Авторынок
Десять китайских автобрендов, которым в 2025 году грозит закрытие
или уход с рынка России, что косвенно отражает и риски для соседних рынков, включая Беларусь
| Бренд | Причины угрозы закрытия | Примечания |
|---|---|---|
| Kaiyi | Низкие продажи, закрытие автосалонов | Один из лидеров по числу закрытий салонов |
| Livan | Низкий спрос, высокая стоимость сервиса | Модель Livan X6PRO известна, но продаж мало |
| SWM | Низкая рентабельность дилерских центров | Ушёл с российского рынка |
| Oting | Низкий спрос, затоваривание складов | В зоне риска ухода |
| VGV | Неликвидный модельный ряд, низкий спрос | В зоне риска ухода |
| MG | Снижение продаж, высокая стоимость содержания сервиса | В зоне риска, несмотря на известность |
| Bestune | Много закрытых автосалонов, низкие продажи | Один из лидеров по числу закрытых салонов |
| DFM (Dongfeng) | Закрытие дилерских центров, низкий спрос | В зоне риска ухода |
| Jaecoo | Низкий спрос, расторжение франшиз | В топ-10 по числу закрытий салонов |
| Jetour | Падение продаж, расторжение договоров с дилерами | В топ-10 по числу закрытий салонов |
Эти данные основаны на аналитике российского рынка 2025 года, где за первые месяцы уже закрылись сотни дилерских центров китайских марок из-за падения спроса, высокой стоимости обслуживания и проблем с логистикой.
При этом бренды Geely, Chery, Haval и Changan сохраняют позиции благодаря более развитой дилерской сети и сервису, и уход для них маловероятен. Угроза закрытия касается в основном менее известных и новых марок с низкими продажами и ограниченным модельным рядом.
Таким образом, в 2025 году с рынка России (и потенциально с рынка Беларуси) могут уйти в первую очередь Kaiyi, Livan, SWM, Oting, VGV, MG, Bestune, Dongfeng (DFM), Jaecoo и Jetour.
В этом году «Моторшоу» в Минске собрало на поле для футбола сотни полторы автомобилей большинство из которых «серые» китайские и каждый второй — электрический. Удовольствие на них посмотреть стоит 35 рублей, а стоит ли оно того — это вопрос.
Бренды

Из официалов — BMW. Достойный стенд с достойными автомобилями. Плавно проходим мимо — с ними лучше знакомиться в автоцентре на МКАД около Северного кладбища — там, если что, и прокатиться дают иногда.
Электрокары и гибриды

Электротяга — это тренд. Из известных марок отметим Nissan. Он показал свой новый электрический седан N7, который представлен в трёх комплектациях — от базовой Air за 68 900 рублей до «нафаршированной» Max за 77 900 рублей. При этом Nissan официально объявил: гибридов больше в Беларусь не будут завозить, ставя крест на их эре и делая ставку исключительно на чистую электротехнику. Сомнительное решение.
Белорусские авто и бюджетные электрокары

На выставке дебютировал электрокар Geely EX2 белорусской сборки — Geely Geome Xingyuan в китайском исполнении. Он обещает стать бюджетным вариантом для тех, кто хочет замахнуться на экологичные технологии без ущерба для кошелька. На фоне Tesla и прочих «люксовых» брендов эта новинка смотрится как глоток свежего воздуха для непритязательных граждан. В остальном GEELY, BELGEE, и очередные попытки завода ЮНИСОН что-нибудь скрутить из раскрученных в Китае автомобилей тамошних марок.
Китайский рывок и параллельный импорт

И если Dongfeng стараниям белорусских импортеров уже почти наш благодаря «отвертке», то остальные китайские бренды, по прежнему выглядят большой серой массой похожих друг на друга автомобилей. Их можно увидеть на площадках многих автохаусов, без официальной поддержки, но с привлекательным сочетанием цены и комплектации.
Общее настроение и итог

