Новости
Прогулка
Именно этим, по словам Кими Райкконена, победившего на первом этапе Формулы-1 сезона 2013 года – Гран-при Австралии – показалась ему прошедшая гонка. Станет ли она началом похода финна за вторым титулом? И пройдет ли он в прогулочном темпе?
Прогулка
Сезон-2013 Кими Райкконен начал с победы
Именно этим, по словам Кими Райкконена,
победившего на первом этапе Формулы-1 сезона 2013 года – Гран-при Австралии –
показалась ему прошедшая гонка. Станет ли она началом похода финна за вторым
титулом? И пройдет ли он в прогулочном темпе?
Когда я задавал Кими вопрос об
ощущениях от нового болида, то ответ предсказал заранее. Конечно, машина
хороша, что подтвердили и предсезонные тесты. Однако далеко не всегда
казавшиеся на них быстрыми болиды выглядят столь же сильно в гонках.
Свободные практики
непосредственно в дни Гран-при более показательны. На вершине итоговых
протоколов обеих пятничных сессий значился один и тот же гонщик – трехкратный и
действующий чемпион Себастьян Феттель. Но, как выяснилось, и это стало
свидетельством лишь того, что новый болид Red Bull RB9 быстр на сухой трассе, хотя
и это немаловажно.
Как немаловажно и то, пилоты Ferrari, Lotus и даже Mercedes постоянно были
поблизости. А вот у McLaren дело не заладилось с самого начала: и Дженсон Баттон, и
сменивший ушедшего в Mercedes Льюиса Хэмилтона Серхио Перес неизменно оказывались в
конце первой десятки, а то и за ее пределами, как в случае с мексиканцем.
От пилотов команд Marussia и Caterham
сюрпризов не ждали, они их и не преподнесли. Представители первой – дебютанты
Жюль Бьянки и Макс Чилтон – то чередовались с представителями второй – Шарлем
Пиком и Гидо ван дер Гарде, также дебютирующим в Больших Призах – то опережали
их.
Но пятничные заезды хотя бы
прошли в сухих погодных условиях. А вот суббота стала настоящим испытанием,
причем как для пилотов, так и для зрителей на трибунах. И если на свободных
заездах гонщикам удалось показать быстрые секунды (лучшим оказался Роман Грожан
на Лотусе), то квалификация обернулась сущим кошмаром.
Не знаю, знаком ли хоть кто-то
из действующих пилотов Формулы-1 с творчеством Геннадия Хазанова. Виталию
Петрову, увы, места в нынешнем сезоне не нашлось, но он точно вспомнил бы
рассказ о деревне Гадюкино. Ибо в субботу удалось провести лишь первый сегмент
квалификации, а затем заезды были смыты в самом прямом смысле этого слова.
Тем не менее, несмотря на
большое количество инцидентов и несколько раз отложенное начало заездов,
показать какие-то времена пилоты все же смогли. Ввиду того, что команда HRT прекратила свое
существование, отсев после первого сегмента теперь происходит с семнадцатого
места. Его занял оставшийся в Williams Пастор Мальдонадо, а позицией ниже расположился
сменивший Переса в Sauber его соотечественник Эстебан Гутьеррес, еще один дебютант
сезона. Представители Marussia и Caterham, как и следовало ожидать,
расположились в самом низу, причем Шарль Пик даже не смог войти в 107% от
лучшего времени и был допущен на старт гонки лишь специальным решением судей.
Всем же остальным продолжить
борьбу за в субботу провести не удалось. Начало второго сегмента также
несколько раз откладывалось, но дождь не прекращался, а в дополнение к этому
над Мельбурном начали сгущаться ранние для этих широт сумерки.
Квалификацию пришлось завершать
воскресным утром, но и оно солнечной погодой не порадовало – дождь шел и
непосредственно перед началом заездов, а потому прошли они на влажном асфальте.
Второй сегмент пилоты провели на промежуточной резине, хотя кто-то пытался
использовать и слики, быстро, впрочем, убеждаясь в ошибочности выбора.
Траектория подсохла только к
концу третьего сегмента. На сверхмягких покрышках быстрейшее время – 1.27,407 –
показал Себастьян Феттель, а его австралийский напарник Марк Уэббер занял
второе место. Третьим стал Льюис Хэмилтон, четвертым и пятым, соответственно,
пилоты Ferrari Филипе Масса и
Фернандо Алонсо, шестым – Нико Росберг на Мерседесе и лишь на седьмой позиции
расположился будущий победитель Кими Райкконен. Хотя, справедливости ради,
стоит отметить плотность результатов – первая десятка уместилась в одной секунде.
