Новости
Толковые и бестолковые
Они рулят, тормозят, сигнализируют – вспомогательные системы глубоко проникли в современные автомобили. Мы расскажем, какие системы действительно работают корректно.
Вспомогательные системы в реальных условиях
Толковые и бестолковые
Они рулят, тормозят, сигнализируют – вспомогательные системы глубоко проникли в современные автомобили. Мы расскажем, какие системы действительно работают корректно.

Автомобили, участвовавшие в тесте
Компакт, представительский седан, большой кроссовер – мы выбрали совершенно разные по типу, размеру и цене автомобили. Очень здорово, что уже в самом доступном сегменте (в данном случае – на Skoda Fabia) уже предлагается система автоматического экстренного торможения. Самый полный набор помощников присутствует на борту BMW 750iL. Эта машина даже способна распознавать пешеходов и не допускать наездов на них.






ТЫ НЕ ОДИН! Электроника мониторит действия водителя и ситуацию на дороге, готовая вмешаться в экстренном случае. На сегодняшний день автомобили обучены предпринимать активные меры ради предотвращения ДТП. Современные системы могут не только подать сигнал к немедленному реагированию, но также могут автоматически «ударить по тормозам» или вмешаться в рулевое управление, выполняя экстренный маневр.
Зачем нам все это нужно? Давайте будем честны: автомобили постоянно эволюционируют, а водительское мастерство остается на прежнем, довольно среднем, уровне. Количество автомобилей на дорогах огромно, стрессовых и непредвиденных ситуаций становится все больше. Усталый водитель не способен своевременно и правильно реагировать на опасную ситуацию. Чего не скажешь о совершенно беспристрастной и не знающей усталости электронике. Именно ради повышения комфорта за рулем и достижения высокого уровня безопасности на дорогах и внедряются все эти электронные помощники.
Однако фатальные инциденты с машинами Tesla, двигавшимися в автономном режиме в США, или заявления M-й серииcedes и Audi свидетельствуют о том, водители все еще не могут на 100% полагаться на вспомогательные системы. Ситуация усугубляется тем, что чем больше пилот полагается на электронику, тем менее внимательно он следит за дорожной ситуацией. Его внимание ослабевает. Если еще даст сбой или ошибется электроника, взявшая «штурвал на себя», то случится нелепое ДТП. Одним словом, пока не стоит убирать руки с рулевого колеса. А вот обращать внимание на сигналы электронных систем – стоит.
Независимо от проверенного в ходе теста эффективности системы, не можем рекомендовать их всех. Мы отобрали самые нужные на наш взгляд и оценили их.
Помощники, которые тормозят перед столкновением

Распознавание пешеходов
Как работает:
Техника не только обнаруживает пешеходов, но вычисляет их траекторию движения и оценивает вероятность их появления на пути движения автомобиля. Если человек может оказаться на пути, электроника сигнализирует водителю. Если тот не реагирует, электроника автоматически активирует тормоза ради предотвращения наезда.
Эффективность:
Очень эффективная система, способная сохранить здоровье и жизнь пешеходу. Это дорогая система, требующая наличия в автомобиле стереокамеры.
Оценка: толково
Торможение перед наездом сзади
Как работает:
Радар или ультразвуковые датчики следят за зоной позади машины и распознают вероятность удара сзади. Перед самым ударом машина активирует тормоза, чтобы минимизировать последствия ДТП и не допустить повторных столкновений.
Эффективность:
Недорогая и с технической точки простая система. Способна снизить последствия уже случившегося ДТП. Это то, что нужно каждой машине.
Оценка: толково
Торможение после ДТП
Как работает:
А эта система активирует тормоза после того, как ваша машина совершила ДТП. Все ради того, чтобы машина прекратила движения и не врезалась в других участников движения. Например, не выехала на встречную полосу.
Эффективность:
Система надежно предотвращает движение врезавшегося или потерявшего управление автомобиля, особенно в тех случаях, когда водитель растерялся или потерял сознание. Простая в реализации система, нужная каждому автомобилю.
Оценка: толково
Распознавание помех в поперечном направлении

