Новости
Покорившие пустыню
Минувший марафон получился самым сложным и протяженным из всех южноамериканских «Дакаров»: После прохождения суммарной дистанции в 9500 километров до финиша добралось менее половины участников.
Покорившие пустыню
В этом году среди покорителей пустыни было особенно много представителей братских держав. Наши соседи приняли участие в трех из четырех классов ралли-марафона, обойдя вниманием только экзотичные квадроциклы.
Ожидаемое первое место в зачете грузовиков в очередной раз досталось команде «КАМАЗ-мастер» из Набережных Челнов. Татарская техника доказала свое превосходство, заняв первые четыре места в грузовом зачете. Индивидуальную победу одержал первый пилот команды Владимир Чагин по прозвищу «Царь».
В классе внедорожников трио отечественных экипажей не смогло похвастать выдающимися результатами — единственным финишировавшим оказался российско-украинский экипаж Вадима Нестерчука и Константина Мещерякова на 35-м месте. Отрадно, что без наших соотечественников не остался и мотозачет: Алексей Наумов на Honda стал первым россиянином в истории, добравшимся до финиша ралли-рейда на двух колесах.
В десятку
Юбилейную, десятую, победу на «Дакаре» завоевали российские грузовики «КАМАЗ». В этом году первый пилот челнинской дружины Владимир Чагин дважды переписал книгу достижений культового ралли-рейда. Для начала «Царь» одержал рекордную 57-ю победу на спецучастке, к концу гонки доведя общее число выигранных им «допов» на «Дакаре» до впечатляющих 63.
А добытая Чагиным победа в общем зачете стала для 41-летнего пилота из Перми седьмой в зачете грузовиков. Таким образом, «Царь Дакара» перекрыл достижение чеха Карела Лопрайса, шесть раз выигрывавшего ралли-марафон в грузовом классе.
Что ж, при желании Чагин может найти новые невзятые вершины марафона: например, попробовать дотянуться до невероятного рекорда Стефана Петранселя, девять раз выигрывавшего «Дакар». В свое время француз клялся оставить ралли-рейд после шестой победы в зачете мотоциклов, но гонщицкая душа не выдержала, и Петрансель вернулся, чтобы еще трижды покорить «Дакар» за рулем внедорожника.
Что же касается командного первенства, то здесь результаты «КАМАЗ-мастера» впечатляют еще больше: четыре первых места достались грузовикам из Набережных Челнов! Ближайшим преследователем «КАМАЗов» стал немец Франц Эхтер на MAN, проигравший победителю немногим менее шести часов.
Весы склонились в пользу Чагина в самом конце гонки: на десятом спецучастке из Копиапо до Чилесито Кабирову пришлось остановиться, чтобы охладить двигатель, а затем экипаж Фирдауса потерял время на замене проколотого колеса. На финише гонки наших пилотов разделило 30 минут.
Компанию Владимиру Чагину на подиуме составили двукратный победитель ралли-марафона Фирдаус Кабиров и дебютировавший на «Дакаре» в качестве пилота 26-летний Эдуард Николаев. Замкнул четверку лидеров экипаж «боевой технички» «КАМАЗа» в составе Ильгизара и Айрата Мардеевых с Владемиром Демьяненко в роли штурмана.
К следующему «Дакару» команда «КАМАЗ-мастер» полностью пересядет на обновленную технику челнинского производства. В этом году грузовик новой модификации достался только Владимиру Чагину. «Боевое крещение» прошло успешно, и теперь все пилоты команды смогут опробовать более быстрый «КАМАЗ» в экстремальных условиях пустыни Атакама.
Главное, что стоит отметить помимо очередной победы россиян на «Дакаре», это то, что конкуренция в зачете грузовиков заметно увеличилась, и будущие ралли-рейды не обещают «КАМАЗам» легкой прогулки. После затишья середины двухтысячных сильные игроки вроде GINAF, IVECO, Tatra и MAN подтянулись и горят желанием отобрать у челнинской команды звание повелителей «Дакара».
Правда, полноценной борьбы между марками в этом году все же не получилось. Так же как в 2010 году, нынешний ралли-рейд начался со сходов основных конкурентов «КАМАЗа». На прошлом «Дакаре» в начале соревнований из борьбы выбыл Алес Лопрайс, на этом его примеру последовали сразу два гонщика. Еще по пути на первый спецучасток в аварию попал Вулферт ван Гинкель на GINAF — по неофициальной информации голландец настолько не выспался перед стартом, что просто заснул за рулем.
