Autosalon.by

Новости

Ой! Когда автомобили делают больно

Насколько (не)здоровы наши автомобили? AUTO BILD на визите у врача.

Опубликовано

.

Ой! Когда автомобили делают больно

Ой! Когда автомобили делают больно

Насколько (не)здоровы наши автомобили? AUTO BILD на визите у врача.

В течение минуты Зигберт щупает обивку водительского кресла Mini, затем садится и недолго ерзает в нем: «А где регулировка спинки?» Он находит ее справа на кресле, под подлокотником. «Ну, это же бред какой­то! Кисть вывихнуть можно!», – жалуется 72­летний подопытный в эксперименте, проводимым врачом Габриэль Пергер. Оказывается, выполнить ее просьбу – удобно сесть за рулем – не так­то просто.
Практикующий врач Габриэль Пергер обнаруживает более серьезную проблему: «Сидушка кресла слишком короткая и без регулировки наклона – это критично», – отмечает она. Вес тела не распространяется по всей длине бедра, это сильно нагружает позвоночник. А с ним у Зигберта проблемы.
Эргономические просчеты в современных автомобилях, что это: недостатки или факторы риска для здоровья? Чтобы найти ответы, AUTO BILD привлек независимого эксперта – доктора Пергер. Она практи кующий врач и директор Лаборатории эргономики в Университете прикладных наук в Гамбурге.

Доктор Габриэль Пергер является профессором промышленной инженерии в университете прикладных наук в Гамбурге

Вместе с четырьмя «подопытными субъектами» они протестировали машины, находящиеся в редакционном автопарке, на предмет их «совместимости со здоровьем».
У автопроизводителей целые отделы работают над эргономикой моделей. Сейчас эта работа даже проще, чем 10 лет назад: все проекты создаются и оптимизируются в виртуальном компьютерном пространстве. В теории все прекрасно. А на практике? Часто хорошие и даже традиционные эргономические решения уступают место креативным дизайнерским придумкам. Например, из­за «пузатой» пятой двери Opel Insignia Sport Tourer погрузка вещей в багажник превратилась в огромный стресс для спины.
Каждый немец проводит в салоне автомобиля 2,5 года в течение жизни. С точки зрения медицины, этого срока достаточно, чтобы нанести вред здоровью: постоянное напряжение некоторых мышц, плохое кровоснабжение межпозвоночных дисков, опухшие ноги и, конечно, психологическое напряжение из­за спешки, нештатных ситуаций или простаивания в пробках. Эргономичный дизайн автомобилей не может предотвратить развитие негативных последствий, но в состоянии минимизировать риски.

Раздражающие факторы увеличивают риск ДТП

Одни производители нагло экономят на креслах для своих автомобилей, другие же буквально готовы разориться на этом. Лучшие мультиконтурные кресла готовы равномерно расположить вес тела седока по всей своей площади. Благодаря сервоприводам и настройкам, эти кресла могут создать миллионы вариантов профиля. «Здорово, но большинство пользователей не смогут правильно воспользоваться такой возможностью, лучше всего, чтобы при покупке любого автомобиля обученный сотрудник помогал правильно регулировать кресло под конкретного клиента», – говорит Пергер.
Производители автомобильных кресел уже создали прототипы, которые автоматически подстраиваются под вес, рост и фигуру седока. Но в серию эти «здоровые» кресла не пошли.
Но не только кресла могут негативно влиять на здоровье водителя и пассажира. «Все, что занимает лишнее время, нервирует нас. Такая реакция демонстративно доказывает, что какая­то операция противоречит функциональным возможностям нашего тела», – отмечает доктор Пергер. А потом еще нарушается концентрация внимания, риск попасть в неприятный инцидент или ДТП возрастает в разы.
В ходе эксперимента мы обнаружили эргономические просчеты, которые несут прямой риск здоровью. В автомобилях есть такие дизайнерские решения, которые не понравятся большинству людей. Где­то просто существуют субъективные проблемы с комфортом. Комфорт – дело сугубо индивидуальное – его восприятие зависит от параметров тела, его физических возможностей, а также от сложившихся привычек и поз при сидении.
Немецкий университет спорта в Кёльне по заданию автопроизводителей проводит исследования зависимости ощущения комфорта человека от его фигуры. Цель: сделать детали автомобиля максимально комфортными для людей любой комплекции. Может быть, когда­нибудь на свет появится автомобиль, который не будет вредить здоровью.