Как работает:
Ультразвуковые датчики «прощупывают» дорогу в поперечном направлении (влево и вправо, на очень низких скоростях при движении назад). Датчики способны увидеть помехи задолго до их появления в зеркалах заднего вида. Система предупреждает и активирует тормоза.
Эффективность:
Хорошее решения для машин с плохим обзором назад. Придает уверенности при движении задним ходом. Простая и недорогая в реализации система.
Оценка: толково
Ассистент экстренного торможения

Как работает:
Система с помощью радарного датчика или стереокамеры распознает медленно движущиеся или остановившиеся на пути машины и препятствия. Система начинает предупреждать водителя и в последний момент активирует тормоза.
Эффективность:
В вялотекущем городском потоке система часто понапрасну сигналит и активирует тормоза в неопасных ситуациях. Это может нервировать. Тем не менее, ее потенциал позволяет избежать столкновений. Мы считаем, что такая система должна быть в каждой машине.
Оценка: толково
Система City Stop
Как работает:
Это упрощенный вариант предыдущей системы. Эта система работает на невысоких скоростях (до 30 км/ч у старых машин и до 80 км/ч у новейших) и полагается на более простые датчики: лазерный радар или монокамеру. Система распознает препятствия – машины, мотоциклы, пешеходов – и заранее оповещает водителя о небезопасном сближении. Тормоза активируются в последний момент, в основном ради снижения тяжести столкновения.
Эффективность:
Ценная система, простая, но надежная и эффективная. Не позволяет проморгать препятствия в виде стоящих или медленных машин на пути движения. Призвана снизить скорость перед столкновением.
Оценка: толково
|
Помощь торможением |
Распознавание пешеходов |
Торможение перед наездом сзади |
Распознавание помех в поперечном направлении |
Торможение после ДТП |
Ассистент экстренного торможения |
Система City Stop |
|
Audi Q7 |
S |
1150 |
N |
S |
€1890 |
S |
|
BMW 7-й серии |
€1190 |
N |
€1190 |
S |
S |
€1190 |
|
Hyundai Tucson |
€3650 |
€3650 |
N |
N |
€3650 |
€3650 |
|
Mazda CX-5 |
N |
€9700 |
N |
N |
€15.400 |
€3200 |
|
Skoda Fabia |
N |
N |
N |
S |
€2350 |
€2350 |
|
VW Tiguan |
€2220 |
€2530 |
N |
S |
€2220 |
€2220 |
Помощники, которые рулят в безопасном направлении

Помощь в пробках
Как работает:
Электроника распознает линии шоссейной разметки или автомобили, движущиеся впереди и рядом. Машина «привязывается» к ним, автоматически поддерживает дистанцию и рулит в полосе. Система работает на небольших скоростях в пробках, также автономно останавливает автомобиль и возобновляет движение.
Эффективность:
Удобная система при движении в пробках, позволяет снизить нагрузку с водителя. В целом, это больше функция комфорта, чем безопасности.
Оценка: бестолково
Удержание полосы движения
Как работает:
Камеры распознают линии дорожной разметки, благодаря электроусилителю автоматика берет на себя управление, удерживая машину в полосе. Датчики следят за тем, чтобы водитель не отпускал руль из рук. В противном случае система отключается.
Эффективность:
Система работает неплохо, но отключается, когда линии разметки становятся плохо распознаваемыми.
Оценка: бестолково
Помощь при перестроении
Как работает:
Датчики сканируют пространство позади автомобиля, на расстоянии до 150 метров. Распознают быстро приближающиеся сзади машины и сигнализируют водителю в случае перестроения. Также могут приниматься активные меры по возвращению машины в свою полосу.
Эффективность:
Полезная система, но технически более сложная и дорога, чем система слежения за «мертвыми» зонами
Оценка: бестолково
Предотвращение столкновения с попутным транспортом при перестроении
Как работает:
В отличие от систем, помогающих перестраиваться или следящих за «мертвыми» зонами, эта система реагирует и в тех случаях, когда соседний автомобиль пытается «перестроиться» в вашу машину. Электроника выполняет маневр уклонения, отводя машину в сторону, если это возможно.
Эффективность:
Новая и не самая распространенная функция, позволяет распознавать угрозу боковых попутных столкновений. В принципе, водители сами хорошо реагируют на подобные опасности.
Оценка: толково
Парковочный ассистент
Как работает:
Система полагается на парковочные датчики и распознает пространства подходящие для диагональной или перпендикулярной парковки. При помощи электроусилителя система сама рулит при парковке и останавливает машину, водителю лишь нужно включать передний или задний ход.
Эффективность:
Технически несложная система, недорогая, помогает водителям, имеющие проблемы с маневрированием на парковке. Мы считаем ее бесполезной.
Оценка: бестолково
Помощь при маневрировании с прицепом
Как работает:
Система дает подсказки водителю при маневрировании задним ходом с прицепом. Помогает правильно и быстро заправлять прицеп на парковочное место или сквозь ворота.
Эффективность:
Система работает медленно и имеет проблемы с маневрированием в тесных пространствах.
Оценка: толково
Помощь при маневрах
Как работает:
Препятствие, торможение, уклонение – электроника может помочь водителю справиться с такими маневрами. Электроника помогает рулить, объезжая препятствие, путем активного вмешательства (она сама поворачивает руль на нужный угол).
Эффективность:
В критической ситуации сделанный вовремя и в нужную сторону выпад рулем позволяет объехать препятствие. Мы считаем, что эта система нужна каждой машине.
Оценка: бестолково
|
Помощь торможением |
Помощь в пробках |
Предотвращение столкновения при перестроении |
Парковочный ассистент |
Помощь при маневрах |
Удержание полосы движения |
Помощь при маневрировании с прицепом |
|
Audi Q7 |
€1890 |
N |
€780 |
€650 |
€600 |
€1350 |
|
BMW 7-й серии |
€3100 |
€3100 |
€350 |
€3100 |
N |
N |
|
Hyundai Tucson |
N |
N |
€12.050 |
€700 |
N |
N |
|
Mazda CX-5 |
N |
N |
N |
€9700 |
€9700 |
N |
|
Skoda Fabia |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
|
VW Tiguan |
€6950 |
N |
€2575 |
€2530 |
€2530 |
€2885 |
Помощники, которые предупреждают перед опасностью

