Новости
Сила сжатия. Дорогая, я уменьшил рынок
Он сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь переживала бум продаж новых автомобилей.
Продажи новых автомобилей в 2009 году
Сила сжатия. Дорогая, я уменьшил рынок

сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года
прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался
хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь
переживала бум продаж новых автомобилей. 
Но
дилеры в печали. Падение рынка еще только набирает обороты. Самое
страшное – впереди. «Auto Bild Беларусь» предлагает вам наиболее полную
статистику продаж в Беларуси новых легковых и легких коммерческих
автомобилей по итогам 2009 года и лично убедиться в тенденциях. 
Большинство
данных, за исключением таблицы по продажам в январе-2010, учитывают не
продажи официальных дилеров по факту отпуска машин клиентам, а
регистрации в Госавтоинспекции – надо понимать, что часть машин
(особенно зарегистрированных в начале года), были куплены еще в 2008-м.
Впрочем, этот процесс цикличный: часть машин, проданных в 2007-м,
встала на учет ГАИ уже в 2008-м, а некоторые из тех, что были проданы в
декабре прошлого года, попадут в статистику ГАИ уже за 2010 год. Зато
мы имеем возможность отследить не только поставки через официальных
импортеров и дилеров, но и неофициальный импорт: через альтернативных
поставщиков («серых» дилеров), а также машины, ввезенные в частном
порядке гражданами и юрлицами. 
Итак, начнем с хорошего.
Продано
В 2009
году на учет в ГАИ Беларуси встало 19.474 новых автомобиля. Из них
17.336 – импортные. А 2138 – так называемых «отечественных» (т.е.
российских и украинских) марок. Легковых автомобилей – ровно 16.300
штук. Легких коммерческих моделей (каблуки, фургоны, небольшие
грузовики и микроавтобусы полной массой до 3,5 тонн) – 3174 машины. 
По
сравнению с предыдущим, 2008-м годом, объем всего рынка уменьшился
примерно на 36%. Примерно – потому что, к сожалению, мы не можем с
точностью до десятков штук назвать количество автомобилей российскихбрендов, поставленных в Беларусь.  

по сегменту импортных машин цифра известна точно: рынок сжался на
31,5%. Обратите внимание, что по нашим оценкам, сегмент российских
машин сжался вдвое сильнее: более чем на 60%. 
Почему?
Рынок
сжался не потому, что «просто кризис» и белорусы стали беднее.
Возможно, снижение продаж не было бы таким сильным, если бы в январе
2009 года Нацбанк не провел столь резкую девальвацию рубля, если бы
банки прочнее стояли на ногах и не сворачивали кредитные программы,
если бы государство не вводило гласные и негласные ограничения на
покупку валюты, если бы Нацбанк не запретил в августе кредитование в
валюте вообще. 
Зато
кризис снизил цены. На складах многих дилеров скопились нераспроданные
в 2008 году автомобили, и это спровоцировало лавину распродаж и
невиданных скидок – до трети цены и даже выше! Автомобили зачастую
продавались в «ноль», а кое-где и в убыток, поскольку продавцы
(особенно связанные с российским и украинским рынком) испытывали те же
проблемы, что и покупатели – пора возвращать кредиты банкам. К счастью,
многие распродажи шли с подачи и за счет автопроизводителей, которые
открыли для этого европейские склады. Поэтому, несмотря на работу
практически в убыток, волны банкротств дилерских фирм, которую
прогнозировали некоторые эксперты, мы не увидели. 
Он сжался на треть. Кажется, нестрашно: в начале кризисного 2009 года прогнозы были еще хуже. Ждали-то сокращения продаж вдвое. Год оказался хуже «жирного» 2008-го, но лучше 2007-го и 2006-го, когда Беларусь переживала бум продаж новых автомобилей.
Но дилеры в печали. Падение рынка еще только набирает обороты. Самое страшное – впереди. «Auto Bild Беларусь» предлагает вам наиболее полную статистику продаж в Беларуси новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2009 года и лично убедиться в тенденциях.

