Новости
Белорусский автобизнес. Год после РУБИКОНА
Введение новых таможенных ставок на ввоз автомобилей стало своеобразным Рубиконом для белорусского автомобильного рынка. Время разделилось на «до» и «после». Прошло чуть более года… Что произошло за этот год? Как изменился белорусский автобизнес? Как он чувствует себя? Каким видит ближайшее будущее?
Белорусский автобизнес. Год после РУБИКОНА

Введение новых таможенных ставок на ввоз автомобилей стало своеобразным Рубиконом для белорусского автомобильного рынка. Время разделилось на «до» и «после». Прошло чуть более года… Что произошло за этот год? Как изменился белорусский автобизнес? Как он чувствует себя? Каким видит ближайшее будущее?
В интервью с Председателем совета директоров ООО «Китайские автомобили», Варивода Сергеем Михайловичем вы узнаете:
• За что получает покупатель китайского автомобиля бонус и в каком виде?
• Что значит «Политика проникновения на рынок низких цен» по-китайски?
• Что является главной задачей для ООО «Китайские автомобили»?
• Какова политика продаж китайских автомобилей на белорусском рынке?
• Откуда появилась гарантия четыре года на китайские автомобили?
• Проблемы роста и сервиса китайских автомобилей, в чем они?
• и другие интересности….
– Сергей Михайлович, начну с острого – белорусский покупатель с опаской поглядывает в сторону сложного технологического товара из Китая. Вас это не пугает?
Основная проблема – психология потребителя, который очень настороженно относится к китайскому товару вообще. К сожалению, в нашей стране понятие «китайский товар» означает товар некачественный. И проблема здесь не в товаре, а в тех предпринимателях, которые выбирают в Китае товары по принципу «что подешевле» и везут их на белорусский рынок. Не думаю, что самый требовательный и избалованный американский потребитель позволил бы китайским товарам заполонить свой рынок, если бы не отвечали высоким стандартам. На китайском рынке есть товары любого уровня качества. И соответствующей цены, конечно…
– Как вы выживаете? Или все не так уж мрачно?
Наши продажи идут с ростом примерно 11% по отношению к первому полугодию 2011 года. На наш взгляд, в целом, рост по году будет существенно больше. В пошлом году на все изменения правил ввоза автомобилей еще наложилось существенное падение доходов нашего покупателя. Это сразу отразилось на оттоке покупателей. Сейчас ситуация потихоньку выравнивается, и если снижение ставок кредитования будет продолжаться с такой же динамикой, – мы рассчитываем завершить этот год с прибавкой в продажах где-то на 25-30%. Полагаем, что продажи китайских автомобилей будут расти в этом году быстрее рынка в целом.
– То есть, белорусский автомобильный рынок растет?
Да, белорусский рынок, несомненно, растет. Растет неоднородно, в первую очередь он прирастает за счет продаж российских брендов. Мы являемся дистрибьютором УАЗ, и в кои-то веки продажи УАЗ занимают четвертое место после ВАЗа, VW и ГАЗа. В основном, это корпоративные продажи. По статистике, если я не ошибаюсь, ГТК дал цифру ввоза юридическими лицами чуть менее 12.000 автомобилей за первое полугодие. Из них более 4000 – это российские автомобили (в основном, национальных марок – ВАЗ, ГАЗ, УАЗ).
Всплеск продаж российских авто – это следствие эффекта взаимной интеграции в рамках Единого Экономического Пространства (Таможенного союза). Но, я думаю, что в скором времени, если не будет усиления протекционизма со стороны России, рынок начнет смещаться от национальных российских марок в сторону иномарок российской, казахской сборки, возможно, белорусского автомобиля.
Я думаю, что еще не исчерпали ресурсы своего роста такие модели, как VW Polo Sedan, Renault Duster и другие. Мы рассчитываем, что со следующего года (2013) наш рынок (белорусский) по новым автомобилям начнет существенно расти, на 30% и более в год.
– Откуда причина роста? Что, так сильно увеличится благосостояние белорусов?
Исключительно за счет изменения структуры импорта. Запретительными пошлинами Беларусь закрыла рынок б/у автомобилей, ввозимых физическими лицами. Часть этого сегмента должна перекочевать к нам (если мы получим такой же эффект от ввода пошлин, как в РФ, где рынок б/у автомобилей практически умер). Расчет прост: импорт автомобилей в Беларусь – порядка 200.000 в год (не берем во внимание прошлый год). Пусть мы получим даже половину от этой цифры – 100.000 со структурой 50% новых авто и 50% б/у – то это уже цифра. Мы в РБ никогда не видели рынок в 50.000 новых авто. Максимум это было 26.500 новых легковых авто (2008 г.)
