Новости
Мастер-класс на заводе VARTA
Маленький городок Цвикау, расположенный в восточной части Германии, у многих жителей СССР ассоциировался с легендарным автомобилем Trabant.
Мастер-класс на заводе VARTA
Вид на фабрику с высоты птичьего полета

Маленький городок Цвикау, расположенный в восточной части Германии, у многих жителей СССР ассоциировался с легендарным автомобилем Trabant. Но также здесь находится крупнейший в мире завод по производству аккумуляторов VARTA Start-Stop Plus по технологии AGM. И выпускает эта уникальная и ультрасовременная фабрика 4,2 млн только AGM-батарей в год, больше любого аккумуляторного завода в мире.
По приглашению московского представительства компании Johnson Controls на завод в Цвикау отправился журналист издания «AUTO BILD Беларусь», чтобы увидеть своими глазами, как создаются аккумуляторы, которые используются в современных автомобилях с системой Start-Stop, и получить ответы специалистов на каверзные вопросы наших читателей по аккумуляторам VARTA и не только.
Добро пожаловать на завод AGM-батарей
Во время экскурсии по заводу из «возможного» контакта с кислотой или свинцом, которые используются для производства батарей (техника безопасности у немцев в почете), необходимо было надеть белый халат, резиновые перчатки и защитные очки.
Корпуса аккумуляторов по роликам конвейера катились исключительно черные. Наверно, для новых автомобилей? Ого, целый поддон аккумуляторов с логотипом Volkswagen. «Да, 70% идет на первичную комплектацию всех ведущих автопроизводителей и только 13% на вторичный рынок. Доверяют VARTA», – подтвердил мою догадку технический эксперт и наш поводырь из Johnson Controls Дмитрий Тищенко.
Проходим дальше, стоят огромные бухты с положительными решетками, изготовленные по запатентованной технологии PowerFrame, но их привезли из Чешской Липы. Однако в Цвикау выпускается с решетками PowerFrame 60% батарей AGM. Решетка – вот что определяет современную батарею! Электролит, активную массу на пластину – это может сделать любой завод, это как рецепт хорошего блюда, ингредиенты доступны всем. А вот вырубка свинцового полотна по запатентованной технологии PowerFrame с оригинальным дизайном сделала возможность распределения и содержания кальция по решетки равномерным. Теперь в кальциевые батареи не надо доливать воду в течение всего срока эксплуатации АКБ, который составляет 3-5 лет.
Паста – это не макароны
Активная масса (диоксид свинца), которая намазывается на длинную ленту, изготовляемых непрерывным литьем или способом просечка и растяжка положительных решеток, зовется пастой. Замешивается она в однотипных, спрятанных под потолком многотонных миксерах с деминерализованной водой, серной кислотой, а главное – с несколькими десятками различных добавок для упрочнения, улучшения электрических характеристик, долговечности. Ингредиенты – фирменный секрет VARTA. Дальше все просто: решетки режутся, сушатся. Решетки со знаком минус намазываются отрицательной активной массой – пористым металлическим свинцом. А дальше…
«Бабушкин сундук»
Собирается аккумулятор как «бабушкин сундук»! Аккуратно, каждая вещь в свое отделение! Положительные пластины – в конверты-сепараторы из стекловолокна, получившиеся сэндвичи – в пакеты пластин, пакеты сжимают с определенным давлением – и аккуратно втискивают в ячейки корпуса аккумулятора.
Из-за того, что положительная решетка с сепараторов сжата с двух сторон отрицательными пластинами и стенкой ячейки, это позволяет ей дольше удерживать без обсыпания активную массу на решетке, поэтому устойчивость к большому количеству циклов «разряд-заряд» у AGM-батарей в три-четыре раза больше, чем у обычных батарей. К тому же такие батареи нечувствительны к колебаниям температуры, долговечны и виброустойчивы.
Абсолютная точность
Фантастика, всю работу делают автоматы – распаивают перемычки между пакетами пластин, нахлобучивают и фиксируют крышку (каждую батарею тут же «надувают», проверяя герметичность избыточным давлением), приваривают наружные клеммы к контактам. По словам эксперта Дмитрия Тищенко, «аккумуляторы VARTA, изготовленные по AGM технологии с использованием связанного электролита, более надежные, чем батареи с жидким электролитом, и обуславливается это особо точной прецизионной сборкой АКБ именно на заводе в Цвикау. По количеству проверок электрических и механических это завод №1, безусловно, никто не хочет потерять, например, такого клиента, как Mercedes-Benz.»
Сделаем небольшой перерыв в экскурсе по заводу. Пришло время задать пару вопросов Дмитрию Тищенко от читателей «Auto Bild Беларусь»
В каких странах есть заводы Johnson Controls по производству аккумуляторов Varta? С каких заводов идут поставки в страны СНГ (многие автолюбители с недоверием относятся к продукции, выпущенной вне Германии, например, в Китае)?
Все типы легковых и грузовых аккумуляторных батарей VARTA, которые поставляются в страны СНГ, могут быть произведены на одном из пяти следующих заводов Johnson Controls: Hannover (Германия), Zwickau (Германия), Ceska Lipa (Чехия), Burgos (Испания), Guardamar (Испания). При этом на основании своего опыта я могу с полностью уверенностью сказать, что качество аккумуляторов VARTA не зависит от завода-производителя. Johnson Controls по всему миру было выпущено более 130 млн аккумуляторных батарей.