«Моторшоу-2025» похоже на «Моторшоу — 2024». Тихо, спокойно, пустовато и местами уныло. Ярким пятном на фоне общей массы выделялся Xiaoma — не путайте с Xiaomi. FAW Bestune Xiaoma — потешный электрический кейкар по цене нормального десятилетнего автомобиля. Удачи тебе малыш!
Авторынок
Что происходит с утильсбором?
Когда и как повысится налог в России и как это скажется на белорусском рынке авто
С 1 ноября 2025 года в России снова повышается утильсбор — обязательный платеж при регистрации новых автомобилей. Этот налог, призван поддержать отечественного автопроизводителя и компенсировать инфляционные издержки. Основная цель — сделать импортные автомобили дороже. Для легковых автомобилей с мощностью 160 л.с. и ниже ставка почти не меняется. Но для более мощных автомобилей утильсбор вырастет многократно — до 25 тысяч долларов и выше. Это значит, что покупки больших и престижных авто ощутимо подорожают.
Последствия повышения утильсбора
-
Новые мощные автомобили станут значительно дороже.
-
Спрос сместится в сторону подержанных машин и отечественного автопрома.
-
Появится рост параллельного импорта, поскольку официальные каналы становятся слишком дорогими.
-
Беларусь, близкий торговый партнер, также в итоге повышает утильсбор, что приводит к удорожанию авто и на местном рынке.
Таблица подорожания на популярные модели в 2025 году (в долларах США)
| Марка и модель | Мощность (л.с.) | Утиль ($) | Новый утиль($) | Рост ($) |
|---|---|---|---|---|
| Lada Vesta | 106 | 41 | 41 | 0 |
| Hyundai Creta | 121 | 41 | 41 | 0 |
| Toyota Camry | 200 | 41 | 13,683 | +13,641 |
| Volkswagen Tiguan | 220 | 41 | 11,409 | +11,368 |
| Kia Rio | 100 | 41 | 41 | 0 |
| Geely Monjaro | 238 | 41 | 13,683 | +13,641 |
| BMW X5 | 265 | 41 | 25,787 | +25,746 |
| Mercedes GLC | 220 | 41 | 11,409 | +11,368 |
| Nissan Qashqai | 140 | 41 | 41 | 0 |
| Audi A6 | 250 | 41 | 25,787 | +25,746 |
Курс рубля к доллару взят как 83,5 ₽ за $1 (сентябрь 2025)
Итог
Новое повышение утильсбора — это ещё один повод задуматься, стоит ли сейчас покупать новый автомобиль с мощным мотором. Для большинства популярных бюджетных моделей изменений практически нет, а вот для премиальных и мощных машин подорожание может доходить до 25 тысяч долларов.
Для Беларуси, тесно связанной с российской автомобильной экономикой, это также вызовет в итоге рост цен и сдвиги в структуре рынка. Автолюбителям придётся выбирать между удорожанием новых авто или поиском альтернативных решений — вторичный рынок, отечественные машины и параллельный импорт.
Топ-5 самых популярных кроссоверов:





Тенденции рынка:
-
Доминирование NEV:
Китайский рынок все больше склоняется к новым энергетическим транспортным средствам, включая полностью электрические и гибридные автомобили.
-
Рост доли местных производителей:
Китайские бренды, такие как BYD, Geely и Changan, уверенно занимают лидирующие позиции, вытесняя многих зарубежных конкурентов.
-
Упор на технологии и комфорт:
Производители активно инвестируют в разработку новых технологий, включая автопилот, интеллектуальные системы и улучшенный дизайн, чтобы соответствовать ожиданиям современных потребителей.
В заключение: первая половина 2025 года показала, что китайский рынок кроссоверов стремительно развивается, а локальные бренды успешно конкурируют на мировом уровне, предлагая потребителям инновационные и востребованные модели.
-
Концепты и премьеры1 неделя назад
Моторшоу-2025 в Минске
-
Новости2 недели назад
«Зеленый» концептуальный хэтчбек планируют отправить в серию
-
Электрокары2 недели назад
Полный привод сменившей генерацию модели не достался
-
Новости1 неделя назад
Пока заявлен только один электромотор
-
Новости1 неделя назад
Самая мощная версия разгоняется до первой «сотни» за 5,4 секунды
-
Электрокары1 неделя назад
Скоростной максимум увеличен до 280 км/ч
-
Электрокары1 неделя назад
Бюджетный вариант для латиноамериканских стран
-
Электрокары4 дня назад
Полный привод доступен в качестве опции




