Новости
ПОЧЕМУ финны так хороши за рулем?
Чем объяснить сей феномен, непонятно. AUTO BILD Беларусь попытался найти секреты успеха в одной из финских автошкол
РЕПОРТАЖ: АВТОШКОЛА В ФИНЛЯНДИИ

финской автошколы.
Инструкторы сопровождают курсантов в автомобиле лишь на
первых занятиях.
Далее курсанты получают задание и водят самостоятельно
Can’t win – hire a fin. «Не можешь выиграть – найми финна» – гласит старая спортивная поговорка. Финляндия, население которой составляет всего 5 млн человек, является кузницей первоклассных кадров для автоспорта. Чем объяснить сей феномен, непонятно. AUTO BILD Беларусь попытался найти секреты успеха в одной из финских автошкол. Я беседую с преподавателем теории и практики вождения Арто Грёнроссом.
|
Такому в Беларуси не учат: экстренный объезд препятствия на скользкой поверхности. Асфальт орошается специальной поливочной системой, а не дождем по воле небесной канцелярии. Обратите внимание на светлую полосу рядом с асфальтом: это пластиковое покрытие. Скользкое, как лед |
В каком возрасте в Финляндии можно начинать обучение в автошколе?
Самый молодой возраст, в котором люди записываются на курсы вождения, это неполные 18 лет. То есть с таким расчетом, что к моменту, когда они пройдут курс обучения, им исполнится 18 лет. Мы рекомендуем записываться на курсы за 3 месяца до 18-летия.
Какие требования к поступающим на обучение?
Медицинская справка, €60 за полис (справку) об окончании, две фотографии.
Сколько стоит обучение?
€1250 для категории B, €2250 для грузовой категории.
Как проходит процесс обучения?
На изучение теории отведено 20 часов плюс 1 час на изучение теории вождения для кандидатов на легковую (B) категорию. Практических занятий – 15 часов.
Получить права грузовой категории С можно только в два этапа. Сначала необходимо пройти полный курс обучения управлению легковым автомобилем и получить права категории B. Только после этого можно поступить на курсы для будущих водителей грузовиков и при их успешном окончании получить соответствующее водительское удостоверение. В обучение управлению грузовым автомобилем входят по 12 теоретических и практических занятий. Наши курсанты сами планируют обучающий процесс и график посещения занятий. В группах до 20 человек. По желанию можно учиться и сдавать экзамен на машине с АКПП, но тогда в правах будет соответствующая отметка.
Какие знания получают курсанты?
Во время занятий в классах мы изучаем именно вопросы управления автомобилем. Вместе с преподавателем курсанты узнают, обсуждают и понимают особенности трогания с места, паркования автомобиля, трогания в гору, движению задним ходом. Изучают правила дорожного движения и учатся самоконтролю в отношении алкоголя и наркотических средств. Важную роль в обучении теории отведено просмотру обучающих фильмов.
|
Двухэтапное упражнение. Сначала курсанту необходимо остановиться перед препятствием со скорости 45 км/ч. |
В чем заключаются практические занятия по управлению автомобилем?
Итак, всего законом предусмотрено 15 часов практического вождения. Каждый практический урок длится минимум 50 минут. На тренировочной площадке курсанты проводят 8 часов (за весь курс). Здесь они учатся не только трогаться с места, парковаться и маневрировать. На практических занятиях курсанты в обязательно порядке получают навыки вождения на всех типах поверхностей: асфальт, гравий, разнообразные скользкие покрытия дорог. Курсанты также практикуются в экстренном торможении, управлении автомобилем во время торможения, скольжения. Цель этих занятий не в том, чтобы сделать из них мастеров автоспорта, а в том, чтобы они поняли, каким образом в различных ситуациях скорость влияет на поведение автомобиля и безопасность. Во время занятий на полигоне курсанты управляют автомобилем на нормальной безопасной скорости и выполняют определенное