Новости
Записки из штурманского кресла
Недавно прошедший у нас «Славянский Кубок» и выездной этап Чемпионата России по ралли (см. «AUTO BILD Беларусь» № 9 (11)) показал, что не все так гладко у нас в стране с такой зрелищной и перспективной дисциплиной, как ралли.

Записки из штурманского кресла
Текст: Татьяна Цырфа
Фото: организаторов, автора и Romasa Namajuska
Изначально наш репортаж о III этапе Чемпионата Литвы по ралли должен был носить характер практически-познавательного рассказа о легендарной трассе в окрестностях города Шауляй, где еще советские раллисты постигали азы управления «Жигулями» и оттачивали свое мастерство. Так как белорусских экипажей на этой гонке не предвиделось, мы должны были просто рассказать о том, как проводят ралли в Литве, и чего же не хватает в этом плане Беларуси.
Недавно прошедший у нас «Славянский Кубок» и выездной этап Чемпионата России по ралли (см. «AUTO BILD Беларусь» № 9 (11)) показал, что не все так гладко у нас в стране с такой зрелищной и перспективной дисциплиной, как ралли. Есть огрехи и в организации, и в судействе, да и с трассами не все в порядке. В то же время, литовские и российские соседи часто и с удовольствием принимают участие в наших гонках. Как же обстоят дела у них? Нам хотелось все увидеть своими глазами.
Планы были грандиозными, и репортаж о гонке в Шауляе все-таки был сделан. Только совсем не с такого ракурса, как было задумано изначально. А всему виной… белорусско-литовская дружба.
Напротив моей фамилии – белорусский флаг. В этой
гонке я была единственной представительницей Беларуси. Обязывает, знаете ли!
Из-за штатива – в кресло!
Когда фотокамера, объективы и штатив уже были уложены в кофр, а блокнот и ручка – в рюкзак, когда список вопросов организаторам и участникам был скрупулезно составлен, а до гонки оставалось меньше недели, у меня зазвонил телефон.
Гонщик, гениальный литовский инженер и механик, спортсмен и просто мой очень хороший друг Дариус Бесявичус предложил… Нет, не так! Он просто поставили меня перед фактом, и всего за несколько дней мне пришлось переквалифицироваться из журналиста в раллийного штурмана, мгновенно переместившись из-за штатива в спортивный ковш. Благо, опыт у меня имелся, и осталось только быстро (очень быстро!) вспомнить все навыки и умения, да обзавестись необходимым комплектом документов.
И вот спустя несколько дней безумной свистопляски, я выхожу из автобуса в Каунасе и понимаю, что все это мне не приснилось. И теперь я не просто пишу репортаж о литовском Чемпионате, я принимаю в нем участие! Да не просто участие, а еду в зачете в классе Open с одним из опытнейших пилотов на одном из быстрейших автомобилей! Если бы в тот момент мне дали немного времени на раздумье, я бы, пожалуй, взяла обратный билет в Минск. Но мой пилот быстро усадил меня в машину, и стал тут же выдавать поток информации о предстоящей гонке. 200 километров до Шауляя пролетели для меня незаметно.
Бумажки, много воды и немного асфальта
На месте времени на отдых не было. Началась административная проверка. Отмечу одно: литовцы в гораздо меньшем пространстве умудряются быстрее и четче разбираться с гораздо большим количеством людей. В маленькой квартирке два секретаря смогли практически без очередей и суматохи проверить и выдать документы более 40 участникам, не считая лиги «В», зачет в которой шел параллельно основной гонке. Белорусам тут есть чему поучиться!
После административного контроля нас ждала прописка первого спецучастка. Он – короткий, всего 4,60 км, зато – асфальтовый и почти в центре города. Составление стенограммы для завтрашнего проезда много времени не заняло, и, получив первое впечатление от предстоящей асфальтовой трассы, мы отправились отдыхать. Предстоял очень насыщенный день.
И начался он дождем. С самого раннего утра, а прописка основной трассы началась в 8:00, небо затянуло тучами, и конца дождю было не видно. Все медленные повороты на трассе превратились в распаханное поле, грунт стал скользким, и буквально каждые сто метров приходилось вписывать в стенограмму поправки на мокрое покрытие. И так все 112 «боевых» километров 12-ти спецучастков. Вырисовывающаяся на кончике моего карандаша картина была пугающей: очень длинная и сложная трасса, усугубленная дождем. Мой пилот задумался, а я от усталости и постоянного средоточия внимания еле стоял на ногах. А сегодня нас еще ждали: технический контроль, официальный старт ралли и проезд первых двух асфальтовых СУ.
Пока мы проходили техконтроль и облачались в спортивную амуницию, механики в сервисной зоне спешно меняли асфальтовые слики на дождевые…
Передохнуть не удалось. В 18:00 все автомобили были поставлены в предстартовый парк на крыше гипермаркета, а в 19:00 был дан официальный старт ралли «Saule-2010». И дан он был под остроумные шутки ведущего и ослепительный блеск вечернего солнца. Буквально на глазах асфальт высыхал и механикам ничего не оставалось, как снова менять дождевые слики на асфальтовые…
Единственное, что я могу сказать, впервые проехав асфальтовый спецучасток, – это очень быстро, и очень страшно! Скорости на асфальте просто не соизмеримы с гравийными. Равно, как и повреждения. В нашем автомобиле после «встречи» с бордюром пострадала подвеска и крыло, но это не помешало нам занять по результатам первого дня 8 место в абсолютном зачете.