Итак, начнем с хорошего.
Продано
В 2009 году на учет в ГАИ Беларуси встало 19.474 новых автомобиля. Из них 17.336 – импортные. А 2138 – так называемых «отечественных» (т.е. российских и украинских) марок. Легковых автомобилей – ровно 16.300 штук. Легких коммерческих моделей (каблуки, фургоны, небольшие грузовики и микроавтобусы полной массой до 3,5 тонн) – 3174 машины.
По сравнению с предыдущим, 2008-м годом, объем всего рынка уменьшился примерно на 36%. Примерно – потому что, к сожалению, мы не можем с точностью до десятков штук назвать количество автомобилей российских брендов, поставленных в Беларусь.
Зато по сегменту импортных машин цифра известна точно: рынок сжался на 31,5%. Обратите внимание, что по нашим оценкам, сегмент российских машин сжался вдвое сильнее: более чем на 60%.
Почему?
Рынок сжался не потому, что «просто кризис» и белорусы стали беднее. Возможно, снижение продаж не было бы таким сильным, если бы в январе 2009 года Нацбанк не провел столь резкую девальвацию рубля, если бы банки прочнее стояли на ногах и не сворачивали кредитные программы, если бы государство не вводило гласные и негласные ограничения на покупку валюты, если бы Нацбанк не запретил в августе кредитование в валюте вообще.
Зато кризис снизил цены. На складах многих дилеров скопились нераспроданные в 2008 году автомобили, и это спровоцировало лавину распродаж и невиданных скидок – до трети цены и даже выше! Автомобили зачастую продавались в «ноль», а кое-где и в убыток, поскольку продавцы (особенно связанные с российским и украинским рынком) испытывали те же проблемы, что и покупатели – пора возвращать кредиты банкам. К счастью, многие распродажи шли с подачи и за счет автопроизводителей, которые открыли для этого европейские склады. Поэтому, несмотря на работу практически в убыток, волны банкротств дилерских фирм, которую прогнозировали некоторые эксперты, мы не увидели.
Кто проиграл
Ошиблись те, кто предсказывал: в кризис белорусы начнут экономить, покупая вместо дорогих автомобилей более дешевые. Сильнее всех пострадали как раз недорогие, бюджетные бренды. За исключением Chery и Samand, у большинства «бюджетников» повода для радости нет.
Сильнейшее падение – у Lada (наполовину, а в целом по российским брендам – минус 60%), Dacia, Daewoo, Great Wall, Kia, Suzuki. Фактически на рынке больше нет китайских марок Geely, Hafei, JAC. Закончилось, едва начавшись в 2008-м, присутствие Daihatsu. Неудачный выдался год и для брендов среднего ценового диапазона: Fiat, Mazda, Opel, Subaru. Не получилось возрождение у дилера американской «тройки» Chrysler-Dodge-Jeep.
Несмотря на обширные распродажи, заметно «просел» традиционный лидер Volkswagen, хотя главный конкурент, Toyota, благодаря таким же распродажам выстоял и даже нарастил долю рынка. За счет коммерческой линейки Volkswagen все еще лидирует в топ-списке, но разрыв с Toyota уже далеко не трехкратный, как в позапрошлом году. Вслед за Toyota к лидерам подбираются Peugeot, Mitsubishi, Hyundai – все три марки увеличили долю и показали результаты лучше, чем в среднем по рынку.
Кто выиграл
Зато в премиум-сегменте клиентов было хоть отбавляй. Успешная акция по S40 позволила Volvo удвоить продажи и «выстрелить» в Топ-20 марок. Завидный рост – у Audi и Porsche, уверенно стоит на ногах Mercedes-Benz, с новой дилерской сетью закрепился в Беларуси BMW. Портят благостную картину в «премиуме» Alfa Romeo, Cadillac и Land Rover, но эти нишевые марки никогда не делали погоды на рынке. Много потерял Lexus, но почти все прежние успехи – результат работы «серых» дилеров. «Тойота Центр Минск» так и не решилась начать официальные поставки Lexus в Беларусь.
Сюрприз года – Samand, никогда еще так высоко не поднимавшийся в рейтинге. Похоже, завод наконец-то смог наладить регулярные поставки машинокомплектов, а удачные ценовые предложения в мае и продажи машин госструктурам помогли закрепить успех.
| 
 