Сразу после квалификации стало
известно о том, что на старт гонки по соображениям безопасности не выйдет Нико
Хюлькенберг, перешедший в сезоне-2013 в Sauber: на топливном баке его болида
была обнаружена трещина.
К моменту старта гонки дождь
прекратился, а выглянувшее солнце основательно просушило трассу. Но во время
установочного круга над Альберт-Парком снова сгустились тучи и вероятность
дождя снова оказалась высокой. Трасса, впрочем, была сухой, а потому многие
предпочли стартовать на шинах типа SuperSoft. Лишь Адриан Сутил, Даниэль Риккиардо, Серхио Перес и Пастор
Мальдонадо предпочли более жесткий Medium.
На старте австралийской гонки казалось, что она пройдет под диктовку Себастьяна Феттеля (на переднем плане) – трехкратного и действующего чемпиона
Старт гонки заставил вспомнить
о важности поула на трассе в Мельбурне. Обгонять здесь не очень просто, а
потому побеждает чаще всего именно тот, кто и стартует с первой позиции. Вот и
в этот раз Феттель без труда отстоял свое лидерство. Уэббера подвела система KERS, из-за чего к первому
повороту он оказался позади обеих Ferrari.
Интересно, что уже после финиша
в Red Bull Racing вину за эту неудачу возложили на подразделение компании
McLaren – McLaren Electronic Systems (MES), поставляющее электронные блоки
управления двигателем всем командам. Из-за некорректной работы этого блока на
болиде Уэббера, по словам Кристиана Хорнера, не работала не только KERS, но и вся телеметрия.
Представители MES все обвинения отвергли, сославшись на отказ системы обработки
данных в боксах Red Bull.
К счастью, гонку Марк
продолжил, хотя за первые два круга откатился на седьмое место. Райкконен, тем
временем, начал свой решительный прорыв, обогнав Хэмилтона и не встретив
ощутимого сопротивления со стороны британца. Французскому напарнику Кими везло
меньше: Грожан уступил Пересу.
Кими Райкконен (на переднем плане) начинает свой победный прорыв
Традиционно, решающую роль в
гонке сыграл шинный фактор. Сверхмягкие покрышки и так «жили» на асфальте
Альберт-Парка недолго, уже не говоря о начале гонки, когда на них
дополнительную нагрузку оказывает топливо в заправленных под завязку баках
болидов. Уже на пятом круге Дженсон Баттон совершил первый в этом сезоне
пит-стоп, на котором получил комплект более жестких шин.
К пятнадцатому кругу в боксах
успели побывать почти все стартовавшие пилоты. При этом Феттель отправился в
боксы раньше Алонсо, Массы и Райкконена – на восьмом круге, хотя к тому времени
ему не удалось создать серьезного отрыва от двух Ferrari. А там еще и стремительно
подъезжал Райкконен, занимавший к тому моменту четвертое место.
На девятом круге Феттель,
впрочем, оказался уже перед Массой – бразильцу также пришлось поехать на
плановое «переобувание». А кругом позже синхронный пит-стоп совершили Алонсо и
Райкконен, но между собой позициями не обменялись, а лишь вновь оказались
позади Феттеля и Массы.
Лишь стартовавший на «медиуме» пилот
Force India Адриан Сутил,
вернувшийся после годового перерыва в Большие Призы, смог дольше других
задержаться на трассе. После того, как в боксах побывали все остальные пилоты,
именно немец возглавил пелотон. Мимо въезда на пит-лейн он проехал и на
девятнадцатом круге, когда началась вторая волна пит-стопов, открытая Уэббером.
Лишь на двадцать втором круге он посетил боксы, где снова получил «медиум», как
и Феттель, совершивший остановку почти одновременно с Адрианом и опередивший
его круг спустя.
На двадцать шестом и двадцать
седьмом кругах австралийская гонка лишилась двух участников. Сначала в первом
повороте не справился с управлением Пастор Мальдонадо. Свой болид венесуэлец не
разбил, но застрял в гравии, выбраться из которого не смог. А после этого возле
четвертого поворота припарковался Нико Росберг – на его Мерседесе отказала
электроника.
Прогнозы синоптиков,
предсказывавшие дождь, подтвердились, когда гонка достигла экватора. Но – в
совсем других масштабах: трассу лишь слегка окропило и заезжать в боксы лишний
раз за промежуточной и тем более дождевой резиной никому не пришлось.
