Autosalon.by

Новости

Интересные факты о Michelin

Редактор журнала «AUTO BILD Беларусь» посетил музей Michelin, где в подробностях узнал и рассмотрел интересности о зарождении пневматических шин.

Опубликовано

.

Интересные факты о Michelin

Своими глазами

Интересные факты о Michelin

Редактор журнала «AUTO BILD Беларусь» посетил музей Michelin, где в подробностях узнал и рассмотрел интересности о зарождении пневматических шин и всесторонних талантах шинной компании. 

Музей Michelin расположился на юге центральной части Франции – в Клермон-Ферране, столице региона Овернь и по совместительству городе-побратиме нашего Гомеля. Музей встречает посетителей улыбчивым Бибендумом – исконным символом марки. Также сразу в фойе можно лицезреть трамвай с кабиной от грузовика, который когда-то бесшумно катил по рельсам благодаря резиновым каткам. Над ним на стропах висит биплан, шасси которого обуты, разумеется в покрышки Michelin. А где-то в недрах экспозиции красуется и шина для лунохода… В наши дни всем известна активная жизненная позиция этой компании и тяга к передовым решениям. Но еще более удивительной является история появления этого предприятия.

Колесо, которое придумали ее в Египте, всем было хорошо, но слишком жестко катилось по неровностям. В начале XIX века инженеры пытались оснастить их системой амортизации ухабов: встраивали в спицы пружины и наклеивали на обод полоски резины. В музее есть стенд, на котором посетители могут оценить плавность езды на пневматических шинах и деревянных колесах

Каучуковая жила

Все-таки, каучук – основной компонент резины, во Франции не добывали и не добывают по сей день. Так сказать, для каучуконосной бразильской гевеи климат не тот. А в 1830-м году, когда Аристид Барбье, дед братьев Мишлен, объединил силы с кузеном Эдуардом Добре для создания совместного дела по производству сахара, резина как таковая вообще не была изобретена. Наверное, кузены бы сделали состояние на своем сахарном бизнесе, если бы, как гласит легенда, не разлив реки Алье?, который погубил дом, фабрику и плантации на земле вблизи Клермон-Феррана. Пришлось спасать дела и переключиться на другие сферы производства. Хорошо зная процесс производства сахара, они стали производить оборудование для этой сферы сельского хозяйства, а также насосы. Но при чем тут каучук? Важную инициативу проявила Элизабет, жена Эдуарда Добре, которая прежде была воспитанницей школы-интерната его матери. Она родилась в Англии и являлась племянницей Чарльза Макинтоша, того самого, который в 1823 году изобрел непромокаемую ткань. Элизабет вспомнила, что в детстве ее забавляли упругие каучуковые мячи, которые дарил ей и ее подругам дядя Чарльз. Кузены приняли во внимание данную идею и вскоре, кроме всего прочего, стали производить в Клермон-Ферране и такие игрушки. «Мячи Элизабет» стали едва ли не визитной карточкой и города, и предприятия. С тех пор в центр Франции не прекращаются поставки натурального каучука. Идея, которую Эдуард Добре наверняка выслушал с улыбкой, легла в основу будущей империи Michelin.

Реклама

В 1891 году под руководством Эдуарда Мишлена была разработана велосипедная шина, которую благодаря винтовому креплению можно было разобрать за 15 минут

В архивах компании хранятся письма Аристида Барбье, в которых он восхищался каучуком, перечислял десятки возможных целей его применения, в том числе и с целью «покрытия для колес легких транспортных средств». А когда в 1839 году американец Чарльз Гудьир открыл вулканизацию (а запатентовал свое открытие лишь в 1845 году) ничто не помешало кузенам реализовать все свои идеи по поводу применения резины. К 1860-му году компания Barbier, Daubree & Co. производила станки и паровые двигатели, имела литейные цеха (железа и меди), выпускала широкий ассортимент товаров и деталей из резины. С международных выставок компания привезла шесть бронзовых, 12 серебряных и 10 золотых медалей и несколько Гран-при. К тому времени, их предприятие для Клермон-Феррана стало, как сказали бы у нас, градообразующим. К сожалению, кузены покинули этот свет почти одновременно, и в 1864 году остро стал вопрос о том, кто будет продолжать их дело.

