Новости
Тайная опасность. Аквапланирование
Высокая скорость и обилие воды на дороге легко приводят к потере управления, и тогда у водителя не больше шансов увернуться от опасности, чем у пассажира. Мы расскажем, как сохранить контроль.
СОВЕТЫ
И ТЕХНИКА ШИНЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Тайная
опасность
Аквапланирование
Высокая
скорость и обилие воды на дороге легко приводят к потере управления, и тогда у
водителя не больше шансов увернуться от опасности, чем у пассажира. Мы
расскажем, как сохранить контроль над транспортным средством на мокрых улицах.
Дождь
– это нередко хорошая новость, например, для фермеров и всего сельского хозяйства.
Для водителя это проклятие. Мелькание дворников нервирует, на дорогах собирается
вода, а когда водитель не вовремя нажимает педаль газа, автомобиль всплывает – возникает
аквапланирование.
Что
же именно происходит в данный момент? С ростом скорости движения протектор шины
не в состоянии выводить большое количество воды из пятна контакта с дорогой. В этот
момент бороздки протектора, действующие как отводные каналы, переполняются и не
справляются со своей функцией. Вода образует под шинами клин, из-за чего теряется
сцепление. Управляющая сила и сила торможения исчезают, и автомобиль выходит из-под
контроля.
При
какой скорости всплывает шина, зависит от воды и глубины и свойств протектора. Простая
формула: чем больше воды на улице и чем меньше остаточная высота протектора, тем
раньше будет потеряно сцепление с асфальтом.
Поэтому разрешенный
правилами минимальный остаток профиля в 1,6 мм действительно чересчур мал. Мелкие
отводные борозды переполняются куда быстрее. Когда водитель услышал изменение в
шуме качения или ощутил небывалую легкость рулевого управления, пора убрать ногу
с педали акселератора. Читайте справа другие советы и ответы на вопросы по аквапланированию.
СОВЕТ ЭКСПЕРТА
При аквапланировании на прямом участке дороге транспортное средство больше не реагирует на рулевой импульс, возможности торможения ограничены. Если аквапланирование происходит в повороте, то автомобиль заносит или сносит наружу, причём нет возможности корректировать эту ситуацию. Водитель может не допустить аквапланирования если уменьшит скорость движения на мокрой дороге и будет следить, чтобы у шин остаточная высота протектора была не меньше 3-4 мм.
Вопросы об аквапланировании
Как нужно себя вести при аквапланировании?
При
аквапланировании шины больше не могут отводить в сторону воду, которая, как
клин, образуется под ними. Последствие: шина всплывает и теряет контакт с
дорогой. Что делать, чтобы противостоять аквапланированию:
— всегда следите, чтобы высота протектора была достаточной. Летнюю
резину нужно менять самое позднее, когда осталось 3 мм, зимнюю – 4 мм;
— уменьшайте скорость движения во время сильного дождя;
— на прямых участках дороги требуется особенная внимательность. В
глубоких колеях собирается много влаги;
— при аварийной ситуации: выключить сцепление, избегать резких
движений рулевым колесом.
Если автомобиль поплыл, избегайте резких
движений рулем.
Что
значит влажное покрытие?
Причиной
для ограничения скорости служат характеристики дороги. Если вода не стекает с
дорожного полотна, то может существовать угроза случаев аквапланирования. Не
существует четкого определения количества влаги, при котором следует соблюдать
ограничение скорости. Простое правило: пока на дороге такой слой воды, что
после впереди едущего автомобиля остаются мокрые следы, необходимо соблюдать
ограничение по скорости. Напротив, при мелкой измороси можно ехать с
максимально разрешенной на сухой дороге скоростью.
Осторожно: на влажной дороге следует всерьез
принимать ограничение скорости.
Где можно ожидать аквапланирования?
В
основном опасности подвергаются те отрезки улиц, где вода не может достаточно
быстро стекать. Это может зависеть от особенностей рельефа, например, в низине,
где собирается вода, или поворот с чересчур малым уклоном к краю улицы. Другие
ситуации: поврежденное дорожное покрытие с выбоинами или колеями от грузового транспорта.
Повышенную осторожность следует соблюдать в лесу: зачастую неубранная листва
мешает стоку воды.
Вода часто застаивается в поворотах.
На какую ось ставить лучшие шины?
Для
начала выслушайте наш совет: контроль над автомобилем будет оптимальным, если
на всех четырех шинах протектор примерно одинаковой глубины. Если вы меняете
только две шины, то лучшие профили должны устанавливаться на заднюю ось.
Причина: они обеспечивают стабильность автомобиля и снижают склонность к
заносу. Важно: зачастую зимняя резина обладает определенным направлением
движения (указано стрелкой на боковой части) или определенной внешней стороной
(сбоку написано Outside). Если не соблюдать эти правила установки, можно
ухудшить управляемость автомобиля.
Шины с лучшим профилем следует ставить на
заднюю ось автомобиля.
Насколько серьезно автомобилисты следуют
предписаниям?
AUTO
BILD измерил глубину протектора шин на нескольких заправках и стоянках у
гипермаркетов у случайно выбранных автомобилей. Пугающий результат: из 60
проверенных транспортных средств у 9 глубины протектора менее 1,6 мм. Это
значит: 15% водителей нарушают требования правил и рискуют не только штрафом,
но своей безопасностью. При легком дождике тормозной пути станет значительно
длиннее, автомобиль всплывет куда раньше, чем на свежих шинах.
Слева: внедорожные шины с достаточной
глубиной протектора. Посередине: индикаторы износа показывают, что остаток
профиля почти достиг минимальной разрешенной границы в 1,6 мм.
Как выглядят оптимальные шины для поездок
в дождь?
Оптимальная
шина для поездок в дождь обладает направленным рисунком протектора, чтобы
быстрее выводить воду из-под поверхности качения. Кроме того, у такой шины
плотно расположенные в плечевой зоне грунтозацепы, чтобы сохранять максимум
сцепления. Бороздки профиля должны быть минимум 3 мм в глубину у летней резины,
а у зимней не менее 4 мм. Чтобы улучшить сцепление резины с влажным асфальтом,
в состав шинной силики (резиновой смеси) добавляют технический углерод.
У этой шины стреловидный профиль –
определенное направление качения.
ИТОГ
Тесты
с изношенными шинами о многом говорят: достаточно глубокий профиль на залитой дождем
улице – это альфа и омега безопасного поведения авто при езде. Неважно, идет ли
речь о длине тормозного пути или аквапланировании. Здесь имеет значение чувство
ответственности автомобилиста и осознание того, что каждый миллиметр протектора
важен. Поэтому не следует дожидаться, пока профиль достигнет минимального предписанного
лимита в 1,6 мм, нужно менять шины заранее.
Бернд Фолкенс