Autosalon.by

Новости

Почему бензин дорожает, а НПЗ несут убытки?

В Беларуси сложилась парадоксальная ситуация с нефтепродуктами. С одной стороны, цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, повышаются

Опубликовано

.

Почему бензин дорожает, а НПЗ несут убытки?

Почему бензин дорожает, а НПЗ несут убытки?В Беларуси сложилась парадоксальная ситуация с нефтепродуктами. С одной стороны, цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, повышаются. С другой, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, приносили одни убытки белорусским НПЗ в первом квартале. В чем причина?

Парадоксы первого квартала

В первом квартале условия поставок российской нефти в Беларусь изменились — Москва согласилась поставлять углеводородное сырье нашей стране без взимания пошлин. В связи с этим в депутатских кругах еще в конце 2010 года созрел вопрос к правительству: если пошлин не будет, может, бензин на заправках подешевеет?

Отвечая на этот вопрос депутатов в декабре 2010 года, тогдашний вице-премьер Андрей Кобяков заявил, что бензин вряд ли подешевеет. «Не надо связывать улучшение в торговле нефтью с уменьшением цен на горючее. Это доходы бюджета на 2011 год», — заявил Андрей Кобяков, не уточнив, какая взаимосвязь между бензинами и бюджетом. На самом деле, связь — прямая, но об этом позже.

В первом квартале, несмотря на «улучшение в торговле нефтью», цены на нефтепродукты не только не оставались на месте, но и дважды поднимались. С 3 марта, напомним, розничные цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, были повышены на 4,5-10%. А 31 марта автовладельцы пережили новое повышение цен на бензины и дизельное топливо. Нефтепродукты в последний день марта, напомним, подорожали на 10%.

Парадокс ситуации заключается в том, что, несмотря на повышение цен, поставки нефтепродуктов на внутренний рынок были убыточны в первом квартале для отечественных НПЗ. По данным Naviny.by, в январе-марте, поставляя нефтепродукты на внутренний рынок, нефтепереработчики имели минусовую рентабельность практически по всем товарным позициям — начиная от керосина и заканчивая автобензинами.

Реклама

Поэтому неудивительно, почему, например, Мозырский НПЗ получил убыток в первом квартале этого года. За январь-март убыток нефтеперерабатывающего предприятия составил, по неофициальным данным, более 180 млрд. рублей. И это при том, что поставки нефтепродуктов на экспорт в этот период были рентабельны для предприятия.

Россия: и бензин доступный, и с маржой все в порядке

Основное сырье для производства нефтепродуктов Беларусь получает из России. Поставщиками углеводородного сырья на белорусские НПЗ в 2011 году выступают пять российских компаний — «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», ТНК-BP, «Газпром нефть». За первые четыре месяца этого года нефтяные компании из России поставили в Беларусь почти 5 млн. тонн нефти.

Как известно, Россия весь объем нефти поставляет в Беларусь в этом году беспошлинно. Правда, белорусская сторона в этом году уплачивает премию российским поставщикам за доставленную нефть (в марте — 6,49 доллара за баррель или около 45 долларов за тонну).

Несмотря на примерно равные условия приобретения нефти, эффективность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок в Беларуси и в России принципиально разная. Если в Беларуси, как мы отметили выше, НПЗ несут убытки, продавая нефтепродукты внутри страны, то в России заводы имеют хорошую прибыль.

Реклама

«Поставки почти всех нефтепродуктов на внутренний рынок приносят российским НПЗ хорошую прибыль, — заявил Naviny.by источник в Москве, знакомый с результатами деятельности НПЗ. — Судите сами: тонна нефти в опте составляет 12 тыс. российских рублей, а оптовая цена дизельного топлива в европейской части России — 24,5 тыс. рублей за тонну, бензина A-92 — 30 тыс. рублей за тонну. В первом квартале 2011 года российские НПЗ имели маржу в размере 10 долларов за баррель переработанной нефти. Это — уровень хороших европейских НПЗ».

По словам собеседника Naviny.by, российским НПЗ выгоднее поставлять бензины на внутренний рынок, чем экспортировать. Этот факт подтверждает и руководитель отдела нефтепродуктовых рынков России и СНГ исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева.

«Поставки нефтепродуктов на внутренний рынок выгодней российским компаниям, поскольку именно цены внутреннего рынка, можно сказать, контролируются российскими производителями», — сообщила Naviny.by Александра Зубачева.

Однако это не приводит к тому, что цены на нефтепродукты для конечных российских потребителей являются завышенными. Литр 92-го бензина стоит сегодня в России 25 российских рублей. В пересчете на белорусские получается 2750 рублей за литр. А у нас, несмотря на то, что мы получаем нефть по ценам, близким к внутрироссийским, — 3300 рублей за литр и при этом нефтепереработка получает большой убыток от поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Парадокс?

Что потребителю плохо, то бюджету хорошо

Реклама

Чтобы объяснить этот пародокс, нужно вспомнить Андрея Кобякова, слова которого мы приводили в начале статьи. Андрей Владимирович недвусмысленно в декабре заявил, что снижение цены нефтепродуктов приведет к потерям бюджета. Следовательно, в цене бензина заложена весомая фискальная составляющая.

Как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, составляющая эта настолько высока, что в первом квартале этого года именно из-за снижения поставок нефтепродуктов (автомобильного топлива) на внутренний рынок государству не удалось собрать запланированный объем акцизов.

Доля налогов в стоимости нефтепродуктов, реализуемых на внутренний рынок, существенно влияет на конечную стоимость продукции. Доходит до того, что со всеми налогами стоимость нефтепродуктов, поставляемых на внутренний рынок, выше, чем цена экспортируемых нефтепродуктов с экспортной пошлиной.