Какой срок может пройти с момента производства до момента установки АКБ на транспортное средство без потери свойств батареи? Стоит ли обращать внимание на дату производства батареи при покупке?
Все должны знать, эксплуатация аккумулятора должна начаться с состояния полной заряженности, т.е. с плотности электролита 1,27-1,28г/куб.см и НРЦ = 12,72в и более, но многие подменяют это понятием «свежая», т.е. вчера сошедшая с конвейера. Поэтому покупать надо не дату выпуска, а те показатели, которые указаны выше. Понятие срок годности/свежести к стартерным аккумуляторным батареям применять некорректно. При правильном хранении современные залитые и заряженные на заводе батареи могут храниться без подзаряда до 18-ти месяцев! После этого достаточно подзарядить и можно хранить дальше. Как правило, батареи не хранятся больше года у дилеров и поступают в эксплуатацию у конечного потребителя в течение указанного срока. Батареи с технологией AGM имеют характеристику саморазряда немного лучше, чем батареи с жидким электролитом.
Вдыхание жизни в батарею
Вернемся к процессу создания AGM-батарей. Электролит заливается в батареи в три стадии, мелкими объемами. На первую заливку уходит несколько минут. Электролит абсорбируется микропористым наполнителем из стекловолоконных матов, занимающих пространство между электродами и служащих одновременно сепаратором для ионов. Стекловолокно в AGM-батареях – это особый материал, с большой пористостью с особо направленными волокнами. Герметичность 99% и губка-сепаратор препятствует вытеканию электролита при переворачивании батареи, и такие батареи рекомендуют для автомобилей с аккумуляторами, расположенными под сиденьями в салоне.
Сопротивление AGM-сепаратора гораздо ниже обычного. Поэтому ток в такой батарее гораздо выше и прием заряда тоже лучше, а значит, батарея лучше восстанавливается. Вот мы и узнали, почему такие батареи стали использовать в автомобилях с системой Start-Stop. Да, такая батарея разряжается глубоко, но она и восстанавливается быстрее, чем батарея с жидким электролитом. Следует отметить, что обычные батареи не должны быть использованы в автомобилях с системой Start-Stop, потому что их использование может привести к преждевременному выходу из строя не только аккумулятора, но и автомобильной электроники.
Довели до кипения: процесс формирования батареи
Это самый главный и самый «узкий» процесс в производстве AGM-аккумуляторов. Как бы быстро не собирали на конвейере батареи, они вынуждены сутки стоять и принимать первый заряд.
Эта процедура требует очень жесткого соблюдения режимов, так как батарея при такой интенсивной нагрузке активно кипит, выделяет газы, нагревается и теряет 2 кг веса. Для того чтобы газы не запачкали батареи, используются трубочки с клапанами, которые стравливают давление.
Всех переодели в «докторов». Приятно ходить в белом по сверкающим чистотой цехам завода Johnson Controls
Здесь начинается отливка положительных решеток
Что победит: технологии (вверху) или ручной труд (внизу)?
Если у вас возникли какие-либо затруднения с определением даты выпуска или места производства автомобильного аккумулятора, рекомендуем обратиться к менеджерам компании «Батавтотрейд», кроме этого они подберут вам АКБ вместо заводской, исходя из марки, модели и технических характеристик конкретного авто
Участок зарядки и формования AGM-батарей выглядит как огромная плантация по выращиванию и дозреванию аккумуляторов
Экология рулит
После «купания», зарядки и окончательной проверки аккумуляторы поедут к новым хозяевам
ИТОГ
Все мы хотим дышать свежим воздухом, жить в Германии и ездить на хороших автомобилях без системы Start-Stop. Но в ближайшем будущем система Start-Stop будет иметь важное значение практически во всех транспортных средствах, потому что она уменьшает выбросы СО2 в среднем от 8 до 10%. Сегодня она используется более чем на 3 млн автомобилях, в то время как к 2015 году их число превысит 30 миллионов. И я уверен, аккумуляторы AGM марки VARTA будут играть ключевую роль в их конструкции. Проверено своими глазами для автомобилистов Беларуси: VARTA – стоит своих денег!
Редакция «Auto Bild Беларусь» выражает благодарность московскому представительству Johnson Controls и ООО «Батавтотрейд» за увлекательное путешествие и отличную организацию поездки.
Геннадий Игнатюк
Новости
Трехмоторный кроссовер премиального бренда получил ценник
Оформление заказов на электромобиль Alpine A390 начнется уже совсем скоро.
Полноприводный кроссовер Alpine A390 построен на платформе AmpR Medium и оснащен батареей ёмкостью 89 кВт•ч. В состав силовой установки этой модели французской марки входят три электромотора. Их общая мощность в начальном исполнении GT достигает 400 л.с., а в более дорогом GTS — 470 л.с. Дальность хода без подзарядки в «базе» составляет 555 км (цикл WLTP), в то время как у топ-версии она не превышает 520 км. Модификация GTS способна разгоняться до 100 км/ч за 3,9 секунды.

