Автодилеры уже сделали примерную наметку перспектив развития рынка новых авто Беларуси. После падения в 2010 году на 32 % в нынешнем ситуация должна коренным образом преломиться
Ныне автомобильный рынок Беларуси сложно называть этим словом — он больше похож на большой и шумный базар, на котором бойко ведут торговлю не специализированные компании, а физлица. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – ни гарантий, ни вменяемого сервиса. Минувший год вполне может претендовать на звание рекордного по количеству ввезенных в страну легковых автомобилей. По оценкам Белстата, за январь—ноябрь прошлого года белорусскую границу пересекли 175,8 тыс. приобретенных в государствах Западной Европы легковушек, что на 28 % больше, чем в 2009 году. Примечательно, что из всего этого «железного вала» только 16 тыс. – это новые авто и в свою очередь 7 тыс. из них — это машины, импортированные официальными представителями иностранных автомобильных концернов.
Рост импорта бывших в употреблении легковых автомобилей появился неспроста — он был вызван новыми правилами ввоза техники в рамках Таможенного союза. Если для дилеров новые правила требуют уплаты новых таможенных пошлин, то для физлиц пока действует льготный режим. Впрочем, не исключено, что вскоре интенсивность ввоза старых авто в страну вновь увеличится — предположительно выравнивание пошлин может случиться 1 июля текущего года, и, по уже начавшим циркулировать в обществе слухам, на этот раз никаких отсрочек не будет. Это означает, что накануне «часа икс» граждане, промышляющие перегоном «железных коней», вновь совершат массовый набег на европейские автохаусы, чтобы в перспективе получить возможность слегка подзаработать.
Как уверен Олег Хусаенов, бывший глава автомобильного холдинга «Атлант М», ныне сменивший автобизнес на более благородное, по его мнению, дело — игру на финансовых рынках, сейчас существуют все предпосылки к возможному уравниванию ввозных пошлин на автомобили для юридических и физических лиц. Этого не случилось к началу 2010 года, но вот к началу второго полугодия 2011-го — вполне вероятный исход развития событий, уверен эксперт. «По сути, здесь есть две новости. Одна, как водится, плохая — машины подорожают. Хорошая заключается в том, что белорусы начнут их покупать в специализированных сервисах. В данном контексте я сравниваю Беларусь с Украиной, где официально доходы ниже, а таможенные пошлины на автомобили выше. Граждане там с большей охотой покупают автомобили в салонах», — поясняет Олег Хусаенов. Свою позицию топ-менеджер объясняет отнюдь не желанием автосалонов наконец-то увеличить объемы продаж после почти трехлетнего спада. По его мнению, в числе выигравших окажутся не только сами белорусы, которые смогут постепенно переместиться за рули новых авто, получив качественный сервис и обслуживание, но и государство, которое сегодня немало теряет при существовании «полудикого» рынка. Взять хотя бы маржу — когда автодилеры завозят в страну автомобили, их интерес, составляющий разницу между ценой продажи и ценой поставки, достигает всего 7 %. При частной же перегонке продавец может накрутить и 25—30 %.
Автодилеры уже сделали примерную наметку перспектив развития рынка новых авто Беларуси. После падения в 2010 году на 32 % в нынешнем ситуация должна коренным образом преломиться. По оценкам продавцов авто, рынок прирастет на 23 %, а в 2012-м – сразу на 63 %. Это только на первый взгляд много – на самом деле только через год отечественные автопродавцы достигнут тех объемов, которые были зафиксированы в докризисном 2008-м. Тогда в стране было реализовано порядка 25 тыс. авто в «упаковке». «Прогноз таков: после 1 июля объемы сбыта через официальных дилеров вырастут в десятки раз, – делится Олег Хусаенов. — У Беларуси в этом вопросе есть немало нереализованных возможностей. Взять, к примеру, Голландию, население которой, как и у нас, составляет около 10 млн. человек. Даже в кризисные годы там продавалось около 350 тыс. машин, у нас – только около 10 тыс. Даже если взять в расчет тот факт, что в Нидерландах средняя заработная плата в разы выше, чем в Беларуси, все равно можно сделать вывод, что рынок может прирасти как минимум десятикратно».
В качестве лейтмотива для развития в стране рынка новых автомобилей представители иностранных брендов приводят и другие доводы. По их глубокому убеждению, новый автомобиль, ввезенный в страну – это не просто набор узлов и агрегатов, а новые технологии, которые стимулируют развитие других рынков, сопутствующих автобизнесу. Ведь для того чтобы машина беспроблемно эксплуатировалась, ей нужен и соответствующий технический уход, и обслуживание. Значит, появление новых моделей и технических новинок стимулирует к развитию и легальные сервисные мастерские. Иными словами, легализация авторынка автоматически может повлиять на другую проблему, с которой государство не может справиться уже многие годы — функционирование «серых» сервисных центров.