Последствия «влета» в бордюр:
погнутый рычаг и помятое крыло. За ночь все ликвидировали!
После финиша я отправилась дорабатывать и пересматривать сегодняшнюю стенограмму, а Дариус и его механики отправились в сервисный парк – ликвидировать последствия проезда первых двух СУ.
В бой!
В промытом голубом небе сияло утреннее солнце. Теплый ветер трепал волосы, развевал флаги и ленты. Ощетинившись карбоновыми спойлерами, хищно прищурив глаза-фары и ощерившись сеткой радиаторных решеток, раллийные болиды ждали старта. Они нервно клокотали мощными двигателями, рявкали прямотоком выхлопа и нетерпеливо перебирали шашками протектора гравий. Сегодня на старт вышли сильнейшие. Борьба в классах ожидалась нешуточная. Действующий чемпион Литвы Витавтас Швядас, находящийся по итогам двух этапов на третьей позиции, жаждал отыграться и занять свое законное первое место в N-группе. В спину ему дышали соперники: Аудриус Гимзаускас, Аудриус Визниаускас и Рамонас Чепкаускас. В классе Open бессменный лидер Рокас Липейкис готовился получать лавры. В классах S и А тоже собралось большое количество соперников и все они метили на высшую строчку итогового протокола.
Рокас Липейкис как всегда
занял первое место в своем классе и второе место в абсолютном зачете.
Витавтас Швядас уверенно едет
на первую ступень пьедестала в своем классе и в абсолютном зачете.
Мы же в междоусобные войны не встревали. Тихонько радовались солнцу и подсохшей трассе. Я открыто волновалась, а мой пилот что-то напевал себе под нос, приговаривая: «Быстро не поедем»…
…В первый раз я пришла в себя после финиша первой секции. Сняла шлем, отстегнула въевшиеся в ключицы ремни, отключила «переговорку» и выдохнула. Все хорошо. Кажется, едем. Иногда – летим, в прямом смысле, взмывая над землей на трамплинах. Серьезных ошибок не было, машина ведет себе отлично, повреждений нет. Можно расслабиться. А после регруппинга, оказалось, что мы едем пятыми в своем классе. Неплохо – отметила для себя, и с ужасом замечаю странный блеск в глазах Дариуса…
…Вторую секцию мы ехали. Ехали на результат, и я это чувствовала! Каждой клеточкой своего намертво впечатанного ремнями в ковш организма, каждой буквой стенограммы, выкрикиваемой пересохшими губами, каждым выдохом и вдохом. Так быстро я еще не ездила. Так спокойно при этом я себя еще не чувствовала.
Последний проезд последнего СУ. Там, через этих 12 километров, заветный финиш. На точке контроля времени нас предупреждают: много вылетов с трассы, только что не вписался в поворот экипаж Рамонаса Чепкаускаса. И да, вы пока третьи в классе. Ладони мгновенно становятся мокрыми, пальцы мелко дрожат, и я только сильнее сжимаю стенограмму. Волнение тому виной – перед самым финишем теряюсь в стенограмме, а когда нахожу нужный поворот – уже слишком поздно. Правый-6! Вылет с трассы, злое шипение пилота в наушнике, заправляем машину в поворот и все-таки финишируем, потеряв драгоценных 20 секунд!
Renault Clio Томаса Савицкаса снова вылетела с
трассы, в том же месте, где и несколько лет назад. К счастью, автомобиль
пострадал серьезнее, чем пилот.
Подиум
Интересная была гонка. И сложная. Сложная для всех. И для новичков и для бывалых спортсменов. Аварии и вылеты откинули многих претендентов на победу в конец турнирной таблицы, но и предсказуемые лидеры получили свои кубки. Первое место в полноприводной группе N досталось Витавтасу Швядасу, он же занял первое место и в абсолюте. В классе Open высшая ступень пьедестала у Рокаса Липейкиса, он же – второй в абсолютном зачете. В классе А победу праздновал Ирмантас Жикаускас , в классе L первым стал Довилас Чиутели, а в S-группе победителем стал Томас Билиус.
Ну, а мы, не смотря на мою ошибку, смогли удержать свою позицию и стали в итоге третьими в своем классе Open и 7-ми в абсолютном зачете.
Подиум в классе Open на этот раз не обошелся без
представителей Беларуси: 3-е место в классе!
