая линия» для связи с боссом Kia.
— Так что же такое хороший дизайн?
— Ну, это с какой точки посмотреть. С одной – хороший дизайн хорошо продается. С другой – он хорош тогда, когда радует владельца.
— Какая философия разделяет марки Kia и Hyundai?
— Модели от Hyundai должны быть символичны, будто капли воды. Элегантными, текучими, динамичными и ничуть не классическими. Hyundai в Корее ценится как Mercedes в Европе. А Kia – молодежная марка. Они должны быть как снежинки – с четкой архитектурой и стройной структурной композицией. Можете сравнивать Kia с мебелью Ikea – хороший дизайн, но цена все еще очень доступная.
— Почему форма автомобилей постоянно меняется, несмотря на то, что у компаний разработаны подробные далеко идущие планы?
— На самом деле все гораздо сложнее, чем смена округлых форм угловатыми и квадратных овальными. Все дело в новых возможностях, которые открывает развитие техники. Даже новые нормы и правила оказывают влияние. Например, нормы по защите пешеходов и уменьшении травм оказывают сильное влияние на внешность машин. На самом деле, это раздражает.
— В дополнение к Петеру Шрайеру-дизайнеру есть Петер Шрайер-художник. Какая роль для вас более привлекательна?
— Когда я рисую, меня не волнуют спецификации и задания. Это очень здорово. Мне нравится творчество Сая Тво?мбли, его абстрактные детские импровизации.
— У вас есть его картины?
— Да, парочка есть. Но мне больше нравиться дарить их людям, которые для меня много значат.
— Какую оценку вы получили за художественное образование ?
— У меня была высшая оценка. Признаюсь, это единственная высшая оценка в моем аттестате.
— А каким образом проходил прием на работу успешного дизайнера? Были ли тайные встречи с работодателем и затяжные переговоры?
— Ничего такого. Со мной связались напрямую из Kia и предложили работу. Я раздумывал над предложением три недели, прежде чем согласился.
— Что по этому поводу сказала супруга Симона?
— Она был в восторге.
— C тех пор вы видитесь действительно редко?
— На самом деле семейная жизнь существует во время выходных и праздников. Но моя жена и дети (сын 19-ти лет и дочь 16-ти лет) уже три раза были со мной в Корее.
— А как часто вы бываете в Корее?
— Я сделал 117 визитов в Корею. Это 234 перелета в обе стороны. И следующая поездка совсем скоро.
— Чем занимаетесь в полете?
— Я сплю, думаю или играю в любимую игру на iPhone: Reno Air Race, где на спортивном самолете нужно облетать различные препятствия.
— Одинаковы ли предпочтения людей во всем мире?
— Хороший дизайн уважают везде, но у каждого рынка свои особенности. В Европе обожают хэтчбеки, в Азии предпочитают седаны, а в США никуда без больших кроссоверов и пикапов.
— Вы являетесь автором дизайна Passat, TT, A2, A6, A8, Golf IV, Lupo и New Beetle. А каким автомобилем вы особенно гордитесь?
— Я горжусь Golf IV и Audi A2.
— Вы ими гордитесь больше, чем новыми Kia?
— Нет. Ведь для корейской марки я разработал лицо целого модельного ряда: от Kia Rio до Optima.
— Так называемый «нос тигра». Откуда взялась эта идея?
— Она появилась в один момент. Я просто раздумывал над дизайном, который смог бы объединить весь модельный ряд, но быть гибким, чтобы сделать облик каждой машины уникальным.
— А должен ли дизайнер хорошо разбираться в технике?
— Он должен хорошо ориентироваться в технике, знать ключевые моменты и обязательные требования. Все-таки, техника накладывает свой отпечаток на формы автомобиля.
— Над чем кроме внешнего стиля вы ведете работу в компании?
— Я разрабатываю дизайн интерьера. Причем до таких мелочей как сигнал непристегнутого ремня или щелчок указателя поворота. Дизайн интерьера очень важен. Он должен приятно впечатлять. Потому что водитель гораздо больше времени проводит в автомобиле, чем перед ним. Рулевое колесо очень важно. Когда я беру его, я словно подаю руку собеседнику. Поэтому руль должен идеально лежать в ладонях, подходить к кисти как правильно подобранная перчатка.
— Какая марка больше всего впечатляет вас своим дизайном?
— Jaguar и Land Rover пережили большие и классные перемены. Еще очень симпатичны новые Ford. И BMW 5-й серии.
— На ваш взгляд, какая самая красивая машина всех времен?
— У Porsche 911 потрясающая история. Придерживаться одной формы полвека и не утрачивать актуальности – это подвиг.
— Перед какими коллегами вы снимаете шляпу?
— Перед Джорджио Джуджаро и Гартмутом Варкусом. А еще перед коллегами из Mercedes. По одной простой причине: они создали CLS, первое четырехдверное купе. Их примеру последовали многие другие дизайнеры и компании.
— Фердинанд Пих признался нам: «Не следовало отпускать Петера Шрайера». Запоздалый реверанс?
