Не успев выбраться из канавы, официальный авторынок угодил в яму. На этот раз ему придется преодолевать последствия ограничений на приобретение импортерами валюты.
Не успев выбраться из канавы, официальный авторынок угодил в яму. На этот раз ему придется преодолевать последствия ограничений на приобретение импортерами валюты.
По оценкам Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), к подорожанию автозапчастей на 15-20% может привести работа по свежеиспеченным правилам, предусмотренным известным постановлением Совмина и Нацбанка от 25.02.2011 № 240/5 и решением БВФБ о 30-дневном резервировании валюты.
Пыль и туман
В эту цифру заложены как затраты, вызванные необходимостью импортировать автозапчасти и комплектующие по более накладным финансовым схемам, так и риски от грядущих потерь автодилеров. Согласно Закону «О защите прав потребителей», в частности, услуга по гарантийным обязательствам должна быть предоставлена в 14-дневный срок. То есть за две недели надо успеть приобрести валюту, заказать запчасть и привезти.
БАА направила в правительство письмо с констатацией, что ограничения распространяются не только на грузопассажирскую технику, включая микроавтобусы, но и большой перечень востребованных запчастей к легковым автомобилям. В их числе: более пятидесяти разновидностей фильтров, топливные насосы, амортизаторы, датчики, электронные управляющие устройства, приводные и распределительные валы, гидравлические цилиндры, дизельные двигатели и другие комплектующие.
Разрешение авансировать импорт из стран-партнеров по Таможенному союзу делает погоду разве что для владельцев автомобилей российских брендов. Для подавляющего же большинства иномарок легальные запчасти производятся только в странах дальнего зарубежья.
Реклама
В тени автосервиса
Как назло, валютная каша заварилась весной. В тот период, когда в автомастерских происходит традиционный наплыв автолюбителей-«подснежников»: всем им необходимо сделать профилактический ремонт и техосмотр. Работники СТО оказались перед непростым выбором — ждать и надеяться на то, что имеющихся резервов запчастей хватит до корректировки известного постановления (если таковая произойдет), или сразу переходить на теневые схемы поставок. Но в таком случае правительство и Нацбанк добьются результата, прямо противоположного ожидаемому. В письме БАА об этом прямо говорится: «…введенные валютные ограничения при ввозе запчастей для официального автобизнеса приведут к росту теневого оборота, вывозу большего количества валюты на те же объемы запчастей при закупках за наличный расчет, неоправданным потерям бюджета страны от сокращения деятельности юридических лиц, и росту цен для потребителя».
«Нет сомнения, что запчасти будут ввозиться в любом случае, — подчеркивает генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Людмила Шабанова. – Государству решать, будет это ввоз официальным или нет».
Вместе с тем, по словам Людмилы, легальный автосервис является одним из немногих производств в республике, где импортная составляющая не превышает 30%. На каждые $100 закупаемых запчастей в валюте официальным автосервисом создается $100 добавочной стоимости в рублях (таможенные платежи, НДС, оптовая и розничная наценка). При этом стоимость дополнительных услуг приближается к $100 в эквиваленте. А все это — добавочная стоимость, создаваемая в стране, налоги с которой поступают в бюджет государства.
Когда и Lada-kalina – малина
Реклама
Получается, что желание государства сэкономить цент приведет в буквальном смысле к потере миллиардов рублей. Причем, в прошлом году во многом благодаря именно работе фирменных станций автодилеры сумели свести концы с концами.
Напомним, что в отличие от физических лиц, юрлица платили, как и в России, 30%-ную таможенную пошлину на ввезенные автомобили уже с 1 января 2010 года. Впрочем, несмотря на апокалиптические прогнозы в конце 2009 года, удалось добиться «всего» 31%-го снижения объемов продаж (было реализовано почти 13 тысяч новых легковых и коммерческих автомобилей). Коллапса рынка не произошло благодаря росту продаж российских легковых (на 81% – до 3,8 тысяч) и коммерческих автомобилей (опять же, в основном российских) – на 16 % (3,7 тысяч). Но учитывая, что каждый третий из этих 13 000 автомобилей завезен физлицом, нетрудно подсчитать, насколько мизерный «улов» пришелся на долю одного среднестатистического официального дилера. Разница тем более ощутима в сравнении с цифрой в 190 тысяч б/у авто, ввезенных в частном порядке.
Край озер и автомобилей б/у
Надежды на рост продаж в 2011 году новых автомобилей представительства мировых брендов в первую очередь связывают с 1 июля, когда пошлины будут выравнены и для физических лиц.
По самым осторожным прогнозам БАА, число сделок с новыми автомобилями может вернуться к уровню 2009 года – 18-19 тысяч единиц, в основном за счет российского автопрома. Эксперты объясняют тренд перенасыщением вторичного авторынка, вызванного бумом последних 1,5-2 лет, когда ошалевшие от слухов о подорожании автолюбители расхватывали машины, как сахар и гречку. Сегодня в Беларуси насчитывается 2,5 млн автотранспортных средств. В них можно комфортно усадить не только все население страны, но и заграничных друзей по «Одноклассникам».