А непосредственно на гоночной дистанции борьбу прекратил Жерар де Рой, с этого года пересевший на Iveco: чересчур жесткое приземление после прыжка вернуло боль в недолеченной спине, и сын триумфатора «Дакара» 1987 года вынужден был досрочно покинуть гонку.
Впрочем, сход двух конкурентов не сильно облегчил задачу «КАМАЗу»: в течение первой половины гонки грузовики из Набережных Челнов напряженно боролись с Алесом Лопрайсом и Францем Эхтером. И если Эхтер на MAN постепенно отстал и в итоге был классифицирован пятым, то чех на Tatra доставил российским спортсменам немало хлопот.
Впервые с 2009 года команда «КАМАЗ-мастер» упустила несколько побед на спецучастках — сын шестикратного победителя «Дакара» Карела Лопрайса Алес выиграл шестой и седьмой «допы» и на некоторое время вышел на второе место в «абсолюте».
Наклевывавшуюся борьбу оборвали технические сбои чешского экипажа: на Tatra Лопрайса отказал турбонаддув, и Алес не смог доехать до контрольных точек, расположенных на вершинах песчаных дюн. Обидная дисквалификация единственного соперника российских грузовиков за пропуск «чекпойнтов» лишила зачет грузовиков остатка интриги.
Volkswagen без конкурентов
В легковом зачете в третий раз подряд победу праздновала заводская команда Volkswagen. После переезда ралли-марафона в Южную Америку немецкой конюшне нет равных — в мелком мягком песке Атакамы автмобили Volkswagen Race Touareg чувствуют себя как дома. В этом году пилоты пустынных «народных машин» вновь не дали усомниться в своем превосходстве: четыре заводских «Туарега» финишировали в первой шестерке, а Нассер Аль-Аттия, Жиньель де Виллерс и Карлос Сайнс оккупировали весь наградной подиум.
На «Дакаре»-2011 эмоциональный катарец смог отомстить «Эль-матадору» за обидное поражение годичной давности. В 2010 году Аль-Аттия проиграл гонку с крошечным по меркам ралли-рейдов отставанием в две минуты. На этом «Дакаре» Нассер привез Сайнсу больше часа, а от ближайшего преследователя, коим оказался де Виллерс, оторвался почти на 50 минут!
Аль-Аттия и Сайнс всю гонку боролись за первое место. Казалось, решающим стал десятый спецучасток: Аль-Аттия разом отыграл у проколовшего колесо Сайнса 10 минут, и преимущество катарца в «абсолюте» достигло ощутимых 12 минут. Но подлинная развязка наступила на следующий день.
В четверг, 13 января, «Эль-матадор» на полном ходу угодил в яму и расколотил правую переднюю подвеску. Проведя экспресс-ремонт, Карлос Сайнс вместе с штурманом Лукасом Крузом прибыли на финиш «допа», проигрывая лидерам больше часа — ни о каком продолжении борьбы не могло идти речи.
Четвертый экипаж Volkswagen под управлением Марка Миллера занял в генеральной классификации шестое место, пропустив вперед два BMW X3 Стефана Петранселя и Кшиштофа Головчика. Пилоты немецкой Team X-Raid всерьез рассчитывали побороться за победу, но нескончаемые проколы вкупе с общим недостатком темпа не позволили гонщикам на BMW навязать борьбу грозной армаде «Фольксвагенов».
Нелепость аварии настолько разозлила руководителя команды Свена Квандта, что он уволил гонщика, не дожидаясь окончания гонки — до старта этого «Дакара» в Team X-Raid не раз говорили, что вслед за «пробным» MINI Шишери в 2012 году должны последовать новые машины английской марки, которым суждено заменить нынешние BMW X3. Срыв «боевого теста» MINI Countryman, по сути, усложнит оперативный переход на новую технику всей команды Team X-Raid.
Экипаж BMW X3 Леонида Новицкого также не избежал проблем. Дуэт россиянина с прославленным Андреасом Шульцем первое время шел на седьмой позиции, но обидная авария на пятом скоростном участке поставила крест на надеждах россиянина побороться за подиум: Леонид сломал запястье, и на бивуак машину вел уже его штурман.
Не добрался до финиша и единственный стопроцентно российский экипаж Алесандра Мироненко и Сергея Лебедева – на десятом этапе на Nissan наших соотечественников сгорел мотор.
Лучшим среди частников на этом «Дакаре» прогнозируемо стал Кристиан Лавьель на Nissan. В категории багги первенствовал Маттиас Кале — в «абсолюте» немец занял десятую строчку.