В 1895 году во Франции было уже 350 автомобилей. Один из них впервые в мире получил пневматические шины. Прототип L’?clair («Молния») был одним из трех автомобилей, собранных силами компании Michelin на шасси Peugeot и с мотором Daimler для демонстрации возможностей новых покрышек

По старшинству компания перешла старшему сыну Эдуарда – Эрнесту, хотя ни он, ни младший сын, особо не проявили рвения к семейному бизнесу. В 1852 году дочь Аристида – Адель – по настоянию отца вышла замуж за юриста Жюля Мишлена, который оставил государственный чин в министерстве финансов Франции и перешел в семейную компанию. Некоторое время, пока Эрнест служил стране, он руководил компанией. Но самая главная его заслуга совсем не в этом, а в том, что он вместе с Адель вырастил двух сыновей – Андре Жюля Аристида (1853) и Эдуарда Этьена Мишлена (1859).

Модель «Молния» под управлением братьев Мишлен была единственным автомобилем на пневматических шинах, участвовавшей в гонке Париж-Бордо в 1895 году

Но пока сыновья подрастали, семейный бизнес под руководством Эрнеста Добре начал чахнуть. То было сложное время, самый разгар индустриализации, когда руководство компанией должно было быть твердым и оперативным. В своей деятельности наследник полагался на главного бухгалтера и юриста по образованию Жана-Гильберта Бидо, который помогал ему советом и деньгами в обмен на акции компании. Вскоре Эрнест назначил его руководящим партнером, а в один прекрасный момент случилось так, что компания Barbier, Daubree & Co. сменила вывеску на Jean-Gilbert Bideau & Co. – по инициативе хитрого управляющего.

Первые годы все шины не имели никакой защиты от проколов, а верхний слой (каркас) очень быстро изнашивался. Компания Michelin начала экспериментировать с протекторами, которые могли бы решить эти проблемы

Все эти игры с акциями усилили позицию другой законной владелицы компании – Адель, в руках которой находилась половина компании. Однако за то время, пока предприятием руководил Жан-Гильберт, оно практически зачахло. Количество персонала сократилось с 320-ти до 30-ти сотрудников и долгое время оставалось на этом минимальном уровне.

В дело вступают братья Мишлен

Реклама

В 1886 году спасать фабрику в Клермон-Ферране был отправлен старший из братьев – Андре Мишлен. Из всех руководителей этого предприятия он был самый образованный: получил образование «Эколь Сентраль», одном из лучших технических учебных заведений Франции, а также архитектурную подготовку в Академии Художеств. За три года до этого в городке под Парижем он успел открыть фабрику по производству металлоконструкций, вдохновленный, вероятно, трудами Густава Эйфеля.

В 1899 году бельгийский гонщик и конструктор Камиль Женатци на электромобиле(!) установил мировой рекорд скорости, разогнавшись до 105.882 км/ч. На автомобиле были установлены пневматические шины Michelin

Не удивительно, что Андре Мишлен не был очень рад семейному поручению. Из Клермон-Феррана он не мог руководить своим делом. А в этой глуши его ждала фабрика с кучей просроченных счетов и горсткой сотрудников, которые несколько месяцев не получали зарплату. Тем не менее, Андре приложил максимум усилий. Предприятие возобновило работу и к 1889 году наладило выпуск резиновых тормозных колодок для конных экипажей. Для продвижения этого товара, преимуществом которого было совершенно бесшумное торможение, Андре Мишлен сам написал рекламный текст. В тот день родился фирменный стиль рекламных буклетов товаров компании Michelin, характеризующийся строгим, прямым, императивным стилем и очень логичным изложением качеств продукта. За большие проекты Андре не брался и, как сейчас принято говорить, занялся выпуском нишевых продуктов: ремней, трубок, клапанов и соединений, для которых резина была идеальным материалом. Не прекращался выпуск скачущих «мячей Элизабет».