Отсюда и получается: поставки нефтепродуктов на экспорт имеют положительную рентабельность, а поставки на внутренний рынок, ввиду высоких налогов, оказываются для НПЗ убыточными.

В этой ситуации, чтобы устранить убытки, возможны три варианта.

Реклама

Первый: перекрывать убытки за счет прибыли, получаемой НПЗ за счет экспорта нефтепродуктов. Второй: снижать фискальную составляющую в нефтепродуктах, поставляемых на внутренний рынок. Но это предложение правительство вряд ли одобрит в условиях дефицитного бюджета. Наконец, третий вариант: сократить убытки НПЗ за счет повышения цен на нефтепродукты. С учетом того, что цены на топливо в этом году уже дважды повышались, несложно догадаться, на каком варианте остановились в верхах.


Белорусские новости

Продолжить чтение
Реклама
Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости

Мощный бензоэлектрический автомобиль с пневмоподвеской

Полноценная премьера нового гибридного кроссовера Lotus For Me уже не за горами.

Опубликовано

.

Автор

Кроссовер Lotus For Me вид второй

В базе Минпрома КНР недавно появились фотографии грядущей модели Lotus For Me и некоторые сведения об этом паркетнике. Новинка получит подзаряжаемую гибридную силовую установку, в состав которой войдет 2-литровый турбодвигатель с отдачей 279 сил и пара электромоторов. Общая мощность подобной системы достигнет 952 л.с., что позволит набирать первую «сотню» за 3,3 секунды. Емкость батареи составит 70 кВт⋅ч, а запас хода на электротяге — 420 км (цикл CLTC). При этом максимальная дальнобойность гибрида окажется больше 1000 км.

Кроссовер Lotus For Me вид первый

Снаряженная масса автомобиля зависит от комплектации и находится в пределах 2575—2625 кг. Габариты кроссовера составляют 5103х2019 х1636 мм, колесная база — 3019 мм. Паркетник оснастят пневмоподвеской и активным задним спойлером. Систему стабилизации DPM настроят так, чтобы в экстремальных режимах вождение стало более комфортным.

Официальный дебют кроссовера Lotus For Me в Поднебесной состоится уже в январе 2026 года, а на китайском рынке он появится в течение первого квартала. Осенью новую бензоэлектрическую модель начнут продавать и в европейских странах.

Фото: Минпром КНР

Реклама
Продолжить чтение

Новости

Двухцветную окраску кузова предложат за отдельную плату

В Китае скоро состоится официальная премьера обновленного кроссовера Ford Explorer.

Опубликовано

.

Автор

Кроссовер Ford Explorer экстерьер вид четвертый

Некоторые сведения о посвежевшей версии кроссовера Ford Explorer для рынка Поднебесной появились в электронной базе Минпрома КНР. Под капотом модернизированного варианта находится уже знакомый бензиновый турбированный двигатель 2.3 Ecoboost с отдачей 289 л.с. Другой информации о технике нет, но, вероятнее всего, безальтернативный полный привод сохранится без изменений.

Кроссовер Ford Explorer экстерьер вид первый

Размеры пережившего модернизацию кроссовера остались почти такими же, как и раньше: 5064х2004х1790 мм, расстояние между осями — 3025 мм. Из произошедших внешних изменений следует отметить преобразившуюся переднюю часть автомобиля, где появились более узкие фары, доработанная широкая радиаторная решетка и бампер с черными акцентами. За отдельную плату покупателям предложат исполнение с черной крышей. Кроме этого, у обновленной модели будут колесные диски с другим дизайном.

Кроссовер Ford Explorer экстерьер вид второй

Официальная презентация «помолодевшей» версии кроссовера Ford Explorer для китайского рынка может состояться в первом квартале 2026 года.

Кроссовер Ford Explorer экстерьер вид третий

Фото: Минпром КНР, autohome.com.cn

Реклама
Продолжить чтение

Новости

Товарное исполнение дебютирует в 2026 году

Опубликованы фирменные снимки нового среднеразмерного кроссовера Nissan NX8, сборку которого наладят в Поднебесной.

Опубликовано

.

Автор

Кроссовер Nissan NX8 экстерьер вид четвертый

Согласно данным, уже внесенным в базу Минпрома КНР, покупателям предложат вариант кроссовера Nissan NX8 с гибридной силовой установкой, включающей бензиновый турбированный агрегат 1.5 мощностью 148 сил и электродвигатель (265 л.с.). Максимальная скорость такой версии достигнет 180 км/ч. Кроме этого, увидит свет и полностью электрическая модификация с мотором, отдачу которого можно будет выбрать — 292 или 340 л.с. Емкость литий-железо-фосфатных аккумуляторов и другие технические подробности пока не раскрыты.

Кроссовер Nissan NX8 экстерьер вид первый

Габариты пятиместного автомобиля массой 2080 кг составят 4870х1920х1680 мм, расстояние между осями — 2917 мм. Размер доступных колесных дисков: 18, 19 или 20 дюймов. Лидар над лобовым стеклом позволяет предположить наличие современного автопилота. Фотографии интерьера производителем пока не обнародованы.

Кроссовер Nissan NX8 экстерьер вид второй

Предполагается, что продажи кроссовера Nissan NX8 на территории Китая стартуют в первой половине 2026 года. Вполне вероятно, что затем новый паркетник, серийный выпуск которого наладит СП Dongfeng Nissan, начнут поставлять на рынки и других стран.

Кроссовер Nissan NX8 экстерьер вид третий

Фото: Nissan

Реклама
Продолжить чтение
Реклама

Популярное

Поиск авто

Оставить заявку

Автомобили Nissan в Беларуси

Оставить заявку

Автомобили BYD в Беларуси

Оставить заявку

Авто из Европы, США, Кореи и Китая под заказ