В фокусе – эргономика

Эргономика является частью работы ученых.  Цель эргономики: оптимизация рабочих условий и оборудования таким образом, чтобы здоровье работающего человека не ухудшалось. Знания об эргономике формируют основу дружелюбного взаимодействия человека и машины. В автомобилях эргономика должна присутствовать в конструкции и дизайне рулевого колеса, педалей, выключателей, мультимедийной системы, приборах и датчиках. В идеальной ситуации все на рабочем месте водителя должно быть интуитивным и предель но понятным.

Реклама

Узкий проем

BMW 1-­й серии

Вход и выход из салона четырехдверного BMW 1-й серии становится пыткой для взрослых и полных. «Эта дверь больше похожа на люк», – говорит Габриэль Пергер об узких дверях BMW. Средняя стойка крыши попадает в область бокового зрения водителя, заднее окно очень маленькое – следовательно, углы обзора по сторонам невелики. Самый неприятный эргономический просчет – это смещенные немного влево педали. «Из-за них водитель может принимать вынужденную позу», – отмечает профессор Пергер. Когда часть  тела изгибается, деформации продолжа-ются в  другой части». В дальних поездках это грозит напряжением.

Посадка на задний ряд BMW требует напряжения всех мышц тела

Высокие водители краем глаза видят среднюю стойку крыши (фото слева). Пульт слишком отнесен назад 


Потайная рукоятка

Mini

Реклама

Лобовое стекло в Mini слишком отвесное, поэтому Зигберт должен наклоняться вперед, чтобы видеть сигналы светофора, остановившись прямо перед ним. В скором времени его спине грозит «острая боль». Клавиши стеклоподъемников спрятаны на центральной консоли. Он искал их безуспешно. Долгих поисков потребовали поиски рычажка, регулирующего наклон спинки кресла. А кресло Mini, на взгляд профессора Пергер, вовсе неудовлетворительно: слишком короткое, без регулировки наклона сидушки. «Это критично, когда вы хотите настроить кресло максимально комфортно», – отмечает Пергер.

В Mini Зигберт должен скрючиваться, чтобы видеть больше и настроить кресло 


Высокая кромка багажника

Skoda Citigo

Из-за приподнятой кромки багажника в Skoda Citigo, за которой элементарно прячется ящик с литровыми бутылками, погрузочная высота оказывается слишком высокой. «Это не дело»,  – осуждает эргономист Пергер. Если приходится поднимать, переносить через борт и ставить в багажник тяжелые вещи, то позвоночник чересчур напрягается. «Для межпозвоночных дисков нагрузка слишком велика», – рапортует доктор. Двухдверный кузов не подходит невысоким людям и людям, чьи физические возможности ограничены: длинные двери можно полностью открыть и закрыть, лишь отклонившись от спинки кресла. За ремнем безопасности можно дотянуться, лишь повернув торс влево почти на 180° и протянув руку.

Чтобы дотянуться до дверных ручек, Гемме (на 7-­м месяце) приходится наклоняться вперед и в сторону 

Реклама

Не развернувшись, до ремня не дотянуться, позвоночник напрягается при загрузке багажника 


Мешает рулевая колонка

Audi A3

Сперва о типичных для машин концерна VW выдающихся вперед подголовниках: «Неудобно, но к ним можно привыкнуть». Однако в зависимости от анатомии спины люди не одинаково относятся к таким подголовникам. Доброволец Гемма столкнулась с проблемой настройки кресла и руля в новой Audi A3 Sport. Либо посадка получается слишком глубокой, либо ее колени упираются в рулевую колонку, либо руль перекрывает часть панели приборов.

Мало места для ног: колени Геммы упираются в низкую рулевую колонку 


Подголовник перекрывает обзор назад

Renault Grand Scénic

Реклама

Полукруглые подголовники Renault Grand Scenic по идее должны удобно удерживать голову от поперечных нагрузок. Но на практи-ке они больше мешают, мешают водителю взглянуть налево. «Смотрю через плечо и ничего не вижу», – опять жалуется волонтер Гемма. Для того чтобы дотянуться до кнопок управляющих меню на дисплее, нужно наклоняться вправо всем телом и вытягивать руку. «Представьте, что вы занимаетесь этим во время движения», – говорит профессор Пергер.