В 1919 году в состав резиновой смеси начали добавлять сажу. Этот ингредиент улучшил ходимость шин и придал им характерный черный цвет

Будучи очень открытым к новым достижениям, смело смотрящим в будущее, Андре не находил себе места в Клермон-Ферране. Его тянуло в Париж, в сердце которого уже была воздвигнута Эйфелева башня. Он передал руководство семейным бизнесом своему брату Эдуарду.

В своем первозданном виде шины имели цвет натурального каучука

Казалось бы, логичный выбор. Однако нет. Эдуард, подобно своему отцу, не проявлял деловой жилки, несмотря на весь свой потаенный потенциал. Он тоже учился в «Эколь Сентраль», однако бросил технические науки, перейдя в «Школу изобразительных искусств». Он попал на курс под руководством живописца Вильяма Бугро. В своих художественных экзерсисах Эдуард ничем не выделялся. Наставник характеризовал его такими словами: «Он неуклюже писал кистью, но мастерски рисовал карандашом!». Люди отмечали, что будучи студентом, Эдуард ценил академические традиции, имел вкус к простоте и скромной правде.

Также в 1919 году появилась шина с протектором в виде букв М, исключительно в рекламных целях. А свойство протектора улучшать сцепление с поверхностью было обнаружено немного позже

Под шквалом просьб родственников Эдуард принял решение распрощаться с искусством и посвятить жизнь резине. Позже в своих мемуарах старший Андре заметил: «Кто, как вы думаете, из нас двоих видел себя в роли производителя резины? Конечно же художник!»

Реклама
В 1932 году появилась шина Supercomfort, которая благодаря низкому рабочему давлению воздуха обеспечивала высокую плавность хода. Она обладала высокой ходимостью. В 1935 году появилась модель Supercomfort Stop S с зигзагообразными канавками протектора, которые эффективно отводили воду из пятна контакта 

Оценив дела в Клермон-Ферране, Эдуард вернулся в Париж, чтобы попросить у своей тетушки Амели (младшая дочь Аристида Барбье) сумму в 500.000 франков (на сегодняшний день около €1,4 млн). Она попросила дать ей один день на раздумье и в итоге предоставила требуемую сумму денег. На самом деле, тетя Амели сразу была согласна поддержать племянника, но время между его визитами потратила на то, чтобы договориться о том, что ее смогут приютить монастыре. В том случае, если инвестиции пойдут прахом.

Итак, Эдуард Мишлен стал единственным управляющим компании, которая 28 мая 1889 года была переименована в Michelin & Co. Его годовой оклад составлял скромные 7000 франков (около €20 тыс. на сегодняшний день) плюс премии за успехи. Он проживал в комнатушке на территории фабрики, оплату коммунальных услуг брала на себя фирма. Также Эдуард имел право пользоваться дарами расположенного рядом с жилым блоком приусадебного хозяйства, на котором рабочие фабрики выращивали овощи и фрукты.

В трудовом коллективе не было технолога, а единственный начальник смены понимал лишь половину происходящих на фабрике процессов. Производство продолжалось только благодаря тому, что сохранился костяк рабочих, которые хорошо знали свое дело и не переставали выполнять своих обязанностей. Эдуард постигал технологические тонкости, каждое утро наблюдая за их работой и задавая вопросы. Под его руководством компания производила множество различных мелочей: от газовых трубок и шлангов для воды, заканчивая насосами. Выпускались и резиновые мячи, но пока не шины. Пока нет.

А как же шины?