упражнение (например, экстренное торможение, коррекция заноса или сноса, управление автомобилем во время торможения, объезд внезапного препятствия). Такие упражнения, как экстренное торможение или объезд препятствия (на скользкой дороге) выполняются сначала на скорости, например 45 км/ч, которой достаточно для правильного выполнения этого задания. Затем это же задание повторяют на более высокой (всего на 5 км/ч) скорости: в результате машина сбивает тренировочное препятствие. Этого комплекса упражнений достаточно для того, чтобы показать курсантам, что поведение автомобиля и безопасность на дороге изменяются в худшую сторону при, казалось бы, незначительном увеличении скорости движения.
А вообще, практические занятия в автошколах Финляндии делятся на две части – летнюю и зимнюю. Каждую из них необходимо пройти и только после этого человек получает полноценное водительское удостоверение. Однако можно пройти только один курс (допустим, зимний), сдать экзамен по теории и по практике управления и получить временные права с отметкой о том, что не сдана вторая (соответственно, летняя) часть теоретических и практических экзаменов. Эти права действительны в течение шести месяцев. С ними можно отъездить всю зиму, но потом необходимо сдать другой (летний) экзамен. Однако в межсезонье можно сдать обе части практических экзаменов, так как погодные условия позволяют это сделать.
Хочу заметить, что правило о поэтапной сдаче экзаменов и введение отдельных курсов обучения вождению летом и зимой появилось недавно. Такая практика доказала свою состоятельность: зимой количество аварий, виновниками которых были молодые водители, снизилось на 50%.
|
Что делать, если на дуге поворота на льду автомобиль заскользил наружу? Правильный ответ: вообще не допускать этого. Но если скольжение все же произошло, поможет «ручник». На этом фото автомобиль заканчивает вращение на 360° и останавливается, слегка съехав на обочину. Цель упражнения: привить навыки безопасного вождения и не допускать экстремальных ситуаций |
Сколько времени занимает изучение второго сезонного курса?
Упомянутая мной в начале беседы продолжительность обучения делится на две неравные части. Новички проходят более длительное обучение. А тем курсантам, которым предстоит закончить обучение и получить полноценное удостоверение, необходимо пройти 10 теоретических занятий, 1 час вождения на дорогах и 3 часа управления автомобилем в условиях тренировочной площадки.
Расскажите поподробнее о самих автошколах.
Все автошколы частные, автомобили принадлежат школам. Автомобили выбираются из тех, у которых хороший обзор по сторонам, широкие диапазоны регулировки руля и сидений. Поток курсантов в автошколах и количество групп невелико. Поэтому в большинстве школ работает всего 1-2 преподавателя практическому вождению.
В восьми автошколах Финляндии практические занятия выполняются на компьютерном симуляторе. Он имитирует условия ночного вождения. Курсанты получают навыки обращения со светом фар на дороге, например, отрабатывают ситуации, в которых обязательно переключение с дальнего света на ближний. Также компьютерный симулятор создает экстренные ситуации: появление животных на дороге и т.д. Курсант должен правильно отреагировать и затормозить, избежав столкновения. Одно занятие на симуляторе длится около часа. На мой взгляд, это эффективная замена реальных ночных занятий на дороге.
А как проходят финальные экзамены?
Прохождение теоретического экзамена стоит €16, практического – €33.
Экзамены сдают в специальных организациях, которые также проводят техосмотр автомобилей. Все экзаменаторы – из числа преподавателей автошкол.
Сначала сдают теорию на компьютере: 10 вопросов, 30 секунд на 1 ответ. Допускаются 3 ошибки. Потом на бумажном носителе курсанты решают 50 вопросов-ситуаций с вопросами о правилах приоритета, проезде перекрестков и т.д. Разрешено сделать 8 ошибок. Если эта часть экзамена успешно пройдена, курсанты садятся за руль.