– Как меняет свое мнение белорусский покупатель в отношении китайских автомобилей?
Наш покупатель – это покупатель утилитарного автомобиля, мы работаем в массовом бюджетном сегменте. Самый большой удар по продажам китайских автомобилей, конечно же, нанесли пошлины. Система тарифной защиты рынка легковых автомобилей Таможенного Союза построена таким образом, чтобы защитить сегмент бюджетных автомобилей, производимых в странах Таможенного Союза. И именно по дешевому автомобилю (это стоимостью до $15.000) пошлина значительно превышает отметку 30%. По многим «китайцам» мы стали платить 50% и более. И, конечно же, наш покупатель стал уходить. Он увидел хотя и иной по качеству, но уже дорогой китайский автомобиль. Если в 2009 году мы продавали внедорожник Hover за $17.000, то сейчас он стоит около $32.000 в хорошей комплектации. И, наверное, эта проблема все-таки будет поважнее изменения психологии.
Однако китайцы нашли лазейки на рынок Таможенного Союза, в том числе и через Зону свободной торговли СНГ. Сегодня мы снова можем предложить покупателям дешевые седаны от $10.900.
– Все-таки, цена покупки – ключевой вопрос? Но откуда появятся покупатели при плановой зарплате в $500?
Для нас (белорусов) автомобиль – это товар имиджевый. Белорусы могут экономить на том, что «не видно глазу»: жилье, отдыхе, здоровом питании, но автомобиль должен быть престижного класса, потрепанный, подержанный, но все-таки «премиум».
Я думаю, если правительство будет проводить разумную социально-экономическую политику, откажется от избыточных социальных гарантий, в стране будет нормальная рыночная экономика с обычным для стран с рыночной экономикой уровнем безработицы – люди станут зарабатывать деньги, а не получать обещанные $500 за проведенное на работе время – они станут считать деньги и жить по средствам. Думаю, «экономическая реальность» все больше покупателей будет подталкивать приобретать бюджетные автомобили, в том числе китайские.
– Почему?
Я достаточно много ездил на иномарках различных классов, в том числе и «премиум». И, если воспринимать китайский автомобиль с точки зрения его способности выполнить утилитарные функции по перевозке пассажиров и грузов, адекватно оценить сочетания комфортности, качества, стоимости – то могу сказать – китайский автомобиль сильно недооценен белорусским покупателем. (Сейчас у меня в семье Hover и микролитражка Chery – для «понтов» маловато, зато очень уж удобно и выгодно!) (Улыбается.)
– Возвращаясь к цене автомобиля. Какова в этом отношении политика ваших китайских партнеров?
Сегодня на рынке китайских автомобилей ни производитель, ни продавец не получают премию за бренд реализуемого товара, как многие именитые марки. Скорее, наоборот, здесь можно вести речь о доплате производителем за антибренд. Ценовая политика китайских автопроизводителей – это политика проникновения на рынок с соответствующим низким уровнем цен. Но так будет не всегда…
Наша задача сегодня: не наобещать покупателю, не наговорить красивых слов, а довести правду о китайском автомобиле. Если мы сможем показать и объяснить все плюсы и минусы наших автомобилей, то я уверен, наши продажи пойдут в гору.
В своей профессиональной деятельности я неоднократно сталкивался с выведением новых брендов на рынок. А выведение на рынок «слабого бренда» – это архисложная задача. Думаю, рано или поздно китайские автомобили займут приличную долю рынка, и бизнес в этом сегменте станет инвестиционно привлекательным.
Я не вижу причин, по которым китайский автомобиль не пройдет тот же эволюционный путь, как «японцы», «корейцы», и займет свое место (долю рынка), только значительно быстрее.
– Ваши бестселлеры?
Это, вне сомнения, рамный внедорожник Ховер (Hover). Машина вовремя появилась на нашем рынке (начало 2006 года, времена беспошлинного ввоза). Стоила она недорого, да и сегодня этот автомобиль имеет явное ценовое преимущество в своем сегменте (рамный внедорожник).
К тому же машина удалась. Нам удалось продать достаточное количество до подорожания, и машина стала узнаваема на улицах. На сегодняшний день эта модель дает нам до 70% продаж.
Мы строим свою политику на минимальной марже при продаже автомобиля.