Джон Бойд Данлоп запатентовал пневматическую шину в 1888 году. Ее конструкция была далека от совершенства: шина с наполненной воздухом камерой приклеивалась к ободу либо являлась частью его конструкции. Шина держалась на месте не долго, но пока не отвалилась, обеспечивала велосипедисту достойную плавность хода. Да-да, пневматические покрышки нашли первоначальное широкое применение именно на велосипедах.

Citroёn Type A – первый разработанный в Европе массовый серийный автомобиль. Для него было налажено серийное производство определенной модели шин. Также это первый массовый автомобиль с «запаской»

В Клермон-Ферране проживал один состоятельный и весьма эксцентричный горожанин по имени Гранд Пьер, который являлся обладателем очень редкого в те времена педального транспорта. Ранней весной 1891 года он был вынужден обратиться к Эдуарду Мишлену за помощью: обе новеньких пневматических шины на велосипеде спустили. В наши дни снятие велосипедной покрышки занимает пару минут, а тогда даже у опытного мастера на это уходило три часа. Чтобы добраться до камеры, приходилось «разбинтовыввать» колесо – снимать пропитанную клеем парусину, которая связывала камеру и обод. После ремонта прокола (еще несколько часов кропотливого труда) парусину нужно было вновь намотать на обод и оставить колесо на сутки для засыхания клея. Команда Мишлена помогла с ремонтом покрышек, а благодарный владелец велосипеда дал возможность Эдуарду ударить по педалям и прокатиться на редком транспорте, оборудованным куда более редкими пневматическими шинами (прежде на ободы просто наклеивались полоски толстой резины). Эдуард был поражен плавностью езды по булыжным мостовым, но проблема эксплуатации и ремонта таких шин заставила задуматься об оптимизации конструкции. Тем более, что на следующий день Гранд Пьер снова заявился на фабрику по той же причине: обе покрышки спустили.

Реклама

Компания Michelin производила и производит полный ассортимент инструментов для шиномонтажа

Дорожные указатели появились во Франции благодаря инициативе Андре Мишлена и поддержке его компании

После учебы и до работы в семейной компании Андре Мишлен трудился в департаменте карт министерства внутренних дел. Свою любовь к картографии он сохранил и применил в деле. Первоначально всем желающим предлагалась услуга по прокладыванию маршрута. Человек звонил в Michelin и просто рассказывал, откуда и куда он хочет доехать. Через два-три дня почтальон доставлял ему «штурманскую карту» с изложенным маршрутом. Во времена, когда не было ни карт, ни дорожных указателей услуга пользовалась популярностью

Затем компания Michelin активно занялась изданием дорожных карт и путеводителям по странам всего мира

Будущее – за пневматическими шинами

Эдуард Мишлен сразу смекнул, что за пневматическими шинами будущее, но их первоначальная конструкция не выдерживала никакой критики. Он одолжил у велосипедиста покрышки и вместе со своим инженером начала ломать голову над оптимизацией конструкции. Они справились быстро, придумав крепление каркаса (внешнего слоя) шины к ободу при помощи 34-х болтов и гаек. Снятие покрышки занимало около 15-ти минут, клея не требовалось, был нужен лишь гаечный ключ. Компания Michelin начала производство таких шин уже в мае 1891 года. Для огласки своего изобретения и демонстрации возможностей шин братья Мишлен (Андре плотно включился в работу) решили участвовать в велосипедной гонке Париж-Брест, стартовавшей 6 сентября 1891 года. Безоговорочную победу, добравшись до финиша на восемь часов раньше второго гонщика, в состязании одержал нанятый ими гонщик Чарльз Терронт, который использовал сменные шины Michelin. Забавно, что сами братья Мишлены перемещались на поездах, опережая пелотон гонки, чтобы разбрасывать гвозди на дорогах, по которым пролегал ее маршрут. Шины на велосипеде Терронта были проколоты пять раз, но благодаря быстрому монтажу и запасным камерам, это никак не повлияло на его результат. Другим гонщикам – а их было 209 человек – такие «сюрпризы» стоили огромных потерь времени и сил. На следующий год братья организовали гонку из Парижа в Клермон-Ферран на велосипедах, оборудованных пневматическими шинами собственного производства. Тут уже все участники оценили ремонтопригодность и комфорт таких покрышек. Не удивительно, что совсем скоро штучное производство велосипедных шин расширилось до 4000 экземпляров в год и продолжало расти в геометрической прогрессии.