Только Райкконен успешно реализовал в Австралии стратегию двух пит-стопов
Свой второй и последний
пит-стоп Райкконен совершил на тридцать пятом круге, после чего в лидеры вышел
Алонсо. Фернандо был ощутимо быстрее Феттеля и немногим медленнее Кими, но и
его самого и Себастьяна еще ждали третьи пит-стопы.
А вот Lotus Е21, по крайней мере, под управлением Райкконена, в Австралии оказался более
бережливым по отношению к покрышкам. В особенности к «медиуму»: на втором его
комплекте финн преодолел без малого половину дистанции, что не удивительно,
учитывая меньшую массу болида, бак которого к тому моменту был заполнен
немногим более чем наполовину.
Кроме Айсмена стратегию с двумя
пит-стопами избрали Адриан Сутил и его напарник Пол ди Реста, Эстебан Гутьеррес,
а также Шарль Пик. Но только паре пилотов Force India это принесло
относительную удачу.
Причем Сутилу не помогли даже
оттянутый до сорок седьмого круга пит-стоп и полученные на нем сверхмягкие
шины, которые очень быстро износились, не позволив немцу побороться за подиум. Незадолго
до финиша он пропустил вперед Хэмилтона и Уэббера.
Хотя и седьмое место, которое Адриан
занял в первой после возвращения гонке, заслуживает исключительно похвалы. Не
ударил в грязь лицом и ди Реста, пришедший к финишу восьмым и принесший команде
важные очки.
Что же касается остального
пелотона, то он проследовал в боксы за четвертым комплектом шин. Первым это на
тридцать седьмом круге сделал Фелипе Масса, а последним, на пятьдесят первом
круге – Жюль Бьянки. За это время пелотон покинул пилот Toro Rosso Даниэль Риккиардо,
который на сорок первом круге заехал с неисправной выхлопной системой в боксы и
уже не покинул их.
Райкконен, тем временем, создал
вполне комфортный семисекундный отрыв от
Алонсо. В какой-то момент финн сбавил темп, но обнаружив, что испанец начал приближаться,
снова его взвинтил, да и Фернандо помешал трафик. Его в свою очередь
преследовал Феттель, но давления не оказывал.
Двадцатая победа Кими
Райкконена в его карьере и вторая, одержанная им в составе Lotus, оказалась для всех
довольно неожиданной. Конечно, новый автомобиль коллектива из Энстоуна быстрее
прошлогоднего, о чем сам победитель и заявил в недавнем интервью нашему
изданию. Но мало кто мог представить, что за победу он позволит бороться с
самого начала.
И ведь не сказать, что это
случайность. Сам Райкконен после финиша признался, что эта победа далась ему
легче всех остальных, да и команда сработала безошибочно. Хотя позже победитель
оговорился, что нет поводов прыгать от радости следующий этап в Малайзии
пройдет на трассе с абсолютно другим асфальтом и в абсолютно другом климате и
неизвестно, как Lotus Е21 будет работать там.
Слева направо: Фернандо Алонсо (Ferrari), Кими Райкконен (Lotus) и Себастьян Феттель (Red Bull)
Да и
12-секундное отставание занявшего второе место Алонсо и 22-секундное
финишировавшего третьим Феттеля вовсе не говорит о недостатке скорости Ferrari F138 и Red Bull RB9. Но скорость нового Лотуса сомнений не вызывает. Кстати,
Райкконен стал и автором лучшего круга в первой гонке сезона.
Четвертое
место на австралийском Гран-при занял Фелипе Масса, пятое – Льюис Хэмилтон. Марк
Уэббер финишировал шестым, а Адриан Сутил и Пол ди Реста, как уже было сказано,
седьмым и восьмым соответственно. Лишь девятым к финишу пришел победивший в
Мельбурне год назад Дженсон Баттон, а замкнул первую десятку Роман Грожан.
Положение
пилотов в личном зачете после первого этапа полностью соответствует их
положению в финишном протоколе гонки. С 25 очками лидирует Райкконен. Алонсо, у
которого 18 очков, на втором месте, а Феттель, имеющий 15 очков, третий.
В
кубке конструкторов лидирует Ferrari, чьи гонщики заработали вдвоем 30 очков. Lotus занимает второе место с 26 очками. У Red Bull третье
место и 23 очка.
Первые
два этапа в Формуле-1 традиционно разделяют всего пять дней. Следующий
состоится уже на этой неделе – 22 – 24 марта его будет принимать трасса Сепанг,
расположенная недалеко от столицы Малайзии, города Куала-Лумпур.