 |  | 
 | 
 
 | 
И «бэушки»
В 2008 году в Беларусь было импортировано чуть больше 200 тысяч автомобилей на 1,5 миллиарда долларов США – включая и новые машины, и подержанные.
В 2009-м, согласно данным таможенной статистики, которые распространило агентство «ПРАЙМ-ТАСС», автомобилей ввезено на 18,4% меньше – всего 163.500 штук на общую сумму в $1,016 млрд.
Физические лица ввезли в прошлом году 76,2 тысячи машин (минус 28,1% по сравнению с 2008 г.), юрлица импортировали оставшиеся 87,3 тысячи автомобилей (минус 7,5%). Нетрудно заметить, что импорт «бэушек» гражданами Беларуси сокращается примерно теми же темпами, что и рынок новых автомобилей. Впрочем, эта тенденция была характерна до декабря.
Пока Беларусь не уперлась в проблему Таможенного союза.
Проблема-2010
Слухи, причем вполне подтвержденные, о грядущем повышении ввозных пошлин на автомобили появились еще осенью, и рынок зашевелился. Заметный ажиотаж помог дилерам распродать остатки складов и поддержал стремительно падающий график спроса. Возможно, без этого предновогоднего оживления белорусский авторитейл просел бы куда глубже 36%.
Декабрьские продажи новых автомобилей не смогли побить рекорд октября 2008 года, но зато всю напряженность ощутили таможенники. За один декабрь в Беларусь было ввезено около 26,1 тысяч автомобилей – две среднемесячные «нормы».
А вот дальше – настоящий кризис. 1 января поднялись таможенные пошлины для юрлиц, и границу пересекли считанные автовозы. В январе в страну въехало лишь 7221 машина – по сравнению с январем-2009 импорт сократился на 32,9%. Практически весь этот объем (97,9%) обеспечили физлица. На счету юрлиц – 154 авто (в 27 раз меньше, чем в январе 2009-го). Показательно, что из-за пределов СНГ было ввезено лишь 4 автомобиля. А из России – 87 штук, это в 2,8 раза больше, чем годом ранее.
Белорусские дилеры продают последние машины, оставшиеся в наличии с прошлого года, растаможенные по старым ставкам. Когда они кончатся – придется ввозить что-то новое. Откуда – большой вопрос. Некоторые модели будет выгодно закупать на сборочных предприятиях РФ. Впрочем, именно некоторые, а не многие – по оценкам экспертов «Атлант-М», собранный в России «беспошлинный» Volkswagen Tiguan будет стоить в Минске столько же, сколько такой же, но ввезенный из Германии и растаможенный по новым ставкам. А если нет разницы, зачем покупать русское?
Впрочем, всем очевидно, что логистика поставок автомобилей перераспределится в сторону России. Не исключено, что некоторые дилеры перейдут под «протекторат» российских импортеров. Возможно, станут дочерними предприятиями. Первые кандидаты в очереди – дилеры японских и некоторых корейских марок.
Глубоко падать?
Что станет с рынком в 2010 году? Наиболее вероятный сценарий – подъем пошлин для физических лиц вровень с пошлинами для юрлиц с 1 июля. В этом случае рынок подержанных машин надолго «замыкается в себе», внутри страны. В 2009 году 60% всех ввозимых машин стоили дешевле $5000 (в 2008 г. – меньше 50%), 25% – от 5 до 10 тысяч долларов (в 2008-м – 30%). Поскольку импорт машин старше 5 лет закрывается вовсе, а «свежих» подержанных в этих ценовых диапазонах почти нет, то эти сегменты ликвидируются до тех пор, пока цены на «бэушки» не вырастут до уровня российских – далее начнется ввоз автомобилей б/у из европейских регионов России. Но до этого нам жить еще как минимум год – на данный момент в Беларуси достаточно машин, чтобы удовлетворить повышенный спрос. А до 1 июля будет ввезено еще больше: нет сомнения, что белорусы используют все возможности найти деньги и купить б/у автомобиль, даже если раньше они не планировали этой покупки в этом году. Впрочем, Беларусь не сможет запасти столько машин, чтобы «завалить» рынок России – начиная с января ввоз подержанных авто физлицами нарастает, но не такими уж высокими темпами, а во II полугодии 2009 года темпы и вовсе снижались. Все-таки свободных денег у населения не так много, а у банков Беларуси интересных кредитных предложений нет.
Рынок новых автомобилей в лучшем случае (при выравнивании пошлин с 1 июля) должен упасть в 2010 году наполовину. Пугающая тенденция января (-70%) должна обернуться более оптимистичными цифрами в феврале (примерно минус 50%), но в целом по итогам года рынок откатится на уровень 2006 года – не более 10 тысяч новых иномарок.
В худшем случае – рухнет еще глубже. По нашей информации, вместе с выравниванием пошлин с 1 июля готовится и отмена льготы по НДС, которой пользуются белорусские дилеры. Налог на добавленную стоимость сейчас уплачивается не со всей стоимости автомобиля, как в России, а лишь с дилерской маржи. Отмена этой льготы приводит к тому, что новые машины будут стоить дороже, чем в Москве! Причина – в объемах реализации и скидках. Российские дилеры, продающие десятки и сотни тысяч автомобилей, получают более низкие закупочные цены, чем дилеры в Беларуси. Кроме того, в России есть настоящие представительства автозаводов, работают специализированные систем кредитования.
Конечно, все эти преференции может получить и белорусский рынок, но при одном условии: он должен стать неотъемлемой частью российского. Худший сценарий означает, что не только некоторые, а абсолютное большинство компаний-импортеров и дилеров в Беларуси станет составной частью российского автобизнеса. Хорошо это или плохо – тема отдельной статьи.
Текст: Владимир Гурьянов
| 
 
