Новости
Ой! Когда автомобили делают больно
Насколько (не)здоровы наши автомобили? AUTO BILD на визите у врача.
Ой! Когда автомобили делают больно

Насколько (не)здоровы наши автомобили? AUTO BILD на визите у врача.
В течение минуты Зигберт щупает обивку водительского кресла Mini, затем садится и недолго ерзает в нем: «А где регулировка спинки?» Он находит ее справа на кресле, под подлокотником. «Ну, это же бред какойто! Кисть вывихнуть можно!», – жалуется 72летний подопытный в эксперименте, проводимым врачом Габриэль Пергер. Оказывается, выполнить ее просьбу – удобно сесть за рулем – не такто просто.
Практикующий врач Габриэль Пергер обнаруживает более серьезную проблему: «Сидушка кресла слишком короткая и без регулировки наклона – это критично», – отмечает она. Вес тела не распространяется по всей длине бедра, это сильно нагружает позвоночник. А с ним у Зигберта проблемы.
Эргономические просчеты в современных автомобилях, что это: недостатки или факторы риска для здоровья? Чтобы найти ответы, AUTO BILD привлек независимого эксперта – доктора Пергер. Она практи кующий врач и директор Лаборатории эргономики в Университете прикладных наук в Гамбурге.

Доктор Габриэль Пергер является профессором промышленной инженерии в университете прикладных наук в Гамбурге
Вместе с четырьмя «подопытными субъектами» они протестировали машины, находящиеся в редакционном автопарке, на предмет их «совместимости со здоровьем».
У автопроизводителей целые отделы работают над эргономикой моделей. Сейчас эта работа даже проще, чем 10 лет назад: все проекты создаются и оптимизируются в виртуальном компьютерном пространстве. В теории все прекрасно. А на практике? Часто хорошие и даже традиционные эргономические решения уступают место креативным дизайнерским придумкам. Например, изза «пузатой» пятой двери Opel Insignia Sport Tourer погрузка вещей в багажник превратилась в огромный стресс для спины.
Каждый немец проводит в салоне автомобиля 2,5 года в течение жизни. С точки зрения медицины, этого срока достаточно, чтобы нанести вред здоровью: постоянное напряжение некоторых мышц, плохое кровоснабжение межпозвоночных дисков, опухшие ноги и, конечно, психологическое напряжение изза спешки, нештатных ситуаций или простаивания в пробках. Эргономичный дизайн автомобилей не может предотвратить развитие негативных последствий, но в состоянии минимизировать риски.
Раздражающие факторы увеличивают риск ДТП
Одни производители нагло экономят на креслах для своих автомобилей, другие же буквально готовы разориться на этом. Лучшие мультиконтурные кресла готовы равномерно расположить вес тела седока по всей своей площади. Благодаря сервоприводам и настройкам, эти кресла могут создать миллионы вариантов профиля. «Здорово, но большинство пользователей не смогут правильно воспользоваться такой возможностью, лучше всего, чтобы при покупке любого автомобиля обученный сотрудник помогал правильно регулировать кресло под конкретного клиента», – говорит Пергер.
Производители автомобильных кресел уже создали прототипы, которые автоматически подстраиваются под вес, рост и фигуру седока. Но в серию эти «здоровые» кресла не пошли.
Но не только кресла могут негативно влиять на здоровье водителя и пассажира. «Все, что занимает лишнее время, нервирует нас. Такая реакция демонстративно доказывает, что какаято операция противоречит функциональным возможностям нашего тела», – отмечает доктор Пергер. А потом еще нарушается концентрация внимания, риск попасть в неприятный инцидент или ДТП возрастает в разы.
В ходе эксперимента мы обнаружили эргономические просчеты, которые несут прямой риск здоровью. В автомобилях есть такие дизайнерские решения, которые не понравятся большинству людей. Гдето просто существуют субъективные проблемы с комфортом. Комфорт – дело сугубо индивидуальное – его восприятие зависит от параметров тела, его физических возможностей, а также от сложившихся привычек и поз при сидении.
Немецкий университет спорта в Кёльне по заданию автопроизводителей проводит исследования зависимости ощущения комфорта человека от его фигуры. Цель: сделать детали автомобиля максимально комфортными для людей любой комплекции. Может быть, когданибудь на свет появится автомобиль, который не будет вредить здоровью.
В фокусе – эргономика
Эргономика является частью работы ученых. Цель эргономики: оптимизация рабочих условий и оборудования таким образом, чтобы здоровье работающего человека не ухудшалось. Знания об эргономике формируют основу дружелюбного взаимодействия человека и машины. В автомобилях эргономика должна присутствовать в конструкции и дизайне рулевого колеса, педалей, выключателей, мультимедийной системы, приборах и датчиках. В идеальной ситуации все на рабочем месте водителя должно быть интуитивным и предель но понятным.
Узкий проем