Формула-1, первый этап, Гран При Австралии, гонка, 58 |
|||
Поз. |
Гонщик |
Команда |
Результат (причина схода) |
1 |
Кими Райкконен |
Lotus |
1:30.03,225 |
2 |
Фернандо Алонсо |
Ferrari |
+ 12,451 |
3 |
Себастьян Феттель |
Red Bull |
+ 22,346 |
4 |
Фелипе Масса |
Ferrari |
+ 33,577 |
5 |
Льюис |
Mercedes |
+ 45,561 |
6 |
Марк Уэббер |
Red Bull |
+ 46,800 |
7 |
Адриан Сутил |
Force India |
+ 1.05,068 |
8 |
Пол ди Реста |
Force India |
+ 1.08,449 |
9 |
Дженсон Баттон |
McLaren |
+ 1.21,630 |
10 |
Роман Грожан |
Lotus |
+ 1.22,759 |
11 |
Серхио Перес |
McLaren |
+ 1.23,367 |
12 |
Жан-Эрик Вернь |
Toro Rosso |
+ 1.23,857 |
13 |
Эстебан Гутьеррес |
Sauber |
+ 1 круг |
14 |
Валттери Боттас |
Williams |
+ 1 круг |
15 |
Жюль Бьянки |
Marussia |
+ 1 круг |
16 |
Шарль Пик |
Caterham |
+ 2 круга |
17 |
Макс Чилтон |
Marussia |
+ 2 круга |
18 |
Гидо ван дер Гарде |
Caterham |
+ 2 круга |
— |
Даниэль Риккиардо |
Toro Rosso |
(выхлопная система) |
— |
Нико Росберг |
Mercedes |
(электрика) |
— |
Пастор Мальдонадо |
Williams |
(вылет) |
— |
Нико Хюлькенберг* |
Sauber |
(трещина топливного бака) |
* – не
стартовал по соображениям безопасности
Положение в чемпионате после первого этапа Личный зачет |
|||
Поз. |
Гонщик |
Команда |
Очки |
1 |
Кими Райкконен |
Lotus F1 Team |
25 |
2 |
Фернандо Алонсо |
Scuderia Ferrari |
18 |
3 |
Себастьян Феттель |
Red Bull Racing |
15 |
4 |
Фелипе Масса |
Scuderia Ferrari |
12 |
5 |
Льюис Хэмилтон |
Mercedes AMG |
10 |
6 |
Марк Уэббер |
Red Bull Racing |
8 |
7 |
Адриан Сутил |
Sahara Force India F1 Team |
6 |
8 |
Пол ди Реста |
Sahara Force India F1 Team |
4 |
9 |
Дженсон Баттон |
Vodafone McLaren Mercedes |
2 |
10 |
Роман Грожан |
Lotus F1 Team |
1 |
11 |
Серхио Перес |
Vodafone McLaren Mercedes |
0 |
12 |
Жан-Эрик Вернь |
Scuderia Toro Rosso |
0 |
13 |
Эстебан Гутьеррес |
Sauber F1 Team |
0 |
14 |
Валттери Боттас |
Williams F1 Team |
0 |
15 |
Жюль Бьянки |
Marussia F1 Team |
0 |
16 |
Шарль |
Caterham F1 Team |
0 |
17 |
Макс Чилтон |
Marussia F1 Team |
0 |
18 |
Гидо ван дер Гарде |
Caterham F1 Team |
0 |
19 |
Нико Росберг |
Mercedes AMG |
0 |
20 |
Нико Хюлькенберг |
Sauber F1 Team |
0 |
21 |
Даниэль Риккиардо |
Scuderia Toro Rosso |
0 |
22 |
Пастор Мальдонадо |
Williams F1 Team |
0 |
Кубок конструкторов |
|||
Поз. |
Команда |
Очки |
|
1 |
Scuderia Ferrari |
30 |
|
2 |
Lotus F1 Team |
26 |
|
3 |
Red Bull Racing |
23 |
|
4 |
Mercedes AMG |
10 |
|
5 |
Sahara Force India F1 Team |
10 |
|
6 |
Vodafone McLaren Mercedes |
2 |
|
7 |
Scuderia Toro Rosso |
0 |
|
8 |
Sauber F1 Team |
0 |
|
9 |
Williams F1 Team |
0 |
|
10 |
Marussia F1 Team |
0 |
|
11 |
Caterham F1 Team |
0 |
Текст: Евгений СУХОВЕРХ