Слежение за «мертвыми» зонами
Как работает:
Датчики в заднем бампере или в боковых зеркалах определяют присутствие транспортных средств с «мертвых» зонах. При обнаружении загорается предупреждающий сигнал.
Эффективность:
Недорогая, простая, но полезная система. Предупреждает водителя в тех ситуациях, которые как раз могут привести к ДТП.
Оценка: толково
Проекционный дисплей
Как работает:
Самая важная информация проецируется на лобовое стекло в области перед водителем. Смысл в том, чтобы водитель меньше отвлекался от дороги: нужные данные видны боковым зрением.
Эффективность:
Очень хороши дорогие системы, проецирующие информацию на лобовое стекло. Системы с отдельным экраном менее удобны и навязчивы. Система очень полезна на высоких скоростях.
Оценка: толково
Предупреждение о небезопасном сближении
Как работает:
Радарные датчики следят за дистанцией до машин, движущихся впереди. Если дистанция слишком коротка для данной скорости, что может привести к столкновению, водитель получает звуковое или визуальное предупреждение. Иногда система привлекает внимание водителя кратковременным торможением.
Эффективность:
Иногда система выдает предупреждения без видимых на то причин, что немного нервирует.
Оценка: толково
Ночное видение
Как работает:
Современные системы полагаются на данные с камер, фиксирующих инфракрасное излучение: это позволяет на большом расстоянии заметить пешехода или животное на ночной дороге. Обнаруженный объект выделяется на отдельном дисплее. По мере приближения к нему, машина подает водителю предупреждающие сигналы. В более продвинутых версиях обнаруженный объект подсвечивается дальним светом.
Эффективность:
Ночное видение до сих пор работает не слишком надежно.
Оценка: бестолково
Контроль рядности движения
Как работает:
Если автомобиль начнет совершать несанкционированное (т.е. без включения соответствующего указателя поворота) перестроение из занимаемой полосы, машина начнет подавать акустические, визуальные или тактильные (вибрации руля или сиденья) предупреждения.
Эффективность:
Система нередко не работает в нужных случаях, иногда подает ложные предупреждения. Однако из-за невысокой цены мы все же рекомендуем эту систему, которая в большинстве случаев не позволит машине выехать за пределы полосы без ведома водителя.
Оценка: толково
Распознавание дорожных знаков
Как работает:
Камера распознает дорожные знаки ограничения скорости по ходу движения, электроника высвечивает информацию с них на дисплее БК. Есть системы, которые получают данные об ограничениях скорости от навигационной системы.
Эффективность:
Система слишком полезна, не слишком эффективна. Много ложных срабатываний. Лучше пусть водитель сам отслеживает знаки с ограничениями скорости.
Оценка: бестолково
|
Помощь торможением |
Слежение за «мертвыми» зонами |
Проекционный дисплей |
Предупреждение о небезопасном сближении |
Ночное видение |
Контроль рядности движения |
Распознавание дорожных знаков |
|
Audi Q7 |
€600 |
€1390 |
€1890 |
€2100 |
€650 |
€300 |
|
BMW 7-й серии |
€1190 |
€1390 |
€1190 |
€2200 |
€1190 |
€1190 |
|
Hyundai Tucson |
€3650 |
N |
€3650 |
N |
€3200 |
€3200 |
|
Mazda CX-5 |
€5100 |
N |
€280 |
N |
€3200 |
N |
|
Skoda Fabia |
N |
N |
€560 |
N |
N |
N |
|
VW Tiguan |
€2530 |
€2515 |
S |
N |
€2530 |
€2270 |
Если помощники перестали работать
AUTO BILD протестировал автопилот в Tesla Model S. Мы знаем, способен ли автомобиль ехать в автономном режиме.