 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
 
														В этом году «Моторшоу» в Минске собрало на поле для футбола сотни полторы автомобилей большинство из которых «серые» китайские и каждый второй — электрический. Удовольствие на них посмотреть стоит 35 рублей, а стоит ли оно того — это вопрос.
Бренды

Из официалов — BMW. Достойный стенд с достойными автомобилями. Плавно проходим мимо — с ними лучше знакомиться в автоцентре на МКАД около Северного кладбища — там, если что, и прокатиться дают иногда.
Электрокары и гибриды

Электротяга — это тренд. Из известных марок отметим Nissan. Он показал свой новый электрический седан N7, который представлен в трёх комплектациях — от базовой Air за 68 900 рублей до «нафаршированной» Max за 77 900 рублей. При этом Nissan официально объявил: гибридов больше в Беларусь не будут завозить, ставя крест на их эре и делая ставку исключительно на чистую электротехнику. Сомнительное решение.
Белорусские авто и бюджетные электрокары

На выставке дебютировал электрокар Geely EX2 белорусской сборки — Geely Geome Xingyuan в китайском исполнении. Он обещает стать бюджетным вариантом для тех, кто хочет замахнуться на экологичные технологии без ущерба для кошелька. На фоне Tesla и прочих «люксовых» брендов эта новинка смотрится как глоток свежего воздуха для непритязательных граждан. В остальном GEELY, BELGEE, и очередные попытки завода ЮНИСОН что-нибудь скрутить из раскрученных в Китае автомобилей тамошних марок.
Китайский рывок и параллельный импорт

И если Dongfeng стараниям белорусских импортеров уже почти наш благодаря «отвертке», то остальные китайские бренды, по прежнему выглядят большой серой массой похожих друг на друга автомобилей. Их можно увидеть на площадках многих автохаусов, без официальной поддержки, но с привлекательным сочетанием цены и комплектации.
Общее настроение и итог

