Новости
Миссия наконец-то выполнима
С момента вступления Бу Андрессона в должность президента «АвтоВАЗа» российский автопроизводитель стал еженедельно появляться в новостных лентах.
Обновляющийся «АвтоВАЗ»
Миссия наконец-то выполнима
С момента вступления Бу Андрессона в должность президента «АвтоВАЗа» российский автопроизводитель стал еженедельно появляться в новостных лентах. Информация о миллиардных убытках и многотысячных сокращениях сменяется новостями о повышении производительности труда и улучшении качества продукции. Не самые популярные меры, предпринятые новым топ-менеджером, оказались очень эффективными. Нет оснований сомневаться в том, «АвтоВАЗ» не только выйдет на прогнозные показатели, но и наконец-то начнет выпускать качественные автомобили.
Бу Андерссон каждое утро, к семи часам, приезжает в цеха «АвтоВАЗа». Здесь он общается с рабочими, если позволяет время, и строго спрашивает с руководителей. Главе каждого цеха он задает вопросы: каково качество производства, каковы цели производства, какова эффективность производства? Эта, казалось бы, бюрократическая процедура на самом деле позволяет точно определить ход дел и выявить проблемы. В будущем Андерссон планирует добавить еще один вопрос к этому перечню: какова ваша доходность? То есть каждый из цехов будет преобразован в некую форму предприятия или бизнеса, который будет самостоятельно отвечать за качество выпускаемой продукции, ее количество и конкурентоспособность.
Меньше чем за год Бу Андерссон решил уйму проблем, издавна существовавших на тольяттинском производстве. Например, наконец-то была решена проблема с протекающим уплотнителем лобового стекла на «Лада 4х4». Не прошло и 20-ти лет. Вообще, только с приходом такого решительного и опытного менеджера на предприятии, обеспечивающем 3% от ВВП России, наконец-то появился отдел удовлетворенности клиентов. И работает он в полную силу. Возникающие проблемы его сотрудники решают максимум за пару дней. Отдел реагирует на жалобы клиентов на отсутствие запчастей (50% от общего объема нареканий), работу дилеров (25%) и конструктивные недостатки автомобилей (25%). Наконец-то у покупателей моделей «АвтоВАЗа» появилась обратная связь с производителем!
Очень решительно Бу Андерссон обращается и общается с поставщиками деталей. За многие десятилетия «АвтоВАЗ» вскормил не одного монополиста, поставляющего, например, пластиковый крепеж по цене металлических гаек. Глава предприятия требует со всех поставщиков документов по ценообразованию и соблюдение стандартов качества. Если поставщик не готов работать на новых условиях и уступить в цене, с ним расстаются. Найти новых поставщиков не проблема. Теперь все решается на уровне огромного альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ, и хорошие поставщики, в том числе из-за рубежа, охотно заключают контракты с таким огромным производством. А в целом за полгода Бу Андерссон добился снижения стоимости закупок на 1,5%, что является достижением. В идеале на «АвтоВАЗе» будет возрождено собственное производство многих комплектующих, включая мелкие штампованные детали. Например, сиденья пока закупают у стороннего производителя, который очень неохотно решает проблемы с качеством и не реагирует на замечания нового тольяттинского руководства. А ведь когда-то в Тольятти производили и сиденья. Но после инвестиций и модернизации эта линия снова встанет в строй.
К 2017 году в «АвтоВАЗ» инвестируют €2,2 млрд. В текущем году было освоено €600 млн., из которых две трети ушло на обустройство линии платформы B0, где производятся новые Logan и Sandero, а также соплатформенные модели Lada Largus и Nissan Almera. Кстати, эта линия, как уверяли журналистов, одна из самых современных в Европе. Хотя в том же цеху сварки кузовов всего по четыре робота на линию, а многие сварочные работы производят люди.
О руководителях подразделений «АвтоВАЗа» Бу Андерссон говорит с воодушевлением: «Им недостает опыта и современных знаний, но у них есть огромное желание работать лучше и делать качественные автомобили». Надо полагать, что такие отзывы заслужили специалисты, которых обошли увольнения. К концу осени 2014 года по соглашению сторон будут уволены еще 2200 сотрудников, причем большая часть из них относится к «белым воротничкам». Но уже в августе в 24-этажном здании заводоуправления в коридорах не толпились люди, большинство офисов пустовало.
Все эти жертвы необходимы для достижения четко поставленной цели: снижении издержек. Кроме того, перед «АвтоВАЗом» стоит задача занять 20% автомобильного рынка России. О снижении цен на модели из Тольятти речи не идет: вместе со снижением себестоимости производства команда Бу Андерссона будет улучшать качество и имидж выпускаемых авто.
ИТОГ
Столько лет «АвтоВАЗ» хромал на обе ноги и всего за девять месяцев смог начать переход от убытков к прибыли и вплотную подошел к этапу, когда его автомобилями наконец-то можно будет гордиться. Миссия стала выполнимой! И дело ведь не только в мерах, предпринятых Бу Андерссоном. Дело, в том числе и в людях, которые остались и готовы трудиться на благо родного завода.
Евгений Дударев,
Минск-Тольятти-Минск