МАЛО КАКАЯ другая технология вызывает столько споров и обсуждений как автомобильный автопилот. После недавнего смертельного ДТП именно критики возымели перевес в этом споре. На самом деле, то, что Tesla называет автопилотом, имеет мало общего с настоящими автономными машинами. Это просто вспомогательная система, подобные решения есть у Mercedes и BMW.
Мы протестировали на шоссе рестайлинговую Model S P90D. Слева на рулевой колонке у нее мерседесовский рычажок круиз-контроля. Нужно дважды потянуть его на себя, чтобы активировать систему. В ответ на панели приборов загорятся две голубые полосы, обозначающие «края обочины», и зеленое рулевое колесо. Система готова. Но тут же появляется индикация, требующая держать руки на руле.
Автопилот работает отлично в идеальных дорожных условиях. Камера должна видеть линии разметки, линза радара не должна быть загрязнена или залеплена снегом. Поддержание безопасной дистанции, руление – со всем этим автопилот справляется не хуже опытного водителя. Автопилот тормозит плавно и мягко, не заставляя дергаться ни машину, ни пассажиров. Большое отличие круиз-контроля Tesla от решений большой немецкой тройки состоит в том, что на больших прямиках тут в самом деле можно надолго отпустить руль и довериться автоматике. Обманчивая безопасность, которая заканчивается в тот момент, когда условия на дороге перестают быть идеальными. Например, его сбила с толку разметка на ремонтируемом участке дорог. Временная разметка уводила в одну сторону, а старая вела прямо в ограждение. Tesla устремилась именно в сторону ограждения. Справедливости ради отметим, что в тех же условиях небезопасный выбор сделал и Mercedes C-класса, ведомый адаптивным круиз-контролем. Таким образом, мы выяснили пределы современной системы «автономного» вождения.
Существует проблема с передачей управления от пилота системы и обратно. Новое поколение Audi A8 с системой, претендующей на автономность, за 10 секунд будет предупреждать водителя о необходимости взять управление в свои руки. Да, с лета 2017 года в Audi A8 будет реализовано полностью автономное вождение, но оно будет работать на скорости до 60 км/ч.
Итог нашего теста будет таким: автопилот Tesla это просто хорошая и убедительная вспомогательная система, которой можно доверить езжу на большие расстояния по дорогам с отличной разметкой. Да, она позволяет водителю расслабиться за рулем и немного отдохнуть. Но полностью отвлекаться от дороги водителю Tesla нельзя.

НЕБЕЗОПАСНО!