Итог
Организация любых соревнований – сложный процесс. И как в любом сложном процессе в нем бывают сбои. Вот только грамотно организованный процесс минимизирует последствие этих сбоев и делает их незаметными для сторонних наблюдателей. В Шауляей, мне как участнику и пристальному наблюдателю, не удалось заметить ошибок и сбоев в работе команды организаторов. Все судьи были на своих местах, времена совпадали, результаты тоже. Ошибок в дорожной книге было ровно столько, сколько не раздражает. Старты были во столько, во сколько они и были оговорены, все проверки проходили быстро и четко. Зрители находились за оградительной лентой даже без наличия полицейского кордона, а фотографы как всегда лезли под колеса за красивыми кадрами. Не могу сказать, что всего этого нет у нас в стране, но все-таки ощущение того, что там это все проходит легче и проще меня не покидало.
Новости
Практичный вариант для таксопарков
Новый бюджетный седан на электротяге BYD e7 предназначен в первую очередь для корпоративных клиентов.

Такой автомобиль оснащен одним электрическим двигателем с отдачей 136 сил, находящимся на передней оси. Емкость литий-железо-фосфатной батареи можно будет выбрать: 48 или 57,6 кВт•ч. В зависимости от аккумулятора отличается и запас хода (450 или 520 км). Масса подобного электрокара достигает 1566 кг, а его скоростной максимум не превышает 150 км/ч.
Фирменных снимков интерьера грядущей модели пока нет. Судя по фотографиям внешнего вида, в салоне будет установлена камера, предназначенная для работы системы автоматического торможения.
Габариты нового автомобиля следующие: 4780х1900х1515 мм. При этом расстояние между осями здесь оказалось достаточно большим (2820 мм). «Зеленая» модель также получила узкие фары, стандартные дверные ручки и 16-дюймовые колесные диски.
Ожидается, что цена седана BYD e7 будет вполне доступной, а его основными покупателями станут таксопарки, службы каршеринга и т.п. Больше подробностей о подобном электромобиле появится после его полноценного дебюта, который состоится в ближайшее время.
Фото: BYD
Новости
Скоро дебютирует новый электрифицированный паркетник
Премьера кроссовера Mazda EZ-60В должна состояться на предстоящем мотор-шоу в Шанхае.

Производитель недавно поделился изображениями внешнего вида такого автомобиля, но технические подробности пока остаются неизвестны. Согласно предварительным неофициальным сведениям, на рынке Поднебесной эту модель предложат в виде электрокара, а также с гибридной силовой установкой, где двигатель внутреннего сгорания будет использоваться в качестве генератора.
Показанный сейчас на фотографиях кроссовер является серийным вариантом ранее представленного шоу-кара Arata. Из характерных особенностей экстерьера грядущей новинки можно отметить выдвижные дверные ручки, двухэтажную головную оптику и камеры, которые заменят традиционные наружные зеркала.
Сборку анонсированной модели наладят в Китае на заводе СП Changan Mazda. Официальный дебют товарной версии кроссовера Mazda EZ-60 должен состояться 23 апреля на Шанхайском мотор-шоу. Вероятнее всего, в ближайшем будущем новый паркетник начнут поставлять и на экспорт, но уже под другим названием (предположительно, Mazda CX-6e).
Фото: Mazda
Новости
Версий стало больше, но техника не изменилась
Появились некоторые сведения о доработанном минивэне Honda Step WGN.

На японском рынке по-прежнему доступны два основных исполнения этой модели — стандартное Air и более дорогое Spada. Под капотом такого автомобиля находится сохранившийся без изменений бензиновый турбированный агрегат 1.5, развивающий 150 сил, и сочетающийся с вариатором. Привод может быть передним или полным. Кроме этого, жителям Страны восходящего солнца предлагаются переднеприводные гибридные версии с атмосферником 2.0 мощностью 145 «лошадей» и двумя электродвигателями, один из которых используется в качестве генератора.
Начальный вариант Air сейчас обзавелся комплектацией EX, в которую входит трехзонный климат-контроль, передние кресла с подогревом и электрический привод двери багажного отделения, оснащенный памятью. Сиденья второго ряда получили подставки для ног, а пассажирские места в салоне — USB-разъемы, позволяющие заряжать смартфоны. Также производитель усовершенствовал комплекс Honda Sensing.
Более дорогая модификация Spada теперь имеет новое специальное исполнение Black Edition. Экстерьер подобной версии отличается черной решеткой радиатора, такого же цвета корпусами зеркал, дверными ручками и 17-дюймовыми колесными дисками. Новый вариант создали на основе богатой комплектации Premium Line.
Оформление заказов на рассекреченные исполнения минивэна Honda Step WGN уже стартовало. Информации о ценах пока нет, а начало «живых» продаж запланировано на следующий месяц.
Фото: Honda
-
Спорткары и Тюнинг1 неделя назад
Lancia оживает в Альбе: возвращение легенды
-
Новости1 неделя назад
Версий стало больше, но техника не изменилась
-
Концепты и премьеры6 дней назад
Водородный кроссовер сменил поколение
-
Новости6 дней назад
Скоро дебютирует новый электрифицированный паркетник
-
Новости5 дней назад
Практичный вариант для таксопарков
-
Концепты и премьеры4 дня назад
Две комплектации и гибридная силовая установка
-
4x43 дня назад
Представлена седьмая генерация
-
4x45 часов назад
Разработчики позаботились о безопасности велосипедистов