Герои-одиночки
В зачете мотоциклов победу одержал Марк Кома на KTM. Для гонщика этот триумф стал третьим — по этому показателю испанец сравнялся со своим главным оппонентом, французом Сирилем Депре. Вообще, с самого начала «Дакара» было понятно, что победителем станет кто-то из этой парочки: вплоть до пятого января разрыв между ними не превышал трех минут.
Переломным стал четвертый спецучасток — прибыв к месту старта в городке с романтичным названием Сан-Сальвадор-де-Хухуй, Сириль Депре вспомнил, что забыл перчатки, и уехал за ними на бивуак. Вернувшись с небольшой задержкой, Депре получил десятиминутный штраф за опоздание на старт, и в дальнейшем предоставленный сопернику гандикап отыграть не сумел. Итоговый отрыв в 15 минут показывает, что если бы не забывчивость Сириля и формализм судей, дальнейшая борьба в зачете «мото» была бы куда более плотной.
В первые дни в схватку с лидерами пробовал вмешаться Рубен Фария на KTM, но неудачное прохождение пресловутого четвертого спецучастка разом отбросило португальца на час назад. В финишном протоколе Фария расположился на восьмом месте, в четырех часах от победителя гонки.
Тройку лидеров замкнул Элдер Родригес на Yamaha, четвертое место досталось пилоту Aprilla Франсиско Лопесу, а следом расположилась длинная вереница «райдеров» на KTM, словно не заметивших изменений в правилах, ограничивающих конкурентоспособность австрийской марки.
В не слишком многочисленном классе квадроциклов уверенную победу праздновал аргентинец Алехандро Патронелли, на целый час опредивший еще одного аргентинца, Себастьяна Халперна. Дополнил призовой подиум поляк Лукаш Ласкавьец — все три гонщика представляли японскую марку Yamaha. Лучшим из остальных стал француз Кристоф Деклерк на Polaris, на финише «Дакара» уступивший времени третьего места всего 52 секунды.
Будущее Дакара
«Дакар»-2011 оказался невероятно беден на борьбу команд. Во всех классах ралли-рейда марка машины-победителя была известна задолго до старта. Но это только верхушка айсберга: в будущем организатору марафона, французскому автомобильному клубу A.S.O., придется приложить неимоверные усилия просто для того, чтобы удержать выступающие ныне команды в числе участников «Дакара».
KTM едва не ушел в прошлом году, Volkswagen подумывает о переходе в классическое ралли или Формулу-1. Ради сохранения немецкой марки в категории внедорожников устроители даже готовы перенести путь следования марафона из Аргентины в коммерчески важную для «Фольксвагена» Бразилию — шеф гоночного отделения концерна Крис Ниссен недавно заявил, что Volksagen продолжит «Дакаровскую» программу только в случае большего соответствия маршрута ралли-рейда бизнес-интересам немецкого бренда.
Открытое лоббирование интересов одной из команд, несомненно, губительно для ралли-марафона, однако сейчас у организаторов гонки попросту нет другого выбора: в зачете автомобилей Volkswagen является единственным коллективом с заводской поддержкой, и его уход больно ударит по финансовой обеспеченности «Дакара».
Класс грузовиков также не богат на конкуренцию: вопреки расхожему мнению, с «КАМАЗами» соперничают не заводские «монстры», а частные команды западноевропейских транспортных компаний вместе с гружеными тягачами технической поддержки участников «мото» и «авто» зачета. Впрочем, за судьбу челнинских грузовиков можно быть спокойным — «КАМАЗы» из «Дакара» никуда не уйдут, так как идти им, по большому счету, некуда.
Единственной альтернативной гоночной серией для грузовиков является европейский чемпионат по трак-рейсингу, но соотошение затрат и рекламной отдачи в этой серии неизмеримо ниже, чем на хорошо знакомом всем «Дакаре». Других же статусных гонок на грузовиках в мире просто не проводится.
В некотором смысле, ралли-рейд «Дакар» сейчас занимается скорее выживанием, чем поддержанием гонки на достойном уровне или ее развитием — даже несмотря на большое количество гонщиков из Южной Америки. Но несмотря на существующие организационные проблемы, дух покорителей пустыни не покидает участников знаменитого ралли-рейда. И пока марафон продолжает испытывать любителей песчаного экстрима на прочность, «Дакару» не страшны никакие уходы производителей или низкие ТВ-рейтинги. Ведь в душе адептов ралли-рейда по-прежнему живет мечта вернуться — вернуться, чтобы покорить этот зловеще притягательный «Дакар».
По материалам
Авто.Ленты. Антон Погорельский