Интерес для потребителей представляет и новинка «от Bertone», поставляемая со второй половины этого года компанией Chery. На седан А13 до конца года объявлена специальная цена – $10.900. В В-классе сложно найти подобное предложение.
– Сервис, техническая поддержка, запчасти? Как обстоят дела с этим для китайских автомобилей?
Мы прекрасно понимаем, что сервис и гарантия первичны для продаж, если строить бизнес по-серьезному. Если поставить цель – выбросить на рынок кучу автомобилей и закрыть компанию – это другой бизнес.
Китайцы, не имея опыта работы на внешних рынках, в частности на рынках бывшего СССР, в начале своего пути здесь сделали ряд ошибок. Так, при начале продаж китайских Great Wall автомобилей в Беларуси, в 2006 г. присутствовало четыре дистрибьютора. На сегодняшний день 98% (2011 г.) продаж китайских автомобилей в РБ – это наша компания. Все те продавцы выбросили большое количество автомобилей на белорусский рынок и оставили их без сервисной поддержки. Это нанесло очень серьезный удар по репутации китайского бренда.
Мы на белорусском рынке всерьез и надолго! Но это лозунг. Если говорить конкретно, то гарантийные сроки на китайские автомобили постоянно растут и на сегодня это – четыре года (или 100.000 км пробега). Еще два года назад гарантия была – два года (60.000 км). И это не маркетинговый ход. Мы считаем и видим, что укладываемся в те нормативы, которые существуют в компании. Т.е. автомобиль сделан так, что он без проблем для потребителя и компании может не доставлять неудобств при его эксплуатации более длительный период времени.
Специалисты и оснащенность нашего сервиса обладают достаточным уровнем квалификации, чтобы обслуживать китайские автомобили любой сложности. Проблемы в другом – в поставке запасных частей. Дело в том, что китайцы прогрессируют невероятными темпами и очень быстро меняют модельный ряд. Еще два года назад (2010) мы продавали модель Hover H2, сегодня у нас старой считается модель Н3. В салоне Вы видите Н5, и мы уже везем к октябрю – Н6. В 2013 г. уже будет Н7. Для потребителя это, конечно, же хорошо, но крайне сложно создать большой склад запчастей, когда так быстро меняются модели.
– Они существенно меняются?
Да, существенно. Китайцы меняют силовые агрегаты и компонентную базу, чтобы сделать машину более надежной. Естественно, в такой ситуации мы работаем с запчастями под заказ – а это сроки. Но при этом мы обязаны обеспечить нормативные сроки гарантийного ремонта экспресс-методами (две недели) – а это уже деньги.
– Как рассматривается вашими партнерами автомобильный рынок Беларуси?
На сегодняшний день белорусский рынок рассматривается китайцами как локальный, с непредсказуемыми, постоянно меняющимися правилами игры. При таком подходе не исключен сценарий решения – отдать белорусский рынок под крыло, например, российского дистрибьютора.
«Высокие административные барьеры», «сложные правила игры на белорусском рынке», возможно, даже играют на руку белорусским дилерам. Если бы все было намного проще – не исключаю, что на белорусском автомобильном рынке доминировали бы российские дистрибьюторы.
– Изменился ли за этот год подход белорусского покупателя?
Подход к покупке нового автомобиля белорусом в настоящий момент примерно такой: «Я не знаю, что будет завтра, точнее – я не знаю, каких денег мне будет стоить покупка этого автомобиля через месяц-два. Сейчас у меня есть деньги, и я хочу отдать их сейчас».
Как правило, у нас нет ожидания покупателем поставки автомобиля. Да и покупатель сегодня таков, что принял решение о покупке – и хочет тут же его реализовать.
– Сергей Михайлович, благодарю Вас за обстоятельное интервью и желаю принимать покупателей в вашем салоне «Правильное Решение»!
В следующем номере журнала «AUTO BILD Беларусь» мы продолжим беседу с операторами рынка новых автомобилей в Беларуси.
Юрий Куроленок
realbiz.by
Новости
Трехмоторный кроссовер премиального бренда получил ценник
Оформление заказов на электромобиль Alpine A390 начнется уже совсем скоро.
Полноприводный кроссовер Alpine A390 построен на платформе AmpR Medium и оснащен батареей ёмкостью 89 кВт•ч. В состав силовой установки этой модели французской марки входят три электромотора. Их общая мощность в начальном исполнении GT достигает 400 л.с., а в более дорогом GTS — 470 л.с. Дальность хода без подзарядки в «базе» составляет 555 км (цикл WLTP), в то время как у топ-версии она не превышает 520 км. Модификация GTS способна разгоняться до 100 км/ч за 3,9 секунды.