В салоне имеется 12,3-дюймовая «приборка», 12-дюймовый мультимедийный экран, мощная аудиосистема, регулируемая подсветка, двухзонный климат-контроль и спортивные ковшеобразные кресла. Объём багажного отделения равен 532 л.

Габариты электромобиля составляют 4615х1885х1532 мм, расстояние между осями — 2708 мм. Размер колесных дисков (20 или 21 дюйм) зависит от версии. Клиренс новинки — 152 мм.

Оформление заказов на базовый кроссовер Alpine A390 GT должно стартовать 4 ноября, но продажи более дорогой модификации GTS начнутся не раньше 2026 года. Минимальная стоимость подобного электрокара на французском рынке достигает 67,5 тыс. евро.

Фото: Alpine
Авторынок
В Беларуси на конец 2025 года цены на Лада Веста и Belgee S50 практически сравнялись
А это значит, что…
Лада Веста 1.6 MT (106 л.с.) в комплектации Life’24 — около 45,300–46,400 белорусских рублей (примерно 13 500 долларов США) за седан. Универсал Vesta SW стоит чуть дороже — около 47 400 BYN. В наличии доступны и комплектации Cross, где цена доходит до 52,900 BYN (около 15,500 долларов). Автомобиль оснащается простой, но надежной механикой и базовым набором опций для своего класса.
Belgee S50 — стартует в Беларуси примерно от 52,000 BYN (около 15 500 долларов) за базовую комплектацию Standard Plus с 1,5-литровым двигателем и механикой. Более оснащённые комплектации Comfort и Comfort Plus с автоматом стоят от 53,500 до 60,900 BYN (15,900–18,100 долларов). В топовых версиях машина предлагает расширенные опции комфорта и безопасности, что отражается в цене. Комплектуется современным 1.5-литровым мотором 122 л.с. и 5- или 6-ступенчатой коробкой.
Таким образом, разрыв по стоимости между средними комплектациями этих моделей с учетом того, что Belgee S50 предлагает более современный автомобиль с качественным набором опций и оборудования, а Лада Веста остается старым доступным вариантом в классе бюджетных седанов, практически сошел на нет. А это значит, что парни из Жодино «идут за скальпом Автоваза» в лучших традициях автомобильных войн.
Каковы чьи шансы? Давайте разбираться.
История и имидж
Лада – модель десятилетней давности. Она, как и все российские авто, «родилась идеальной» и потому почти не менялась. В ней нет и никогда не было ничего от Фиата и уже почти ничего нет от Рено. Belgee – почти GEELY, а это значит – почти VOLVO. И почти свежая модель по сравнению с Ладой даже с учетом того, что является клоном Geely Emgrand II.
Внешний вид и комплектации