Подголовник ограничивает обзор назад влево, некоторые кнопки слишком отдалены


Слишком широкий порог багажника

Opel Insignia Sports Tourer

Открывая заднюю дверь этого универсала, первое, что мы видим, – это широкий порог. Он бесполезен, на него нельзя ничего ставить. Поэтому, чтобы взять или поставить что-нибудь в багажник, нужно буквально пролезать в него с головой и плечами, выгибая и нагружая спину. Представьте, что вам нужно положить в багажник 10-килограмовую коляску или 20-килограммовый предмет мебели. «И вновь позвонки в зоне риска», – предупреждает доктор Пергер. А вот салонные кресла Opel, соответствующие и протестированные в рамках программы «Здоровая спина», очень хороши. Однако жесткая обивка и резкие движения спинки при регулировке портят первоначальное хорошее впечатление.

Сиденья в порядке, а в остальном? Порог багажника широк, что вредно для здоровья 

Реклама


Нет регулировки по высоте

Dacia Sanderо

У базовой версии Dacia Sandero нет регулировки сиденья по высоте, подголовник также не регулируется: с эргономической точки зрения, это непростительно. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что все добровольцы сидели за рулем Dacia довольно удобно. «Кресло не выглядит удобным, но на деле оно действительно удобно, я могу придраться только к его слишком тонкой обивке», – признается профессор». Но есть в салоне Sandero одно чертовски неудачное решение: пульт управления вентиляцией рас-положен очень низко и близко к рычагу КП. При включенной пятой передаче пользоваться им едва возможно.

Регулировки сиденья по высоте отсутствует, пульт климата низко, буквально под рычагом КП 


Узкие кресла

VW Golf

Передние кресла Golf в комплектации Highline обладают развитыми валиками боковой поддержки. Эта поддержка годится лишь для худых людей. А вот таким мужчинам, как Зигберт, они не подходят: его спина явно шире, поэтому ей нужно более широкая и плоская спинка. Этому  водителю неудобно сидеть в кресле Golf. А вот острые выступы на уровне глаз в задней двери Golf даже опасны.

Реклама

Кресло тесное и не подходит мужской фигуре Зигберта

Мешает подлокотник

Skoda Superb Combi

Локоть должен лежать на подлокотнике или располагаться перед ним? В Skoda Superb реализован неудачный компромисс. Локоть правой руки, выполняющей манипуляции с рычагом МКПП, может натыкаться на подлокотник или упираться в боковой валик сиденья. Такая ситуация наблюдается только у водителей с определенной длиной рук и особой настройкой кресла.

Локоть упирается в подлокотник при переключениях 

Широкий дверной порог

BMW X1

Реклама

«Проблем со здоровьем это не вызовет, но уровень комфорта значительно понизится», – рапортует Пергер. Главным образом потому, что об этот порог постоянно вытирается одежда. А если водитель не хочет испачкать штаны о порог и пытается аккуратно перешагнуть через него, на пути встает передняя крутая стойка крыши. Можно удариться, посадив на лбу шишку.

При выходе левая нога задевает за порог и сметает с него пыль и грязь. Пытаясь приподняться повыше, Габриэль Пергер ударилась головой о переднюю стойку крыши

Ноги свисают с кресла

Fiat 500

Вы думаете, что Fiat 500 – машина для невысоких? Это не так! Даниэла (рост 1,6 м) едва достает затылком до подголовника и теряется на длинной сидушке. «Это уже влияет на кровообращение», – вновь вмешивается профессор. Кроме того, Даниэла не достает каблуками до пола. Она должна нажимать педали, не опираясь ногами о пол. Эта машина для субтильных барышень с  длинными ногами и шеей.

Сидушка и спинка кресла слишком длинные

Реклама

ИТОГ

Конечно, не каждый элемент управления плохо влияет на здоровье водителя. Но   такие детали, как высокий или широкий  борт багажника у Skoda Citigo или Opel  Insignia, могут вызвать проблемы с позвоночником. Даже маленькие вещи в автомобиле могут вызывать стресс – особенно, когда они используются регулярно. Стресс приводит к рассеянности и увеличивает риск несчастных случаев. Автомобили являются очень сложными машинами, способными влиять на эмоции. Их конструкция влияет на сотни миллионов людей. Надеюсь, эргономике будут уделять больше внимания в будущем.

Бенджамин Герс 

Продолжить чтение
Реклама Не хватает данных для вывода рекламы
Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × 5 =

Новости

Товарное исполнение шоу-кара Pearl

Официальная премьера нового седана Roewe M7 DMH, оснащенного гибридной силовой установкой, уже не за горами.

