Новости

Авторынок Таможенного союза разделился

Несмотря на общее таможенное пространство и практически одинаковые условия ведения бизнеса, авторынки России, Беларуси и Казахстана в 2014 году показали совершенно разную динамику развития.

Опубликовано

.

Авторынок Таможенного союза разделился

Несмотря на общее таможенное пространство и практически одинаковые условия ведения бизнеса, авторынки России, Беларуси и Казахстана в 2014 году показали совершенно разную динамику развития.

Казалось бы, работа стран в едином таможенном пространстве и по одним законам должна вести к похожим результатам. Но в России продажи упали до такой степени, что дилеры начали объявлять себя банкротами и закрываться. У Казахстана – стабильный прирост как по собственным, так и по импортным автомобилям. Беларусь и вовсе выделилась, демонстрируя очередной «рекорд».

Большие потери большого брата

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и LCV в России за 10 месяцев 2014 года снизились на 12,7% к аналогичному периоду прошлого года (минус 289869 единиц), составив 1991312 автомобиля.

Война с Украиной, санкции США и Евросоюза, девальвация российского рубля – от этого авторынок не защитят ни развитие собственного автопрома, ни объявленная правительством программа утилизации.

Как видно из приведенной ниже таблицы с Топ-10 российского авторынка, падение продаж у ряда брендов достигли 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прирост – на 11% зафиксирован всего у одного бренда – Nissan.

Реклама

Бренд

Январь-октябрь 2014 года, ед.

Январь-октябрь 2013 года, ед.

Динамика, %

Lada

Реклама

321 590

380 852

-16%

KIA

154 813

Реклама

164 595

-6%

Renault

156 0998

173 494

Реклама

-10%

Hyundai

148 242

151 443

-2%

Реклама

Toyota

128 466

127 977

0%

Nissan

Реклама

126 313

114 193

+11%

VW

103 119

Реклама

129 847

-21%

Chevrolet

99 142

142 318

Реклама

-30%

Skoda

70 619

71 553

-1%

Реклама

Mitsubishi

59 586

63 269

-6%

Ожидается, что по итогам 2014 года в России будет продано 2,45 миллиона автомобилей, что 12% меньше, чем в прошлом году (2,77 млн.), 500 из 4 тысяч дилерских центров будет закрыто.

Реклама

Казахстан: меняем «минус» на «плюс»

Авторынок Казахстана растет: плюс 3% (чуть меньше 134 тыс. машин) за 10 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого. «Это немного, но и немало на фоне падения продаж в России, — комментирует итоги 10 месяцев президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев, предоставивший «Ежедневнику» статистику продаж.

Один из самых значимых показателей для страны – рост производства автомобилей на собственных производственных площадках: с начала года собрано 32 тыс. машин. Активному развитию автопрома содействует правительство, что неожиданно может коснуться Беларуси. Уже в 2015 году поставки автомобилей Geely, сделанных в Борисове, могут прекратиться из-за собственного производства казахстанцев, которое скоро запустят в Костанае. Аналогичная судьба может постигнуть Peugeot и Citroen, которые в белорусском Обчаке к означенному сроку не собрали: в начале декабря объявлено о создании производственных мощностей этих французских брендов в Костанае.

С января по октябрь в стране продано 136888 новых автомобилей, что на 2,82% больше цифры за аналогичный период прошлого года. 80,1% приходится на импорт, 19,9% — собственное производство (109657 и 27231 единиц соответственно). При этом количество проданных автомобилей made in Kazakhstan выросло на 83% в годовом выражении, но, по отношению к аналогичному периоду прошлого года, упало на 3,38% — 28 185 против 27231.

Из России импортируется наибольшее количество машин – 76350 ед. (55,8% доли рынка), автомобили из Узбекистана заняли третье место (на втором – Казахстан) с долей рынка 7%. Поставки из Японии, Британии, Кореи падают, что не сказывается на присутствии самих автобрендов. Анализируя продажи, аналитики Казахстана делают интересное замечание: глобализация мировой экономики размывает границы между происхождением и национальностью автомобиля. Еще несколько лет активного роста автопрома Казахстана – и этот процесс будет продолжаться уже за счет собственной продукции.

Реклама

Бренд

Январь-октябрь 2014 года, ед.

Январь-октябрь 2013 года, ед.