В салоне имеется 12,3-дюймовая «приборка», 12-дюймовый мультимедийный экран, мощная аудиосистема, регулируемая подсветка, двухзонный климат-контроль и спортивные ковшеобразные кресла. Объём багажного отделения равен 532 л.

Габариты электромобиля составляют 4615х1885х1532 мм, расстояние между осями — 2708 мм. Размер колесных дисков (20 или 21 дюйм) зависит от версии. Клиренс новинки — 152 мм.

Оформление заказов на базовый кроссовер Alpine A390 GT должно стартовать 4 ноября, но продажи более дорогой модификации GTS начнутся не раньше 2026 года. Минимальная стоимость подобного электрокара на французском рынке достигает 67,5 тыс. евро.

Фото: Alpine
Авторынок
В Беларуси на конец 2025 года цены на Лада Веста и Belgee S50 практически сравнялись
А это значит, что…
Лада Веста 1.6 MT (106 л.с.) в комплектации Life’24 — около 45,300–46,400 белорусских рублей (примерно 13 500 долларов США) за седан. Универсал Vesta SW стоит чуть дороже — около 47 400 BYN. В наличии доступны и комплектации Cross, где цена доходит до 52,900 BYN (около 15,500 долларов). Автомобиль оснащается простой, но надежной механикой и базовым набором опций для своего класса.
Belgee S50 — стартует в Беларуси примерно от 52,000 BYN (около 15 500 долларов) за базовую комплектацию Standard Plus с 1,5-литровым двигателем и механикой. Более оснащённые комплектации Comfort и Comfort Plus с автоматом стоят от 53,500 до 60,900 BYN (15,900–18,100 долларов). В топовых версиях машина предлагает расширенные опции комфорта и безопасности, что отражается в цене. Комплектуется современным 1.5-литровым мотором 122 л.с. и 5- или 6-ступенчатой коробкой.
Таким образом, разрыв по стоимости между средними комплектациями этих моделей с учетом того, что Belgee S50 предлагает более современный автомобиль с качественным набором опций и оборудования, а Лада Веста остается старым доступным вариантом в классе бюджетных седанов, практически сошел на нет. А это значит, что парни из Жодино «идут за скальпом Автоваза» в лучших традициях автомобильных войн.
Каковы чьи шансы? Давайте разбираться.
История и имидж
Лада – модель десятилетней давности. Она, как и все российские авто, «родилась идеальной» и потому почти не менялась. В ней нет и никогда не было ничего от Фиата и уже почти ничего нет от Рено. Belgee – почти GEELY, а это значит – почти VOLVO. И почти свежая модель по сравнению с Ладой даже с учетом того, что является клоном Geely Emgrand II.
Внешний вид и комплектации

Веста — хорошо знакомый российский фаворит. Выглядит сбалансировано и узнаваемо, имеет просторный для своего класса салон и вообще неплох по сравнению со своими предшественниками. Belgee S50 — более новый и более стильный. Есть версии с LED-фарами и мультимедийными системами.
Под капотом и коробки
Лада — это, как правило, 1,8-литровый двигатель мощностью около 122 л.с., с вариатором или механикой. Belgee S50 — оснащается 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 122 л.с., 5-ступенчатой механикой или 6-ступенчатым автоматом. В целом, он стоит чуть дороже, но и выглядит дороже и современнее, особенно по оборудованию.
Динамика и управление
Лада Веста с 1.8-литровым мотором (около 122 л.с.) обладает приемлемой динамикой для своего класса. В тест-драйвах отмечается, что разгон до сотни занимает примерно 11 секунд. Вариатор при плавном старте ведет себя адекватно, но присуще легкое гудение и отсутствие ощущения переключения передач. Управляемость Весты традиционно уверенная, подвеска хорошо сглаживает неровности. Механическая коробка передачи иногда подвывает при переключениях.

