Новости
Вырос. Несмотря ни на что
По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в 2011 году объем продаж новых автомобилей в Республике Беларусь (с учетом российских и импортных брендов) составил 16.275 автомобилей.
По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) в 2011 году объем продаж новых автомобилей в Республике Беларусь (с учетом российских и импортных брендов) составил 16.275 автомобилей. В процентном выражении продажи легковых и коммерческих автомобилей в 2011 году увеличились на 26%. Характерной особенностью автомобильного рынка Беларуси в 2011 году стало дальнейшее перераспределение покупательского интереса в сторону импортных автомобильных брендов. Продажи автомобилей российских брендов значительно сократились – на 33%. При этом продажи дилеров, которые работают с импортными брендами наоборот – выросли на 51%.
Продажи легковых автомобилей в 2011 году заметно возросли до уровня 13.436 автомобилей (+46% по сравнению с 2010 годом). В этом сегменте рынка на первое место по продажам вышел Volkswagen с рыночной долей 12,58%. Второе место за дилерами ВАЗ (10,35%). Следом идет Renault (9,08%), Audi (6,50%) и Kia (6,11%).
Самым популярным автомобилем в сегменте легковых автомобилей стал Renault Logan (630 единиц). Второй по популярности – ВАЗ 2170 (426 единиц). Третью строчку также занимает Renault с моделью Sanderо (409 единиц). Четвертая позиция – у ВАЗ Нива (382 единицы). Замыкает пятерку лидеров Volkswagen Polo седан (360 единиц). Такая расстановка сил еще раз свидетельствует о переориентации спроса в сторону наиболее доступных новых автомобилей.
Сегмент коммерческих автомобилей
Продажи коммерческих автомобилей в 2011 году сократились на 23,72% и составили 2 839 автомобилей. На первую строчку рейтинга вышел Volkswagen с рыночной долей 28,6% (812 единиц). На вторую строчку опустился ГАЗ (21,66%; 615 единиц). Замыкает тройку лидеров Peugeot с рыночной долей 17,44% (495 единиц).
В 2011 году рынок коммерческой техники в разрезе по сегментам выглядит следующим образом: класс легких коммерческих фургонов CDV замедлил падение и сократился на 0,95% и составил 727 единиц. Сегмент Т5 (грузоподъемность до 3,5 т.) сократился сильнее (-29,1%) и составил 2 112 новых автомобилей.
Угрозы и перспективы 2012 года для автомобильного рынка Беларуси При этом среди стран-участниц Таможенного союза в Беларуси сохраняется самая высокая ставка НДС (в Беларуси 20%, в России 18%, в Казахстане 12%). Фактически это делает новые автомобили в Беларуси самыми дорогими на едином таможенном пространстве. В то же время платежеспособность белорусов по оценкам экспертов как минимум в 2,5 раза ниже, чем в России. О том, как будет развиваться валютный рынок, можно будет судить после публикации первых квартальных отчетов по внешней торговле. Если сальдо останется отрицательным, не исключена дальнейшая девальвация белорусского рубля, так как с высокой долей вероятности можно предположить, что денежный регулятор не станет тратить ЗВР на поддержание курса рубля. В таком случае не исключено дальнейшее сокращение покупательской способности белорусов. Безусловно, крупные игроки рынка новых автомобилей будут вести переговоры по снижению заходных цен, чтобы минимизировать рост цен. Не секрет, что на крупных рынках (к примеру, в России) заходные цены ниже, чем на мелких (к примеру, в Беларуси) – сказывается эффект масштаба. От того, насколько договорятся белорусские дилеры и импортеры с заводами-изготовителями, будет зависеть ценовой расклад сил на рынке. Не исключены новые ценовые войны, когда импортеры, которым удастся получить от завода более конкурентные цены, будут вести демпинг. 2012 год несет с собой не только вызовы и угрозы, но и перспективы. Во второй половине года ожидается вступление России в ВТО, что будет означать начало снижения таможенных пошлин, в том числе и на новые автомобили. Не исключено, что во второй половине года ставки таможенных пошлин на новые авто сократятся с 30% до 25%. Кроме того, положительным фактором для рынка новых авто является выравнивание позиций для юр. лиц и физ. лиц в вопросе взимания таможенных пошлин. После 1 июля 2011 года «серый» импорт свелся до минимума. Определенная стабильность на валютном рынке позволяет говорить о снижении ставки рефинансирования. На практике это будет означать пошаговое снижение стоимости кредитов. Не исключено, что ставки по автокредитам снизятся с 55-60% до 30-35% в течение 2012 года. Относительно устойчивыми будут продажи тех брендов, у которых есть сборочные производства в России. Эти автомобили будут пользоваться более высоким спросом в силу отсутствия «растаможки» и более привлекательных цен. Свидетельством того, что белорусы предпочитают автомобили, собранные в России служат продажи Volkswagen Polo седан – в 2011 году дилеры существенно превысили запланированные объемы продаж этой модели. Еще один позитивный фактор роста – развитие Trade-In. Крупные игроки рынка делают большую ставку на этот инструмент продаж. Сохранение льготного механизма взимания НДС делает эту схему привлекательной и конкурентоспособной. Поэтому уже в ближайшее время можно ожидать появления на рынке подержанных автомобилей с проверенной историей от официальных дилеров по конкурентоспособным ценам. |