Могут ли датчики системы автоматического экстренного торможения обнаружить «нетипичное» препятствие? Например, сельхозтехнику в самых различных ее проявлениях (к слову, на мотоциклистов и скутеристов адаптивные круиз-контроли реагируют адекватно). Мы взяли новенький Е-класс, чьи автоматические системы на момент теста были самыми передовыми, и пришли к выводу, что никто не может ответить на этот вопрос. Система не работала четко и уверенно. На фото мы воспроизвели ситуацию (она довольно типична на сельских дорогах): адаптивный круиз-контроль в основном не видел препятствия в виде трактора. Также сообщим вам, что в своих демонстрационных тестах Mercedes использует стандартные манекены попутных автомобилей, с определенным силуэтом. И рекомендует пользоваться именно одобренными манекенами для проведения самостоятельных тестов. Разумеется, силуэт этих манекенов максимально воспроизводит силуэт попутной машины.
Другие производители тоже не дают определенности. Например, Audi настойчиво напоминает, что серийная система (с радаром и камерой) автоматического торможения в составе системы Pre Sense «не может однозначно определить препятствие в виде объектов неизвестного типа либо автомобилей, располагающихся поперек курса движения». Прежде представители отвечали на этот вопрос иначе, заявляя, что система Pre Sense City «способная распознавать автомобили».
МНЕНИЕ
Вспомогательные системы нужны каждой машине?

За
«Ассистенты нужны новичкам и тем, кто считает себя мастером. С помощниками на дорогах безопаснее»
Редактор Геральд Чайка
Многие из водителей считают себя очень умелыми, способными и опытными. А потому, как им кажется, не нуждаются во всех этих ассистентах и помощниках. Но правда в том, что никто не идеален. Стресс, усталость, снижение внимания – и вот уже ваш «источник повышенной опасности» готов проявить себя с худшей стороны. Отвлекся, засмотрелся, не отреагировал – происходит столкновение, ДТП. Но если автомобиль оснащен автоматикой, которая страхует водителя и компенсирует его невнимательность, можно было бы избежать многих происшествий. Электроника не устанет и вовремя подаст сигнал, привлечет внимание или сама отреагирует, задействовав тормоза. И не надо отпираться от современных технологий – ведь все они созданы для того, чтобы у участников дорожного движения не возникало проблем и неприятностей. Ну а если электронный помощник вам мешает или вы чувствуете себя униженным в его присутствии – просто отключите его. Да, все эти вспомогательные системы пока еще можно отключать. Но также их можно настраивать. Попробуйте, вы наверняка оцените даже современные не слишком совершенные решения.
Против
«За рулем главный – я. Автомобиль не должен брать на себя функции водителя!»
Редактор Андреас Май
Мой главный аргумент против сложных систем в автомобиле – вероятность отказа. Неполадки, сбои, глюки – любой человек в 21-м веке не понаслышке знает о чудачествах электроники и не раз являлся их жертвой. Представьте, что будет, если на шоссе «заглючит» автопилот! Пиши пропало!
Да, нас методично готовят к наступлению эры автономных автомобилей и твердят: машина будет безопаснее, ты сможешь положиться на технологии и отдыхать в дороге. Как бы не так! Мне не нужен невидимый и неведомый водитель, каким бы способным он ни был. Пока я жив и здоров, я могу рассмотреть все препятствия на пути: заметить пешехода, разобраться с разметкой и повернуть куда надо. Мне не нужна система автоматической парковки, так как я в состоянии самостоятельно припарковать автомобиль. Я обойдусь без системы, трезвонящий в тот момент, когда я перестраиваюсь, не включив указатель поворота – мне лучше знать, что я делаю. И когда я устану за рулем, я остановлюсь и отдохну. В общем, до тех пора, пока я буду способен управлять машиной, я буду полагаться лишь на себя.

ИТОГ
Ассистенты и помощники все еще далеки от идеала
Основной вывод таков: вспомогательные автомобильные системы повышают уровень безопасности на дорогах. Даже несмотря на то, что иногда ранние или ложные срабатывания нарушают комфорт за рулем. Кроме того, нужно обязательно держать руки на руле и далеко не убирать ноги от педалей. Технологии автономного движения пока еще очень молоды и зелены. Они допускают ошибки, а потому годятся лишь для подстраховки водителя.
Редактор Ян Хорн
Новости
Мощный бензоэлектрический автомобиль с пневмоподвеской
Полноценная премьера нового гибридного кроссовера Lotus For Me уже не за горами.
В базе Минпрома КНР недавно появились фотографии грядущей модели Lotus For Me и некоторые сведения об этом паркетнике. Новинка получит подзаряжаемую гибридную силовую установку, в состав которой войдет 2-литровый турбодвигатель с отдачей 279 сил и пара электромоторов. Общая мощность подобной системы достигнет 952 л.с., что позволит набирать первую «сотню» за 3,3 секунды. Емкость батареи составит 70 кВт⋅ч, а запас хода на электротяге — 420 км (цикл CLTC). При этом максимальная дальнобойность гибрида окажется больше 1000 км.