Вождение проходит только в городе: курсанту предоставляют машину, той модели, на которой он учился в школе или похожий автомобиль. Во время экзамена экзаменуемого чаще всего просто просят проехать до его дома либо экзаменатор называет точку в городе, куда должен он доехать. Маршрут в голове прокладывает сам курсант. Доехав до указанной экзаменатором точки в городе, он должен вернуться назад, но уже по другому маршруту. Экзаменов на площадке нет вообще, также не проверяют навыки экстренного управления автомобилем.
|
Под колесами автомобиля – металлическая поверхность, политая водой. На этом участке курсанты учатся управлять машиной во время торможения. Если колесами одной стороны заехать на асфальт и затормозить – получается торможение на миксте. «Площадка» не сдается на экзамене. Цель этих упражнений: развить навыки управления автомобилем в сложных условиях и не доводить ситуацию на дороге до критического порога |
Что делать финскому курсанту, если он провалил экзамен?
Его отправляют на пересдачу. Количество попыток повторного прохождения экзамена не ограничено. В целом же, практика показывает, что сдают экзамены с первого раза 80% курсантов. Мне известен рекорд Финляндии: 10 лет назад одна домохозяйка сдала на права только с 9-й попытки.
Если экзаменатор считает, что курсанту не хватает знаний в определенных вопросах правил или управления автомобилем, он может выдать ему направление на дополнительное обучение в автошколе. Количество дополнительных часов в таком направлении не может превышать 10. Дополнительно занятие в автошколе обойдется в €60.
Итак, права получены – вчерашний курсант становится полноценным водителем, верно?
Да, все верно. Никаких ограничений, например, по максимальной скорости движения для водителей-новичков, не предусмотрено. Хотя еще несколько лет назад они были. Но преподаватели считают, что это неправильно и необходимо ограничить скорость движения по дорогам для молодых водителей.
Предъявляется ли особые требования к преподавателям автошкол?
Стать преподавателем сложно. Во-первых, тяжело попасть на курсы преподавателей. Сначала изучают резюме: были ли аварии, наказания за вождение в нетрезвом виде. Потом необходимо сдать вступительные экзамены на право обучения – как в институт. Обучение преподавателей автошкол длится 1,5 года. Потом обязательная стажировка в автошколах. И только после всего этого учителя сдают экзамены на знание теории ПДД и практическое вождение. Уровень подготовки преподавателей очень высок. В Финляндии существует инструкция, определяющая права и обязанности преподавателей в отношении обучения курсантов.
|
Главный редактор AUTO BILD Беларусь и (справа) Арто Грёнросс – преподаватель одной из автошкол в Финляндии |
Существует ли возможность самостоятельно обучаться вождению?
Родители или ближайшие родственники могут официально обучать вождению своих детей. Но сперва для этого нужно пройти обучение, сдать экзамены (которые строже, чем стандартные после окончания автошколы) и получить сертификат дающий право обучать вождению своего ребенка. Далее необходимо оборудовать машину, на которой будет проводиться обучение, вторым комплектом педалей справа, пройти техосмотр и обозначить такой автомобиль специальным знаком.
Также во время домашнего обучения можно изучать теорию и сдать ее на экзаменах. В большинстве случаев такие курсанты все же получают теоретические знания в автошколах, за плату.
Евгений Дударев
В этом году «Моторшоу» в Минске собрало на поле для футбола сотни полторы автомобилей большинство из которых «серые» китайские и каждый второй — электрический. Удовольствие на них посмотреть стоит 35 рублей, а стоит ли оно того — это вопрос.
Бренды