BMW 1-й серии
Вход и выход из салона четырехдверного BMW 1-й серии становится пыткой для взрослых и полных. «Эта дверь больше похожа на люк», – говорит Габриэль Пергер об узких дверях BMW. Средняя стойка крыши попадает в область бокового зрения водителя, заднее окно очень маленькое – следовательно, углы обзора по сторонам невелики. Самый неприятный эргономический просчет – это смещенные немного влево педали. «Из-за них водитель может принимать вынужденную позу», – отмечает профессор Пергер. Когда часть тела изгибается, деформации продолжа-ются в другой части». В дальних поездках это грозит напряжением.

Посадка на задний ряд BMW требует напряжения всех мышц тела

Высокие водители краем глаза видят среднюю стойку крыши (фото слева). Пульт слишком отнесен назад
Потайная рукоятка

Mini
Лобовое стекло в Mini слишком отвесное, поэтому Зигберт должен наклоняться вперед, чтобы видеть сигналы светофора, остановившись прямо перед ним. В скором времени его спине грозит «острая боль». Клавиши стеклоподъемников спрятаны на центральной консоли. Он искал их безуспешно. Долгих поисков потребовали поиски рычажка, регулирующего наклон спинки кресла. А кресло Mini, на взгляд профессора Пергер, вовсе неудовлетворительно: слишком короткое, без регулировки наклона сидушки. «Это критично, когда вы хотите настроить кресло максимально комфортно», – отмечает Пергер.

В Mini Зигберт должен скрючиваться, чтобы видеть больше и настроить кресло
Высокая кромка багажника

Skoda Citigo
Из-за приподнятой кромки багажника в Skoda Citigo, за которой элементарно прячется ящик с литровыми бутылками, погрузочная высота оказывается слишком высокой. «Это не дело», – осуждает эргономист Пергер. Если приходится поднимать, переносить через борт и ставить в багажник тяжелые вещи, то позвоночник чересчур напрягается. «Для межпозвоночных дисков нагрузка слишком велика», – рапортует доктор. Двухдверный кузов не подходит невысоким людям и людям, чьи физические возможности ограничены: длинные двери можно полностью открыть и закрыть, лишь отклонившись от спинки кресла. За ремнем безопасности можно дотянуться, лишь повернув торс влево почти на 180° и протянув руку.

Чтобы дотянуться до дверных ручек, Гемме (на 7-м месяце) приходится наклоняться вперед и в сторону

Не развернувшись, до ремня не дотянуться, позвоночник напрягается при загрузке багажника
Мешает рулевая колонка

Audi A3
Сперва о типичных для машин концерна VW выдающихся вперед подголовниках: «Неудобно, но к ним можно привыкнуть». Однако в зависимости от анатомии спины люди не одинаково относятся к таким подголовникам. Доброволец Гемма столкнулась с проблемой настройки кресла и руля в новой Audi A3 Sport. Либо посадка получается слишком глубокой, либо ее колени упираются в рулевую колонку, либо руль перекрывает часть панели приборов.

Мало места для ног: колени Геммы упираются в низкую рулевую колонку
Подголовник перекрывает обзор назад

Renault Grand Scénic
Полукруглые подголовники Renault Grand Scenic по идее должны удобно удерживать голову от поперечных нагрузок. Но на практи-ке они больше мешают, мешают водителю взглянуть налево. «Смотрю через плечо и ничего не вижу», – опять жалуется волонтер Гемма. Для того чтобы дотянуться до кнопок управляющих меню на дисплее, нужно наклоняться вправо всем телом и вытягивать руку. «Представьте, что вы занимаетесь этим во время движения», – говорит профессор Пергер.