Belgee S50 унаследовал современный и экономичный 1.5-литровый двигатель с 122 л.с. в связке с 5-ступенчатой МКП или 6-диапазонным автоматом, которые обеспечивают более плавную и тихую езду. Водители отмечают более современную подвеску, лучше настроенную для городской езды и трассы, немного более адекватное поведение на поворотах и менее жесткую работу трансмиссии. S50 оснащен системой стабилизации, которая помогает держать автомобиль на месте даже при активном рулении, что увеличивает безопасность и комфорт.
Комфорт и оснащение
Лада Веста предлагает просторный салон, достаточный багажник, а также современные системы безопасности: ABS, ESP, подушки безопасности, помощь при трогании на подъеме. Отделочные материалы качественные для бюджетного сегмента, но не более того. В последних комплектациях есть система мониторинга слепых зон, хотя ее реализация вызывает смешанные отзывы. Приборка и мультимедийка функциональны, но не более того.
Belgee S50 предлагает более стильный и продвинутый интерьер, мультимедийные опции с экраном выше среднего по классу, качественные материалы отделки и лучшее шумоизоляцию. За счет компактных размеров и хорошо продуманной эргономики салон кажется более уютным, особенно для водителя. Также Belgee оснащается современными светодиодными фарами в более дорогих комплектациях, чем у Весты, и большим набором электронных помощников.
Экономичность и эксплуатация
Весте характерен средний расход топлива около 6.5-7.5 л/100 км, что для 1.8 л мотора и класса вполне приемлемо. Проблем с сервисной поддержкой и запчастями у владельцев практически не возникает, но качество и долговечность отдельных узлов вызывает вопросы, особенно при интенсивной эксплуатации.
Belgee S50 экономичнее за счет меньшего объема двигателя — около 6-7 л/100 км, а также за счет более современного мотора и трансмиссии. Требовательнее к сервисному обслуживанию, срок ожидания запчастей в среднем больше вазовского, но за счет более продвинутой техники предлагает лучшие ощущения во время движения как для водителя, так и для пассажиров.
Итог
Лада Веста — это для тех, кто ищет бюджетный седан на старой платформе с простой, пусь и не очень надежной механикой. Для тех, кому неважен имидж и недочеты в комфорте, динамике и рулежке. Это скорее средство передвижения, которое не претендует на статус, но нормально справляется с ролью рабочего коня для семьи и ежедневных поездок по городу и трассе.
| Параметр | Лада Веста | Рейтинг |
| Статусность/имидж | Россия | 6 |
| Двигатель | 1.8 л, 122 л.с., бензин | 7 |
| Динамика | ≈ 11.0 с | 7 |
| Управляемость/скорость | 185 км/ч | 7 |
| Экономичность | 6.5-7.5 л/100 км | 6 |
| КПП/АКПП | 5МКПП / Вариатор | 7 |
| Длина | 4410 мм | 7 |
| Ширина | 1764 мм | 7 |
| Высота | 1497 мм | 8 |
| Колёсная база | 2635 мм | 7 |
| Клиренс | 178 мм | 8 |
| Масса | 1310-1360 кг | 7 |
| Объем багажника | 480 л | 7 |
| Подвеска/рулежка | стандарт | 6 |
| Оснащение и комфорт | Базовый | 7 |
| Надежность и ремонт | Проще/дешевле | 7 |
| Цена | ~45,000 — 62,000 | 8 |
Belgee S50, напротив, позиционируется как более современный, технологичный и комфортный проект с европейскими чертами и большей фокусировкой на удобство и стиль. Он подкупает более продвинутой эргономикой, современными системами помощи и более динамичным поведением.
| Belgee S50 | Лада Веста | Рейтинг |
| Статусность/имидж | Вольво/Китай/Беларусь | 8 |
| Двигатель | 1.5 л, 122 л.с., бензин | 8 |
| Динамика | 12.6 с | 7 |
| Управляемость/скорость | 175 км/ч | 9 |
| Экономичность | 5.8 л/100 км | 8 |
| КПП/АКПП | 5МКПП / 6АКПП | 9 |
| Длина | 4638 мм | 8 |
| Ширина | 1822 мм | 8 |
| Высота | 1460 мм | 7 |
| Колёсная база | 2650 мм | 8 |
| Клиренс | 122 мм | 7 |
| Масса | 1270-1340 кг | 8 |
| Объем багажника | 500 л | 8 |
| Подвеска/рулежка | стандарт | 8 |
| Оснащение и комфорт | Базовый | 9 |
| Надежность и ремонт | Качественней/дольше | 7 |
| Цена | ~52,000 — 65,000 | 7 |
В итоге 119 баллов у Весты против 134 у Belgee. Мы за прогресс и современные технологии. А в общем выбор между ними — как спор о том, кто лучше: старый добрый русский самовар или стильный современный европейско-китайский кофе-аппарат. Всё зависит от ваших потребностей и приоритетов!
В этом году «Моторшоу» в Минске собрало на поле для футбола сотни полторы автомобилей большинство из которых «серые» китайские и каждый второй — электрический. Удовольствие на них посмотреть стоит 35 рублей, а стоит ли оно того — это вопрос.
Бренды