Из официалов — BMW. Достойный стенд с достойными автомобилями. Плавно проходим мимо — с ними лучше знакомиться в автоцентре на МКАД около Северного кладбища — там, если что, и прокатиться дают иногда.
Электрокары и гибриды

Электротяга — это тренд. Из известных марок отметим Nissan. Он показал свой новый электрический седан N7, который представлен в трёх комплектациях — от базовой Air за 68 900 рублей до «нафаршированной» Max за 77 900 рублей. При этом Nissan официально объявил: гибридов больше в Беларусь не будут завозить, ставя крест на их эре и делая ставку исключительно на чистую электротехнику. Сомнительное решение.
Белорусские авто и бюджетные электрокары

На выставке дебютировал электрокар Geely EX2 белорусской сборки — Geely Geome Xingyuan в китайском исполнении. Он обещает стать бюджетным вариантом для тех, кто хочет замахнуться на экологичные технологии без ущерба для кошелька. На фоне Tesla и прочих «люксовых» брендов эта новинка смотрится как глоток свежего воздуха для непритязательных граждан. В остальном GEELY, BELGEE, и очередные попытки завода ЮНИСОН что-нибудь скрутить из раскрученных в Китае автомобилей тамошних марок.
Китайский рывок и параллельный импорт

И если Dongfeng стараниям белорусских импортеров уже почти наш благодаря «отвертке», то остальные китайские бренды, по прежнему выглядят большой серой массой похожих друг на друга автомобилей. Их можно увидеть на площадках многих автохаусов, без официальной поддержки, но с привлекательным сочетанием цены и комплектации.
Общее настроение и итог

«Моторшоу-2025» похоже на «Моторшоу — 2024». Тихо, спокойно, пустовато и местами уныло. Ярким пятном на фоне общей массы выделялся Xiaoma — не путайте с Xiaomi. FAW Bestune Xiaoma — потешный электрический кейкар по цене нормального десятилетнего автомобиля. Удачи тебе малыш!
Новости
Самая мощная версия разгоняется до первой «сотни» за 5,4 секунды
Гибридный шестиместный кроссовер Chery Fulwin T11 обзавелся ценником в Поднебесной.
Начальные исполнения модели Chery Fulwin T11 оснащены гибридной силовой установкой, в состав которой входит электрический агрегат (265 л.с.), турбированный двигатель 1.5 (156 л.с.), а также батарея на 33,68 кВт•ч. Привод у таких версий задний. Кроме этого, доступны модификации с полным приводом, которые отличаются наличием еще одного дополнительного электромотора (204 л.с.), а их общая мощность составляет 469 л.с. Емкость аккумулятора в данном случае равна 39,92 кВт•ч. Самые дорогие версии способны разогнаться до первой «сотни» за 5,4 секунды. Общий запас хода у всех вариантам одинаковый (1400 км).

В салоне предусмотрена 10,25-дюймовая «приборка», большой 30-дюймовый экран, мощная аудиосистема, трехзонный климат-контроль и беспроводное зарядное устройство. «В базе» новинка имеет 11 подушек безопасности. Также паркетнику достался автопилот Falcon 500 и пара люков в крыше. В самых дорогих версиях есть отдельный дисплей для пассажиров задних рядов, подогрев рулевого колеса и адаптивные амортизаторы.

Размер колесных дисков такой машины может быть 20 или 21 дюйм. Габариты модели следующие: 5205х1998х1800 мм. Расстояние между осями равно 3120 мм.

Сейчас известна только предварительная стоимость гибридного кроссовера Chery Fulwin T11 на домашнем рынке: цены здесь стартуют с отметки около $27,8 тыс. в пересчете с местной валюты.
Фото: Chery
Новости
Пока заявлен только один электромотор
Марка Volkswagen готовит к премьере новый лифтбек ID.Unyx 07, который в ближайшем будущем должен появиться на рынке Поднебесной.
Некоторая информация о грядущей модели Volkswagen ID.Unyx 07 уже появилась в базе Минпрома КНР. «Зеленая» новинка получит один электрический двигатель, развивающий 231 л.с, а также задний привод. Емкость литий-железо-фосфатных батарей и другие технические подробности пока не раскрываются. Не исключено, что через некоторое время увидит свет и полноприводный вариант подобного электромобиля.

Габариты нового лифтбека составляют 4853х1852х1566 мм, расстояние между осями — 2826 мм. Заявлены также колесные диски диаметром 19 или 20 дюймов.

Точные сроки официального дебюта электрокара Volkswagen ID.Unyx 07 еще не известны. Ожидается, что на китайский рынок такой лифтбек без ДВС выйдет в 2026 году.
Фото: Минпром КНР
-
Концепты и премьеры1 неделя назад
Моторшоу-2025 в Минске
-
Электрокары2 недели назад
Полный привод сменившей генерацию модели не достался
-
Новости2 недели назад
Пока заявлен только один электромотор
-
Новости2 недели назад
Самая мощная версия разгоняется до первой «сотни» за 5,4 секунды
-
Электрокары2 недели назад
Скоростной максимум увеличен до 280 км/ч
-
Электрокары1 неделя назад
Бюджетный вариант для латиноамериканских стран
-
Электрокары6 дней назад
Полный привод доступен в качестве опции
-
Концепты и премьеры1 неделя назад
Автопилотом роскошной двухдверки управляет искусственный интеллект