Подголовник ограничивает обзор назад влево, некоторые кнопки слишком отдалены
Слишком широкий порог багажника

Opel Insignia Sports Tourer
Открывая заднюю дверь этого универсала, первое, что мы видим, – это широкий порог. Он бесполезен, на него нельзя ничего ставить. Поэтому, чтобы взять или поставить что-нибудь в багажник, нужно буквально пролезать в него с головой и плечами, выгибая и нагружая спину. Представьте, что вам нужно положить в багажник 10-килограмовую коляску или 20-килограммовый предмет мебели. «И вновь позвонки в зоне риска», – предупреждает доктор Пергер. А вот салонные кресла Opel, соответствующие и протестированные в рамках программы «Здоровая спина», очень хороши. Однако жесткая обивка и резкие движения спинки при регулировке портят первоначальное хорошее впечатление.

Сиденья в порядке, а в остальном? Порог багажника широк, что вредно для здоровья
Нет регулировки по высоте

Dacia Sanderо
У базовой версии Dacia Sandero нет регулировки сиденья по высоте, подголовник также не регулируется: с эргономической точки зрения, это непростительно. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что все добровольцы сидели за рулем Dacia довольно удобно. «Кресло не выглядит удобным, но на деле оно действительно удобно, я могу придраться только к его слишком тонкой обивке», – признается профессор». Но есть в салоне Sandero одно чертовски неудачное решение: пульт управления вентиляцией рас-положен очень низко и близко к рычагу КП. При включенной пятой передаче пользоваться им едва возможно.

Регулировки сиденья по высоте отсутствует, пульт климата низко, буквально под рычагом КП
Узкие кресла

VW Golf
Передние кресла Golf в комплектации Highline обладают развитыми валиками боковой поддержки. Эта поддержка годится лишь для худых людей. А вот таким мужчинам, как Зигберт, они не подходят: его спина явно шире, поэтому ей нужно более широкая и плоская спинка. Этому водителю неудобно сидеть в кресле Golf. А вот острые выступы на уровне глаз в задней двери Golf даже опасны.

Кресло тесное и не подходит мужской фигуре Зигберта
Мешает подлокотник

Skoda Superb Combi
Локоть должен лежать на подлокотнике или располагаться перед ним? В Skoda Superb реализован неудачный компромисс. Локоть правой руки, выполняющей манипуляции с рычагом МКПП, может натыкаться на подлокотник или упираться в боковой валик сиденья. Такая ситуация наблюдается только у водителей с определенной длиной рук и особой настройкой кресла.

Локоть упирается в подлокотник при переключениях
Широкий дверной порог

BMW X1
«Проблем со здоровьем это не вызовет, но уровень комфорта значительно понизится», – рапортует Пергер. Главным образом потому, что об этот порог постоянно вытирается одежда. А если водитель не хочет испачкать штаны о порог и пытается аккуратно перешагнуть через него, на пути встает передняя крутая стойка крыши. Можно удариться, посадив на лбу шишку.

При выходе левая нога задевает за порог и сметает с него пыль и грязь. Пытаясь приподняться повыше, Габриэль Пергер ударилась головой о переднюю стойку крыши
Ноги свисают с кресла

Fiat 500
Вы думаете, что Fiat 500 – машина для невысоких? Это не так! Даниэла (рост 1,6 м) едва достает затылком до подголовника и теряется на длинной сидушке. «Это уже влияет на кровообращение», – вновь вмешивается профессор. Кроме того, Даниэла не достает каблуками до пола. Она должна нажимать педали, не опираясь ногами о пол. Эта машина для субтильных барышень с длинными ногами и шеей.

Сидушка и спинка кресла слишком длинные
ИТОГ
Конечно, не каждый элемент управления плохо влияет на здоровье водителя. Но такие детали, как высокий или широкий борт багажника у Skoda Citigo или Opel Insignia, могут вызвать проблемы с позвоночником. Даже маленькие вещи в автомобиле могут вызывать стресс – особенно, когда они используются регулярно. Стресс приводит к рассеянности и увеличивает риск несчастных случаев. Автомобили являются очень сложными машинами, способными влиять на эмоции. Их конструкция влияет на сотни миллионов людей. Надеюсь, эргономике будут уделять больше внимания в будущем.

Бенджамин Герс
Новости
Двухцветную окраску кузова предложат за отдельную плату
В Китае скоро состоится официальная премьера обновленного кроссовера Ford Explorer.
Некоторые сведения о посвежевшей версии кроссовера Ford Explorer для рынка Поднебесной появились в электронной базе Минпрома КНР. Под капотом модернизированного варианта находится уже знакомый бензиновый турбированный двигатель 2.3 Ecoboost с отдачей 289 л.с. Другой информации о технике нет, но, вероятнее всего, безальтернативный полный привод сохранится без изменений.