Веста — хорошо знакомый российский фаворит. Выглядит сбалансировано и узнаваемо, имеет просторный для своего класса салон и вообще неплох по сравнению со своими предшественниками. Belgee S50 — более новый и более стильный. Есть версии с LED-фарами и мультимедийными системами.
Под капотом и коробки
Лада — это, как правило, 1,8-литровый двигатель мощностью около 122 л.с., с вариатором или механикой. Belgee S50 — оснащается 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 122 л.с., 5-ступенчатой механикой или 6-ступенчатым автоматом. В целом, он стоит чуть дороже, но и выглядит дороже и современнее, особенно по оборудованию.
Динамика и управление
Лада Веста с 1.8-литровым мотором (около 122 л.с.) обладает приемлемой динамикой для своего класса. В тест-драйвах отмечается, что разгон до сотни занимает примерно 11 секунд. Вариатор при плавном старте ведет себя адекватно, но присуще легкое гудение и отсутствие ощущения переключения передач. Управляемость Весты традиционно уверенная, подвеска хорошо сглаживает неровности. Механическая коробка передачи иногда подвывает при переключениях.

Belgee S50 унаследовал современный и экономичный 1.5-литровый двигатель с 122 л.с. в связке с 5-ступенчатой МКП или 6-диапазонным автоматом, которые обеспечивают более плавную и тихую езду. Водители отмечают более современную подвеску, лучше настроенную для городской езды и трассы, немного более адекватное поведение на поворотах и менее жесткую работу трансмиссии. S50 оснащен системой стабилизации, которая помогает держать автомобиль на месте даже при активном рулении, что увеличивает безопасность и комфорт.
Комфорт и оснащение
Лада Веста предлагает просторный салон, достаточный багажник, а также современные системы безопасности: ABS, ESP, подушки безопасности, помощь при трогании на подъеме. Отделочные материалы качественные для бюджетного сегмента, но не более того. В последних комплектациях есть система мониторинга слепых зон, хотя ее реализация вызывает смешанные отзывы. Приборка и мультимедийка функциональны, но не более того.
Belgee S50 предлагает более стильный и продвинутый интерьер, мультимедийные опции с экраном выше среднего по классу, качественные материалы отделки и лучшее шумоизоляцию. За счет компактных размеров и хорошо продуманной эргономики салон кажется более уютным, особенно для водителя. Также Belgee оснащается современными светодиодными фарами в более дорогих комплектациях, чем у Весты, и большим набором электронных помощников.
Экономичность и эксплуатация
Весте характерен средний расход топлива около 6.5-7.5 л/100 км, что для 1.8 л мотора и класса вполне приемлемо. Проблем с сервисной поддержкой и запчастями у владельцев практически не возникает, но качество и долговечность отдельных узлов вызывает вопросы, особенно при интенсивной эксплуатации.
Belgee S50 экономичнее за счет меньшего объема двигателя — около 6-7 л/100 км, а также за счет более современного мотора и трансмиссии. Требовательнее к сервисному обслуживанию, срок ожидания запчастей в среднем больше вазовского, но за счет более продвинутой техники предлагает лучшие ощущения во время движения как для водителя, так и для пассажиров.
Итог
Лада Веста — это для тех, кто ищет бюджетный седан на старой платформе с простой, пусь и не очень надежной механикой. Для тех, кому неважен имидж и недочеты в комфорте, динамике и рулежке. Это скорее средство передвижения, которое не претендует на статус, но нормально справляется с ролью рабочего коня для семьи и ежедневных поездок по городу и трассе.
| Параметр | Лада Веста | Рейтинг |
| Статусность/имидж | Россия | 6 |
| Двигатель | 1.8 л, 122 л.с., бензин | 7 |
| Динамика | ≈ 11.0 с | 7 |
| Управляемость/скорость | 185 км/ч | 7 |
| Экономичность | 6.5-7.5 л/100 км | 6 |
| КПП/АКПП | 5МКПП / Вариатор | 7 |
| Длина | 4410 мм | 7 |
| Ширина | 1764 мм | 7 |
| Высота | 1497 мм | 8 |
| Колёсная база | 2635 мм | 7 |
| Клиренс | 178 мм | 8 |
| Масса | 1310-1360 кг | 7 |
| Объем багажника | 480 л | 7 |
| Подвеска/рулежка | стандарт | 6 |
| Оснащение и комфорт | Базовый | 7 |
| Надежность и ремонт | Проще/дешевле | 7 |
| Цена | ~45,000 – 62,000 | 8 |
Belgee S50, напротив, позиционируется как более современный, технологичный и комфортный проект с европейскими чертами и большей фокусировкой на удобство и стиль. Он подкупает более продвинутой эргономикой, современными системами помощи и более динамичным поведением.
| Belgee S50 | Лада Веста | Рейтинг |
| Статусность/имидж | Вольво/Китай/Беларусь | 8 |
| Двигатель | 1.5 л, 122 л.с., бензин | 8 |
| Динамика | 12.6 с | 7 |
| Управляемость/скорость | 175 км/ч | 9 |
| Экономичность | 5.8 л/100 км | 8 |
| КПП/АКПП | 5МКПП / 6АКПП | 9 |
| Длина | 4638 мм | 8 |
| Ширина | 1822 мм | 8 |
| Высота | 1460 мм | 7 |
| Колёсная база | 2650 мм | 8 |
| Клиренс | 122 мм | 7 |
| Масса | 1270-1340 кг | 8 |
| Объем багажника | 500 л | 8 |
| Подвеска/рулежка | стандарт | 8 |
| Оснащение и комфорт | Базовый | 9 |
| Надежность и ремонт | Качественней/дольше | 7 |
| Цена | ~52,000 – 65,000 | 7 |
В итоге 119 баллов у Весты против 134 у Belgee. Мы за прогресс и современные технологии. А в общем выбор между ними — как спор о том, кто лучше: старый добрый русский самовар или стильный современный европейско-китайский кофе-аппарат. Всё зависит от ваших потребностей и приоритетов!
В этом году «Моторшоу» в Минске собрало на поле для футбола сотни полторы автомобилей большинство из которых “серые” китайские и каждый второй — электрический. Удовольствие на них посмотреть стоит 35 рублей, а стоит ли оно того – это вопрос.
Бренды