Опубликовано

.

Автор

Седан Roewe M7 DMH экстерьер вид пятый

Недавно производитель опубликовал фирменные изображения экстерьера такой модели. Грядущий автомобиль станет товарным вариантом прототипа Roewe Pearl, впервые показанного публике на Шанхайском мотор-шоу в апреле. О технической начинке подобного гибрида в настоящее время известно лишь то, что в состав его силовой установки войдет бензиновый двигатель 1.5, развивающий 112 «лошадей» (135 Нм), и электрический мотор с отдачей 186 л.с. (330 Нм). Общая дальность хода составит около 1000 км, а на электротяге новинка сможет проехать примерно 150 км.

Седан Roewe M7 DMH экстерьер вид первый

Габариты готовящейся к дебюту модели составляют 4940х1890х1510 мм, расстояние между осями — 2820 мм. Седан получит солидную решётку радиатора, двухэтажную головную оптику и массивный передний бампер с воздуховодами. Кузов автомобиля украсят блестящие декоративные вставки.

Седан Roewe M7 DMH экстерьер вид второй

Согласно предварительным сведениям, на китайском рынке седан Roewe M7 DMH может появиться уже во второй половине 2025 года.

Седан Roewe M7 DMH экстерьер вид третий

Седан Roewe M7 DMH экстерьер вид четвертый

Фото: Roewe

Реклама
Продолжить чтение

Новости

Дизайн «зеленого» паркетника решили доработать

Появились фирменные снимки модернизированного кроссовера Buick Electra E5, сборка которого организована в Китае.

Опубликовано

.

Автор

Кроссовер Buick Electra E5 экстерьер вид третий

Технических подробностей о готовящейся к официальному дебюту модели Buick Electra E5, пережившей рестайлинг, пока совсем мало. Несколько месяцев назад в электронной базе Минпрома КНР уже появилась некоторая информация о таком грядущем паркетнике, согласно которой он получит электрический агрегат мощностью 245 «лошадей» и передний привод. Других версий у обновленного кроссовера пока не предусмотрено.

Кроссовер Buick Electra E5 салон вид первый

В салоне, как и раньше, установлен большой 30-дюймовый экран. Ожидается, что здесь появится доработанная мультимедийная система. Кроме этого, обещан еще целый ряд новшеств, связанных с комфортом поездок и интеллектуальными технологиями.

Кроссовер Buick Electra E5 салон вид второй

Предназначенный для рынка Поднебесной электрокар сохранит свои габариты неизменными: 4892х1905х1684 мм. Расстояние между осями составит 2954 мм. Зато, судя по опубликованным изображениям, внешний вид передней части авто, лишенной теперь прежней решетки радиатора, должен заметно преобразиться.

Кроссовер Buick Electra E5 экстерьер вид первый

Дата официальной презентации посвежевшего кроссовера Buick Electra E5 пока не раскрывается, но очевидно, что дебютирует он уже совсем скоро.

Кроссовер Buick Electra E5 экстерьер вид второй

Фото: Buick, GM

Реклама
Продолжить чтение

Новости

Габариты большой четырехдверки увеличатся

В ближайшее время должна состояться официальная премьера сменившего генерацию седана Volkswagen Sagitar.

Опубликовано

.

Автор

Cедан Volkswagen Sagitar L экстерьер вид второй

Анонсированный седан нового поколения сменит нынешний Volkswagen Sagitar и получит название Volkswagen Sagitar L. Судя по обнародованным ранее сертификационным данным, готовящийся к дебюту автомобиль оснастят безальтернативной бензиновой турбочетверкой 1.5, развивающей 160 «лошадей». Никаких других технических подробностей о посвежевшей модели пока нет.

Cедан Volkswagen Sagitar L экстерьер вид первый

Известно также, что габариты этого большого седана увеличатся и составят 4812х1813 х1479 мм. Расстояние между осями при этом не изменится (2731 мм). После произведенной модернизации экстерьер будет выглядеть немного иначе: четырехдверка получит выдвижные дверные ручки, светящиеся логотипы, преобразившиеся задние фонари, а решетка радиатора изменит свое расположение.

Сборкой седана Volkswagen Sagitar L в Китае займется совместное предприятие FAW Volkswagen. Предполагается, что продажи обновленной модели на рынке Поднебесной стартуют в третьем квартале 2025 года.

Фото: FAW Volkswagen

Реклама
Продолжить чтение
Реклама

Популярное