«Моторшоу-2025» похоже на «Моторшоу — 2024». Тихо, спокойно, пустовато и местами уныло. Ярким пятном на фоне общей массы выделялся Xiaoma — не путайте с Xiaomi. FAW Bestune Xiaoma — потешный электрический кейкар по цене нормального десятилетнего автомобиля. Удачи тебе малыш!
Новости
Самая мощная версия разгоняется до первой «сотни» за 5,4 секунды
Гибридный шестиместный кроссовер Chery Fulwin T11 обзавелся ценником в Поднебесной.
 
														Начальные исполнения модели Chery Fulwin T11 оснащены гибридной силовой установкой, в состав которой входит электрический агрегат (265 л.с.), турбированный двигатель 1.5 (156 л.с.), а также батарея на 33,68 кВт•ч. Привод у таких версий задний. Кроме этого, доступны модификации с полным приводом, которые отличаются наличием еще одного дополнительного электромотора (204 л.с.), а их общая мощность составляет 469 л.с. Емкость аккумулятора в данном случае равна 39,92 кВт•ч. Самые дорогие версии способны разогнаться до первой «сотни» за 5,4 секунды. Общий запас хода у всех вариантам одинаковый (1400 км).

В салоне предусмотрена 10,25-дюймовая «приборка», большой 30-дюймовый экран, мощная аудиосистема, трехзонный климат-контроль и беспроводное зарядное устройство. «В базе» новинка имеет 11 подушек безопасности. Также паркетнику достался автопилот Falcon 500 и пара люков в крыше. В самых дорогих версиях есть отдельный дисплей для пассажиров задних рядов, подогрев рулевого колеса и адаптивные амортизаторы.

Размер колесных дисков такой машины может быть 20 или 21 дюйм. Габариты модели следующие: 5205х1998х1800 мм. Расстояние между осями равно 3120 мм.

Сейчас известна только предварительная стоимость гибридного кроссовера Chery Fulwin T11 на домашнем рынке: цены здесь стартуют с отметки около $27,8 тыс. в пересчете с местной валюты.
Фото: Chery
Новости
Пока заявлен только один электромотор
Марка Volkswagen готовит к премьере новый лифтбек ID.Unyx 07, который в ближайшем будущем должен появиться на рынке Поднебесной.
 
														Некоторая информация о грядущей модели Volkswagen ID.Unyx 07 уже появилась в базе Минпрома КНР. «Зеленая» новинка получит один электрический двигатель, развивающий 231 л.с, а также задний привод. Емкость литий-железо-фосфатных батарей и другие технические подробности пока не раскрываются. Не исключено, что через некоторое время увидит свет и полноприводный вариант подобного электромобиля.

Габариты нового лифтбека составляют 4853х1852х1566 мм, расстояние между осями — 2826 мм. Заявлены также колесные диски диаметром 19 или 20 дюймов.

Точные сроки официального дебюта электрокара Volkswagen ID.Unyx 07 еще не известны. Ожидается, что на китайский рынок такой лифтбек без ДВС выйдет в 2026 году.
Фото: Минпром КНР
- 
																	Концепты и премьеры1 неделя назадМоторшоу-2025 в Минске 
- 
																	Электрокары2 недели назадПолный привод сменившей генерацию модели не достался 
- 
																	Новости2 недели назадПока заявлен только один электромотор 
- 
																	Новости2 недели назадСамая мощная версия разгоняется до первой «сотни» за 5,4 секунды 
- 
																	Электрокары2 недели назадСкоростной максимум увеличен до 280 км/ч 
- 
																	Электрокары1 неделя назадБюджетный вариант для латиноамериканских стран 
- 
																	Концепты и премьеры1 неделя назадАвтопилотом роскошной двухдверки управляет искусственный интеллект 
- 
																	Электрокары6 дней назадПолный привод доступен в качестве опции 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
														
 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
											 
										 
										 
																			 
										 
																			 
										 
										 
										 
										 
										