Размеры пережившего модернизацию кроссовера остались почти такими же, как и раньше: 5064х2004х1790 мм, расстояние между осями — 3025 мм. Из произошедших внешних изменений следует отметить преобразившуюся переднюю часть автомобиля, где появились более узкие фары, доработанная широкая радиаторная решетка и бампер с черными акцентами. За отдельную плату покупателям предложат исполнение с черной крышей. Кроме этого, у обновленной модели будут колесные диски с другим дизайном.

Официальная презентация «помолодевшей» версии кроссовера Ford Explorer для китайского рынка может состояться в первом квартале 2026 года.

Фото: Минпром КНР, autohome.com.cn
Новости
Товарное исполнение дебютирует в 2026 году
Опубликованы фирменные снимки нового среднеразмерного кроссовера Nissan NX8, сборку которого наладят в Поднебесной.
Согласно данным, уже внесенным в базу Минпрома КНР, покупателям предложат вариант кроссовера Nissan NX8 с гибридной силовой установкой, включающей бензиновый турбированный агрегат 1.5 мощностью 148 сил и электродвигатель (265 л.с.). Максимальная скорость такой версии достигнет 180 км/ч. Кроме этого, увидит свет и полностью электрическая модификация с мотором, отдачу которого можно будет выбрать — 292 или 340 л.с. Емкость литий-железо-фосфатных аккумуляторов и другие технические подробности пока не раскрыты.

Габариты пятиместного автомобиля массой 2080 кг составят 4870х1920х1680 мм, расстояние между осями — 2917 мм. Размер доступных колесных дисков: 18, 19 или 20 дюймов. Лидар над лобовым стеклом позволяет предположить наличие современного автопилота. Фотографии интерьера производителем пока не обнародованы.

Предполагается, что продажи кроссовера Nissan NX8 на территории Китая стартуют в первой половине 2026 года. Вполне вероятно, что затем новый паркетник, серийный выпуск которого наладит СП Dongfeng Nissan, начнут поставлять на рынки и других стран.

Фото: Nissan
Новости
Солидный запас хода и восьмиместный салон
В ближайшее время на рынке Поднебесной стартуют продажи минивэна Geely Galaxy V900.
Представленная недавно на мотор-шоу в Гуанчжоу модель Geely Galaxy V900 получила гибридную силовую установку. Технические подробности станут известные позже: пока известно лишь то, что новинку оснастят бензиновым турбированным агрегатом 1.5 мощностью 163 л.с. Запас хода без использования ДВС превысит 200 км, а общая дальность хода достигнет 1200 км.

Покупателям окажутся доступны версии минивэна, в которых предусмотрено шесть, семь или восемь посадочных мест. В последнем случае в салоне будет не три, а четыре ряда кресел. Внутри автомобиля установлено беспроводное зарядное устройство и пара раздельных дисплеев (10,25-дюймовая «приборка» и 15,4-дюймовый мультимедийный экран). Кроме этого, в ряде исполнений появится отдельный монитор на потолке для пассажиров задних рядов. Еще одной интересной особенностью такой модели станет наличие системы автономного вождения. В некоторых из комплектаций сиденья первых трех рядов имеют подогрев и вентиляцию.

Экстерьер грядущего автомобиля отличается двухцветной окраской кузова и большой радиаторной решеткой. Габариты новинки составляют 5360х1998х1940 мм, расстояние между осями — 3200 мм.

Информации о дате начала продаж и стоимости гибридного минивэна Geely Galaxy V900 на китайском рынке пока нет.
Фото: Geely
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Citroën Basalt Vision
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Топ-версия комплектуется 243-сильным двигателем
-
Новости2 недели назад
Солидный запас хода и восьмиместный салон
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Рестайлинговый вариант доступен с новой гибридной системой
-
Новости2 недели назад
Глобальная модель готовится сменить поколение
-
Концепты и премьеры1 неделя назад
Презентация спецверсии прошла в Таиланде
-
Концепты и премьеры6 дней назад
Субкомпактный кроссовер для стран Латинской Америки
-
Электрокары1 неделя назад
Массовый «зеленый» паркетник с трехрядным салоном