Тост от Бибендума

В 1898 году появился первый рекламный плакат с изображением Бибендума – человечка, олицетворяющего ожившую стопку (велосипедных) шин. Надпись на плакате на латыни гласила Nunc est Bibendum – «Время пить». Дело в том, что описывая свойства шин, братья Мишлен говорили, что они «проглатывают» или «выпивают» неровности. Изображенный на плакате персонаж поднимал в руке бокал с «коктейлем» из ухабов и выбоин. Тут же была сделана надпись «За ваше здоровье», адресованная тем велосипедистам того времени, которые перестали пользоваться колесами с жесткими накладками из резины и забыли о болях в спине. Персонаж получил имя Бибендум немного позже и совершенно случайно: так его нарек рабочий, не знавший латыни и не понявший смысла слогана.

Инновации на рельсовом ходу

Реклама

Как вы уже узнали, пневматические шины родились благодаря стремлению людей к комфорту. Когда инженеры разобрались с дорожными ухабами, они обратили свой взгляд на железнодорожные перевозки. В 1929 году компания Michelin предложила варианты оборудования рельсового транспорта резинометаллическими катками. Благодаря им состав ехал тише, с большей скоростью, эффективнее тормозил, а рельсы меньше изнашивались. В 1931 году по железнодорожной ветке Париж-Довиль ходил специально разработанный поезд Micheline. Вагон вмещал 136 человек и двигался по железной дороге со скоростью 120 км/ч. До 1940 года было построено 200 таких поездов.

Подвижный железнодорожный состав не получил большого распространения. Сегодня такие монорельсовые поезда можно увидеть в Чунцине и Токио, а в Нанси (Франция) и Клермон-Ферране ходят трамваи.

Эксплуатируемые в Клермон-Ферране городские трамваи держат курс благодаря единственному рельсу и опираются на резиновые катки

Вероятность прокола является недостатком резиновых колес. Чтобы поезд мог продолжить движение в случае такого инцидента, в колесо встроен металлический каток

Компания Michelin приняла участие в космической программе, взяв на себя работу над колесами для лунохода. Основу колеса составляют композитные материалы, а протектор сделан из полос толстой кожи (ее, кстати, бесплатно предоставила компания Louis Vuitton). Оказалось, что кожа –единственный материал, который может пережить запредельный нагрев и охлаждение, в обоих случаях сохраняя эластичность

Продолжить чтение
Реклама
Оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + тринадцать =

Новости

Прием заказов открыт

В Мексике стартовали продажи минивэна JAC Traveler PHEV.

Опубликовано

.

Автор

Минивэн JAC Traveler PHEV экстерьер вид третий

На местном рынке модель JAC Traveler PHEV предлагается с гибридной силовой установкой общей мощностью 376 сил. В состав подобной системы входит бензиновый турбированный двигатель 1.5, развивающий 161 л.с., электромотор с отдачей 215 сил, а также батарея на 27,59 кВт•ч. Привод только передний. Без использования ДВС минивэн проедет 150 км, а его суммарная дальность хода достигает 1150 км (цикл CLTC).

Минивэн JAC Traveler PHEV салон

В салоне предусмотрено семь посадочных мест. Здесь установлен один экран с дисплеями «приборки» и мультимедийной системы, а сиденья первого и второго рядов имеют подогрев и вентиляцию. Кроме этого, новинка оснащена шестью подушками безопасности, адаптивным круиз-контролем, камерами кругового обзора и электрическим приводом сдвижных дверей.