— Для меня большая честь слышать это. И все же я не жалею о своем решении. Я сделал большое открытие, узнал новую культуру. Этот шаг принес мне совершенно новый взгляд на вещи.
— Чему европейский управляющий может научиться у корейских менеджеров?
— Они действительно могут учиться друг у друга. В Европе преобладает одержимость технологиями, а в Корее правит экономическое мышление.
— Повлияет ли ваше продвижение до поста президента на профессию дизайнера?
— Надеюсь, что да. Дизайнеров долго недооценивали, им не придавали важности. Пока не поняли, что именно дизайн является ключевым фактором покупки. Его роль нельзя оценить никакими цифрами.
— В Корее нужно уметь петь караоке? А вы умеете петь?
— Можно не уметь петь, но подпевать обязательно. А быть солистом караоке в Корее – большая честь. Но я пою отвратительно. Если мне приходится петь, я выбираю песню Help! группы Beatles. Эта мелодия совсем несложная.
Вот доказательство: Петер Шрайер носит цветное. Мы заметили это во время ралли классических авто. На службе он носит только черное. За исключением носков… |
— Вы прямо-таки «человек в черном». Почему вы всегда носите черное?
— Дело в том, что таким образом я не отвлекаю и не привлекаю внимания. Яркая одежка отвлекает. Кроме того, черный цвет очень практичен. Мне не нужно думать над тем, какой цвет сочетать с ним.
— А дома вы тоже носите черное? У вас вся одежда черная?
На самом деле нет. Дома я расслабляюсь и могу позволить себе другой стиль в одежде. Знаете, что-то типа баварских кожаных штанов. А они не бывают черными.
— Мы знаем, что в детстве вы мечтали стать пилотом. Сбылась ли мечта? Может, у вас есть ангар со стареньким Fokker?
Нет, у меня есть старенький биплан Stearman. Он был очень популярен в 1940-х и пользуется интересом сегодня.
— А есть ли у вас олдтаймер?
— Да, есть один автомобиль дома в Ингольштадте. Это Jaguar E-Type Coupe с мотором V12. Еще у меня есть Fiat Spider Volumex от Pininfarina и Audi TT первой модели.
— Может у вас есть еще любимые авто, которые могли бы пополнить коллекцию?
— Еще бы! Я мечтаю о Ferrari Dino, Lancia Stratos и Cheetah Riverside – очень необычном автомобиле из США.
Биография Петера Шрайера Родился 13.07.1953 в Бад-Райхенхалле Изучал промышленный дизайн в Университете прикладных наук в Мюнхене, и в Королевском колледже искусств в Лондоне 1980-1993 занимал различные должности в Audi и Volkswagen на посту дизайнера (внешний дизайн, интерьер, концепция дизайна) 1994-2002 Шеф-дизайнер Audi 2002-2006 Шеф-дизайнер Volkswagen 2003 Награжден премией Федеративной Республики Германия в области дизайна С 2006 главный дизайнер Kia Motors Corp. 2007 удостоен звания почетного доктора Королевского колледжа искусств Лауреат международных наград в области дизайна за модели Ceed, Carens, Soul, Venga, Sportage, Optima; награжден 10-й Корейской премией за дизайн (премии от Президента) за достижения в области менеджмента дизайна (2009) В 2013 Питер Шрайер был назначен президентом всего дизайнерского центра Hyundai и Kia, отвечает за дизайн автомобилей обоих брендов Hyundai и Kia.
|
Петер Шрайер о… — Ваше любимое высказывание? — Слова Феллини: «Единственный истинный реалист является провидцем» — Ваш девиз по жизни? — Что вам не нравится? Вопросы о следующих тенденциях в автопроме — Какую черту характера вы цените больше всего? — Честность — Как вы проводите отпуск? — Занимаюсь зимними видами спорта — Вы суеверны? — Я соблюдаю несколько ритуалов. На работе, особенно в спорте, некоторые вещи я делаю в особом порядке — Есть ли у вас необычные привычки? — Сначала я съедаю мякиш хлеба, а потом корку — Лучшее место в мире? — Дом — На что вам легко тратить деньги? — На искусство, путешествия, лыжный десант с вертолета — Ваш первый автомобиль? — Fiat 127, купленный моими родителями — Когда вы самостоятельно ремонтировали что-либо? — На прошлой неделе ремонтировал узор на домашнем столе — Пост какого министра вы могли бы занять? — Министра искусства и хорошего вкуса — Какую книгу читаете сейчас? — «Автомобильный фетиш» Хартмута Бёме — Что ни в коем случае нельзя дарить вам на день рождения? — Музыку Ксавьера Курта Найду — Тот, кто хочет принести в автоиндустрию что-то новое… — …должен пожалеть свои нервы — В прошлом я бы никогда… -…не покупал раковину с современным щелевым стоком. Она злит меня каждый день. — Меня бесит… -…когда другие не слушают — Я советуюсь… — …с женой — Я советую своим детям… -…делать то, во что они верят
|
Беседу с Петером Шрайером вели (слева направо) Бернд Виланд, Николаус Фест и Йоахим Вальтер. Встреча состоялась во франкфуртской дизайн-студии Hyundai и Kia.