Из официалов – BMW. Достойный стенд с достойными автомобилями. Плавно проходим мимо – с ними лучше знакомиться в автоцентре на МКАД около Северного кладбища – там, если что, и прокатиться дают иногда.
Электрокары и гибриды

Электротяга – это тренд. Из известных марок отметим Nissan. Он показал свой новый электрический седан N7, который представлен в трёх комплектациях — от базовой Air за 68 900 рублей до “нафаршированной” Max за 77 900 рублей. При этом Nissan официально объявил: гибридов больше в Беларусь не будут завозить, ставя крест на их эре и делая ставку исключительно на чистую электротехнику. Сомнительное решение.
Белорусские авто и бюджетные электрокары

На выставке дебютировал электрокар Geely EX2 белорусской сборки – Geely Geome Xingyuan в китайском исполнении. Он обещает стать бюджетным вариантом для тех, кто хочет замахнуться на экологичные технологии без ущерба для кошелька. На фоне Tesla и прочих “люксовых” брендов эта новинка смотрится как глоток свежего воздуха для непритязательных граждан. В остальном GEELY, BELGEE, и очередные попытки завода ЮНИСОН что-нибудь скрутить из раскрученных в Китае автомобилей тамошних марок.
Китайский рывок и параллельный импорт

И если Dongfeng стараниям белорусских импортеров уже почти наш благодаря “отвертке”, то остальные китайские бренды, по прежнему выглядят большой серой массой похожих друг на друга автомобилей. Их можно увидеть на площадках многих автохаусов, без официальной поддержки, но с привлекательным сочетанием цены и комплектации.
Общее настроение и итог

«Моторшоу-2025» похоже на “Моторшоу – 2024”. Тихо, спокойно, пустовато и местами уныло. Ярким пятном на фоне общей массы выделялся Xiaoma – не путайте с Xiaomi. FAW Bestune Xiaoma – потешный электрический кейкар по цене нормального десятилетнего автомобиля. Удачи тебе малыш!
-
Авторынок2 недели назад
В Беларуси на конец 2025 года цены на Лада Веста и Belgee S50 практически сравнялись
-
Концепты и премьеры1 неделя назад
Первый гибрид китайской марки
-
Новости2 недели назад
Трехмоторный кроссовер премиального бренда получил ценник
-
Авторынок2 недели назад
Автоцентр Peugeot уходит за долги
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Более крупный 14,6-дюймовый планшет и прежний бензиновый двигатель
-
Электрокары1 неделя назад
Проекционный экран, автопарковщик и две батареи на выбор
-
Авторынок6 дней назад
Топ 5 новых бюджетных авто для девушки
-
Концепты и премьеры3 дня назад
«Зеленый» кей-кар: вариант из Поднебесной