Из официалов — BMW. Достойный стенд с достойными автомобилями. Плавно проходим мимо — с ними лучше знакомиться в автоцентре на МКАД около Северного кладбища — там, если что, и прокатиться дают иногда.
Электрокары и гибриды

Электротяга — это тренд. Из известных марок отметим Nissan. Он показал свой новый электрический седан N7, который представлен в трёх комплектациях — от базовой Air за 68 900 рублей до «нафаршированной» Max за 77 900 рублей. При этом Nissan официально объявил: гибридов больше в Беларусь не будут завозить, ставя крест на их эре и делая ставку исключительно на чистую электротехнику. Сомнительное решение.
Белорусские авто и бюджетные электрокары

На выставке дебютировал электрокар Geely EX2 белорусской сборки — Geely Geome Xingyuan в китайском исполнении. Он обещает стать бюджетным вариантом для тех, кто хочет замахнуться на экологичные технологии без ущерба для кошелька. На фоне Tesla и прочих «люксовых» брендов эта новинка смотрится как глоток свежего воздуха для непритязательных граждан. В остальном GEELY, BELGEE, и очередные попытки завода ЮНИСОН что-нибудь скрутить из раскрученных в Китае автомобилей тамошних марок.
Китайский рывок и параллельный импорт

И если Dongfeng стараниям белорусских импортеров уже почти наш благодаря «отвертке», то остальные китайские бренды, по прежнему выглядят большой серой массой похожих друг на друга автомобилей. Их можно увидеть на площадках многих автохаусов, без официальной поддержки, но с привлекательным сочетанием цены и комплектации.
Общее настроение и итог

«Моторшоу-2025» похоже на «Моторшоу — 2024». Тихо, спокойно, пустовато и местами уныло. Ярким пятном на фоне общей массы выделялся Xiaoma — не путайте с Xiaomi. FAW Bestune Xiaoma — потешный электрический кейкар по цене нормального десятилетнего автомобиля. Удачи тебе малыш!
-
Авторынок4 дня назад
В Беларуси на конец 2025 года цены на Лада Веста и Belgee S50 практически сравнялись
-
4x42 недели назад
Комфортабельный и технологичный
-
4x42 недели назад
Гибридная модификация с двумя электромоторами появится у дилеров позже
-
4x42 недели назад
Рассекречен SUV с «квадратным» кузовом и 163-сильным бензиновым агрегатом
-
4x41 неделя назад
Лимитированная серия
-
Концепты и премьеры2 дня назад
Более крупный 14,6-дюймовый планшет и прежний бензиновый двигатель
-
Авторынок2 дня назад
Автоцентр Peugeot уходит за долги
-
Новости3 дня назад
Трехмоторный кроссовер премиального бренда получил ценник