Минивэн JAC Traveler PHEV экстерьер вид первый

Габариты автомобиля составляют 5215х1895х1830 мм, расстояние между осями — 3100 мм. Колесные диски у гибрида 18-дюймовые, а оптика — светодиодная.

Минивэн JAC Traveler PHEV экстерьер вид второй

На мексиканском рынке за минивэн JAC Traveler PHEV придется выложить минимум около $48 тыс. в пересчете с местной валюты.

Фото: JAC

Реклама
Продолжить чтение

Новости

Для подзарядки батареи используется бензиновый ДВС

Оформление предварительных заявок на новый кроссовер Volvo XC70 скоро начнется в Поднебесной.

Опубликовано

.

Автор

Кроссовер Volvo XC70 экстерьер вид четвертый

Недавно марка Volvo поделилась фирменными снимками грядущей модели, а несколько месяцев назад некоторые характеристики такого паркетника были внесены в базу Минпрома КНР.

Кроссовер Volvo XC70 экстерьер вид первый

Габариты готовящегося к выходу на китайский рынок автомобиля составляют 4815х1890х1650 мм, расстояние между осями — 2895 мм.  Для него окажутся доступны колесные диски размером 19 или 20 дюймов.

Кроссовер Volvo XC70 экстерьер вид второй

Паркетник оснастят гибридной силовой установкой, в состав которой войдет бензиновый турбированный агрегат 1.5, развивающий 163 силы. Любопытной особенностью такой новинки является то, что подобной ДВС используется здесь исключительно в качестве генератора для подзарядки батареи. Сведений об электрических моторах пока нет. Некоторые зарубежные СМИ предполагают, что покупатели смогут выбирать емкость установленного аккумулятора (21 или 39 кВт•ч), а дальность хода гибрида на электротяге достигнет 200 км (цикл CLTC).

Кроссовер Volvo XC70 экстерьер вид третий

Ожидается, что предварительная стоимость кроссовера Volvo XC70 в Китае станет известна уже в августе, когда здесь начнется прием заказов на эту модель.

Фото: Volvo

Реклама
Продолжить чтение

Новости

Солидный запас хода и безальтернативный передний привод

В Китае скоро должны стартовать продажи нового кроссовера Jetour Shanhai L7 Plus, впервые показанного несколько месяцев назад на Шанхайском мотор-шоу.

Опубликовано

.

Автор

Кроссовер Jetour Shanhai L7 Plus экстерьер вид второй

Согласно предварительным сведениям, модель Jetour Shanhai L7 Plus получит гибридную силовую установку, включающую бензиновый турбированный двигатель 1.5, развивающий 156 сил, электрический мотор мощностью 204 силы, а также батарею на 33 кВт•ч. Других вариантов привода, кроме переднего, покупателям не предложат. Общий запас хода новинки достигнет около 1500 км, а без использования ДВС такое авто сможет проехать 220 км (цикл CLTC).

Кроссовер Jetour Shanhai L7 Plus салон вид первый

В салоне грядущего паркетника может быть пять или семь посадочных мест. Здесь установлено трехспицевое рулевое колесо, беспроводное зарядное устройство, премиальная аудиосистема, дисплей «приборки» и 15,6-дюймовый мультимедийный экран, а также имеется встроенный холодильник. Кроме этого, будет доступен целый набор систем помощи водителю и голосовой ассистент с искусственным интеллектом.

Кроссовер Jetour Shanhai L7 Plus салон вид второй

Габариты автомобиля составляют 4810х1930х1705 мм, колесная база — 2820 мм. Объем багажного отделения достигает 658/1708 л.

Кроссовер Jetour Shanhai L7 Plus экстерьер вид первый

Ожидается, что на рынке Поднебесной кроссовер Jetour Shanhai L7 Plus появится в августе.

Фото: Jetour

Реклама
Продолжить чтение
Реклама

Популярное