Реклама
Причем в подавляющем большинстве речь идет об авто не первой свежести, которые так или иначе придется менять. К тому же, чем ближе дата 1 июля, тем выше ползут цены на б/у автомобили (какой смысл их удерживать на минимуме, если у покупателей все равно нет альтернативы?). Поэтому и спрос начинает адаптироваться к предложению. Даже сегодня, когда ясно замаячила перспектива удорожания ремонта, немало владельцев предпочтут поменять авто с истекшей гарантией на новое.
Формула trade-in
В конце концов, как считают в БАА, само государство должно быть заинтересовано в стимулировании спроса на новые автомобили внутри страны. Только в 2010 году за рубеж было вывезено физическими лицами для приобретения легковушек около $1,5 млрд. Еще не менее 300 000 сделок на общую сумму $2 млрд совершено внутри страны. Фактически, отмечают эксперты БАА, не менее $3,5 млрд годового оборота подержанной техники оказались вне контроля государства, в тени.
В этой связи в БАА предлагают унифицировать базу начисления НДС для всех автомобилей всех каналов поставки и реализации — импорт из дальнего зарубежья, перепродажа новой и подержанной техники, автомобилей производства стран Таможенного союза. Базой взимания НДС ассоциация предлагает считать разницу между ценой реализации и ценой приобретения/себестоимостью производства. В этом случае юридические лица при формировании цен на продаваемые ими автомобили окажутся практически в равных условиях с физлицами, но в отличие от них будут платить все налоги. Указанная нормативная база для подержанной техники, как известно, уже действует в РФ и в Украине (система trade-in).
В БАА убеждены, что от принятия перечисленных предложений выиграют все стороны, кроме «теневиков» — официальные дилеры смогут на равных честно конкурировать с перекупщиками, государство получит дополнительную статью доходов, а у покупателей появится возможность приобрести добротное авто без риска быть обманутым.
Недавно производитель опубликовал фирменные изображения экстерьера такой модели. Грядущий автомобиль станет товарным вариантом прототипа Roewe Pearl, впервые показанного публике на Шанхайском мотор-шоу в апреле. О технической начинке подобного гибрида в настоящее время известно лишь то, что в состав его силовой установки войдет бензиновый двигатель 1.5, развивающий 112 «лошадей» (135 Нм), и электрический мотор с отдачей 186 л.с. (330 Нм). Общая дальность хода составит около 1000 км, а на электротяге новинка сможет проехать примерно 150 км.
Габариты готовящейся к дебюту модели составляют 4940х1890х1510 мм, расстояние между осями — 2820 мм. Седан получит солидную решётку радиатора, двухэтажную головную оптику и массивный передний бампер с воздуховодами. Кузов автомобиля украсят блестящие декоративные вставки.
Согласно предварительным сведениям, на китайском рынке седан Roewe M7 DMH может появиться уже во второй половине 2025 года.
Технических подробностей о готовящейся к официальному дебюту модели Buick Electra E5, пережившей рестайлинг, пока совсем мало. Несколько месяцев назад в электронной базе Минпрома КНР уже появилась некоторая информация о таком грядущем паркетнике, согласно которой он получит электрический агрегат мощностью 245 «лошадей» и передний привод. Других версий у обновленного кроссовера пока не предусмотрено.
В салоне, как и раньше, установлен большой 30-дюймовый экран. Ожидается, что здесь появится доработанная мультимедийная система. Кроме этого, обещан еще целый ряд новшеств, связанных с комфортом поездок и интеллектуальными технологиями.
Предназначенный для рынка Поднебесной электрокар сохранит свои габариты неизменными: 4892х1905х1684 мм. Расстояние между осями составит 2954 мм. Зато, судя по опубликованным изображениям, внешний вид передней части авто, лишенной теперь прежней решетки радиатора, должен заметно преобразиться.
Дата официальной презентации посвежевшего кроссовера Buick Electra E5 пока не раскрывается, но очевидно, что дебютирует он уже совсем скоро.
Анонсированный седан нового поколения сменит нынешний Volkswagen Sagitar и получит название Volkswagen Sagitar L. Судя по обнародованным ранее сертификационным данным, готовящийся к дебюту автомобиль оснастят безальтернативной бензиновой турбочетверкой 1.5, развивающей 160 «лошадей». Никаких других технических подробностей о посвежевшей модели пока нет.
Известно также, что габариты этого большого седана увеличатся и составят 4812х1813 х1479 мм. Расстояние между осями при этом не изменится (2731 мм). После произведенной модернизации экстерьер будет выглядеть немного иначе: четырехдверка получит выдвижные дверные ручки, светящиеся логотипы, преобразившиеся задние фонари, а решетка радиатора изменит свое расположение.
Сборкой седана Volkswagen Sagitar L в Китае займется совместное предприятие FAW Volkswagen. Предполагается, что продажи обновленной модели на рынке Поднебесной стартуют в третьем квартале 2025 года.