Снаряженная масса автомобиля зависит от комплектации и находится в пределах 2575—2625 кг. Габариты кроссовера составляют 5103х2019 х1636 мм, колесная база — 3019 мм. Паркетник оснастят пневмоподвеской и активным задним спойлером. Систему стабилизации DPM настроят так, чтобы в экстремальных режимах вождение стало более комфортным.
Официальный дебют кроссовера Lotus For Me в Поднебесной состоится уже в январе 2026 года, а на китайском рынке он появится в течение первого квартала. Осенью новую бензоэлектрическую модель начнут продавать и в европейских странах.
Фото: Минпром КНР
Новости
Двухцветную окраску кузова предложат за отдельную плату
В Китае скоро состоится официальная премьера обновленного кроссовера Ford Explorer.
Некоторые сведения о посвежевшей версии кроссовера Ford Explorer для рынка Поднебесной появились в электронной базе Минпрома КНР. Под капотом модернизированного варианта находится уже знакомый бензиновый турбированный двигатель 2.3 Ecoboost с отдачей 289 л.с. Другой информации о технике нет, но, вероятнее всего, безальтернативный полный привод сохранится без изменений.

Размеры пережившего модернизацию кроссовера остались почти такими же, как и раньше: 5064х2004х1790 мм, расстояние между осями — 3025 мм. Из произошедших внешних изменений следует отметить преобразившуюся переднюю часть автомобиля, где появились более узкие фары, доработанная широкая радиаторная решетка и бампер с черными акцентами. За отдельную плату покупателям предложат исполнение с черной крышей. Кроме этого, у обновленной модели будут колесные диски с другим дизайном.

Официальная презентация «помолодевшей» версии кроссовера Ford Explorer для китайского рынка может состояться в первом квартале 2026 года.

Фото: Минпром КНР, autohome.com.cn
Новости
Товарное исполнение дебютирует в 2026 году
Опубликованы фирменные снимки нового среднеразмерного кроссовера Nissan NX8, сборку которого наладят в Поднебесной.
Согласно данным, уже внесенным в базу Минпрома КНР, покупателям предложат вариант кроссовера Nissan NX8 с гибридной силовой установкой, включающей бензиновый турбированный агрегат 1.5 мощностью 148 сил и электродвигатель (265 л.с.). Максимальная скорость такой версии достигнет 180 км/ч. Кроме этого, увидит свет и полностью электрическая модификация с мотором, отдачу которого можно будет выбрать — 292 или 340 л.с. Емкость литий-железо-фосфатных аккумуляторов и другие технические подробности пока не раскрыты.

Габариты пятиместного автомобиля массой 2080 кг составят 4870х1920х1680 мм, расстояние между осями — 2917 мм. Размер доступных колесных дисков: 18, 19 или 20 дюймов. Лидар над лобовым стеклом позволяет предположить наличие современного автопилота. Фотографии интерьера производителем пока не обнародованы.

Предполагается, что продажи кроссовера Nissan NX8 на территории Китая стартуют в первой половине 2026 года. Вполне вероятно, что затем новый паркетник, серийный выпуск которого наладит СП Dongfeng Nissan, начнут поставлять на рынки и других стран.

Фото: Nissan
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Топ-версия комплектуется 243-сильным двигателем
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Рестайлинговый вариант доступен с новой гибридной системой
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Презентация спецверсии прошла в Таиланде
-
Концепты и премьеры1 неделя назад
Субкомпактный кроссовер для стран Латинской Америки
-
Электрокары2 недели назад
Массовый «зеленый» паркетник с трехрядным салоном
-
Концепты и премьеры1 неделя назад
Роскошный седан пережил рестайлинг
-
Спорткары и Тюнинг5 дней назад
«Зелёная» техническая начинка и впечатляющая аэродинамика
-
Новости6 дней назад
Двухцветную окраску кузова предложат за отдельную плату