Динамика, %

Lada

Реклама

38 154

46 250

-17,5

KIA

15 104

Реклама

9 827

+11,03%

Hyundai

12 120

9 996

Реклама

+21,25%

Toyota

10 262

9 489

+8,15%

Реклама

Chevrolet

9 940

н/д

н/д

Daewoo

Реклама

8 592

11 271

-23,76%

Renault

6 746

Реклама

3 685

+83,07%

GAZ

5 612

н/д

Реклама

н/д

Nissan

5 409

5 101

+6%

Реклама

Skoda

4 704

3 323

+41,56%

Как видно по приведенным данным, лидеры продаж России и Казахстана совпадают, разница в динамике: у восточного соседа она положительная. «Минусы» только у российской Lada и узбекского Daewoo. Логично: дешевые проблемные бюджетники все менее востребованы.

Реклама

Согласно ожиданиям АКАБ, в 2014 году будет продано около 170 тысяч автомобилей. Наряду с «незначительными рисками, связанными с нестабильностью геополитической ситуации в Украине и «войны санкций», эксперты отмечают возможности дальнейшего роста. Это вступление в силу договора об ЕАЭС, расширяющее рынок сбыта для отечественных производителей, развитие программ trade-in и утилизации,  так же льготное кредитование автомобилей отечественного производства. Как отмечают в АКАБ, расходы могут быть разделены между государством и банком, при этом государство получит отдачу в виде роста производства, а банки – в виде роста кредитного портфеля обеспеченным займом. Кто знает, задумайся об этом в свое время белорусские власти, и автопром нашей страны выглядел бы совершенно иначе.

Беларусь: «беспрецедентный случай»

«В ноябре в нашей стране произошел беспрецедентный случай, — с таких слов начал разговор с «Ежедневником» председатель правления автомобильной ассоциации БАА Сергей Михневич, — общая регистрация новых машин за этот месяц более чем в два раза превысила продажи автодилеров. В ноябре зарегистрировано более 6 тыс. новых автомобилей, а дилеры продали 2,4 тыс.».

Простая арифметика: из трех регистрируемых в ГАИ новых машин две ввезены физлицами и «серыми дилерами», более 60% новых машин имеют статус «неофициальных». «Это катастрофа для дилеров и бюджета страны», — печально констатирует Михневич.

Пока количество «серого ввоза» не сказалось на продажах дилеров: падения в целом нет по итогам продаж 10 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого, вполне вероятно, не изменится и общий итог за год.

Реклама

«Итоги 2013 года – около 30 тыс. новых автомобилей, — напоминает Михневич, – из которых на долю дилеров пришлось 24286 машин, «серый» ввоз – 4 тыс. В 2014 году продажи БАА вряд ли превысят 26 тыс., регистрация, по нашим ожиданиям, превысит 40 тыс. новых машин».

Казалось бы, можно порадоваться за сограждан, с выгодой использовавших ситуацию. Но именно в этом дилеры прогнозируют свое падение – часть уже сделанных покупок планировалась на будущий год.

«Автомобили опять стали средством инвестиции, — объясняет Михневич, — их покупают впрок. Это предвестник очень серьезного падения продаж в следующем году».

Белорусские дилеры запланировали на этот год прирост в 10-15%. То, что случилось во втором полугодии, напомнило о тотальной зависимости белорусского автобизнеса от российского. Выходит, еще немного – и отечественные дилеры начнут закрываться, как это уже происходит в стране-соседке?

«Не думаю, — отвечает Михневич, — ведь дилеров у нас немного. Просто они станут еще беднее — большинство игроков уже свернуло инвестиционную деятельность. Идут тяжелые времена».

Реклама

Бренд

Январь-октябрь 2014 года, ед.

Январь-октябрь 2013 года, ед.

Динамика, %

Renault

Реклама

3 522

2896

+21,6%

Volkswagen

3 094

Реклама

2974

+4,0 %

KIA

1996

2 013

Реклама

-0,8%

Geely

1 841

246*

+648%

Реклама

Lada

1 309

2 222

-41,09%

Skoda

Реклама

1 245

1 615

-22,9%

Toyota

1 222

Реклама

791

+54,49%

Nissan

1 131

659

Реклама

+71,62%

GAZ  LCV

954

1 161

-17,8%

Реклама

Hyundai

749

923

-18,85%

* продажи начались с марта 2013 года

Реклама

Елена АНКУДО, avto.ej.by

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 9 =

Популярное

Exit mobile version