Сами продавцы автомобилей говорят, что излишне драматизировать ситуацию с пошлинами не стоит. На минувшей неделе стало известно, что в России заградительные пошлины на импорт иностранных автомобилей будут сохраняться вплоть до 2016 года, но их размер со временем планируется снижать и приводить к среднеевропейским значениям — 12,5—13 %. По всей видимости, высокие пошлины будут недолго стращать и белорусских покупателей. Разумеется, при унификации национального таможенного законодательства с российским в рамках Таможенного союза наша страна оказывается заложницей обстоятельств соседки — России заградительные пошлины жизненно необходимы в качестве рычага экономического воздействия на иностранных автопроизводителей. Но продолжаться так будет только до того момента, когда инвестировавшие в российскую промышленность компании окупят свои вложения. По разным оценкам, это еще 3—5 лет. В настоящее время в России на ввоз иномарок наложены пошлины, установленные в январе 2009 года. Их размер для машин не старше трех лет составляет 30 % от стоимости автомобиля, при этом они не могут быть менее Ђ1,2 — 2,8 на каждый 1 кубический сантиметр объема двигателя. Для иномарок в возрасте 3—5 лет пошлина еще выше — 35 %. Для машин старше пяти лет размер пошлины составляет Ђ 2,5 — 5,8 на каждый «кубик».
Реклама
Преобразования в области ввозных пошлин на автомобили коренным образом могут повлиять и на привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Специалисты уверены: в нашей стране культура производства выше, чем в России, значит, вполне можно рассчитывать на создание в стране целой индустрии. Ранее неоднократно заявлялось о начале крупных инвестиционных проектов в сфере автопрома, но все попытки наладить сборку американских, польских легковых автомобилей и микроавтобусов заканчивались неудачей. Два года назад глава государства даже подписал Указ № 175 «О мерах по развитию производства легковых автомобилей», целью которого было названо привлечение в республику иностранных инвестиций в создание производства легкового автотранспорта. Согласно документу юрлица, желающие производить в стране легковушки, освобождались от уплаты многих налогов. Но видимо даже такой «пряник» оказался не настолько сладким, чтобы броситься в подобные проекты…
Автодилеры говорят: в данном случае вопрос упирается как раз в пресловутую культуру потребления. Белорусы привыкли к старым автомобилям из Европы, а для того чтобы проект по выпуску автомобилей был окупаемым, в течение года должно продаваться не менее 10—12 тыс. автомобилей одной марки. При том что весь рынок новых авто в стране пока занимает менее 10 тыс., сделать это крайне проблематично.
На данный момент уже известно, что «помолодевший» корейский электрокар получит измененный внешний облик. Кроссовер обзаведется другой заглушкой, установленной вместо обычной радиаторной решетки, иными передним и задним бамперами, а также доработанной головной оптикой, изготовленной сейчас по матричной технологии MLA (Micro Lens Array). Также был пересмотрен дизайн 21-дюймовых колесных дисков.
В салоне появится более крупный 27-дюймовый OLED-дисплей, объединяющий виртуальную «приборку» и сенсорный экран мультимедиа системы. Кроме этого, разработчики заменили здесь трёхспицевый руль. Будут доступны и новые варианты отделки интерьера.
Никаких официальных сведений о технической начинке модернизированного паркетника пока нет. Не исключено, что моторная гамма останется прежней, а вот емкость тяговой батареи станет немного больше.
В Южной Корее новый электрический кроссовер Genesis GV60 можно будет приобрести уже в первом квартале текущего года. Стоимость производитель раскроет, вероятнее всего, ближе к старту продаж.
Готовящийся к официальному дебюту электрический вариант модели Creta оснащен единственным двигателем, установленным на передней оси. Технические характеристики подобного мотора производитель пока не раскрывает. Между тем уже известно, что будущим владельцам электрокара предложат два исполнения батареи на выбор: емкостью 42 или 51,4 кВт•ч. В первом случае запас хода составит 390 км (цикл ARAI), во втором — 473 км. Набор первой «сотни» у топ-версии грядущей новинки займет 7,9 секунды.
В салоне имеется оригинальное рулевое колесо, а управлять трансмиссией здесь можно будет с помощью специального подрулевого рычажка. Обещаны четыре разных уровня оснащения.
Внешний вид электромобиля заметно отличается от исполнения данной модели с двигателем внутреннего сгорания: новинка лишена обычной решетки радиатора, получив вместо нее заглушку. Также авто украсили иные бамперы и другие колеса диаметром 17 дюймов.
Кроссовер Hyundai Creta Electric предназначен только для индийского рынка. Все остальные подробности о подобном паркетнике, включая цены и сроки начала продаж, появятся уже совсем скоро: его полноценная презентация должна состояться 17 января.
Глобальный бренд Firefly был создан совсем недавно китайской компанией Nio. Первой моделью этой марки оказалась пятидверка на электротяге, название которой держится в секрете. Сведения о габаритах и силовой установке хэтчбека тоже пока не раскрываются, но уже известно, что грядущий автомобиль будет комплектоваться небольшими сменными батареями. Также сообщается, что кузов новинки будет на 83,4% состоять из высокопрочной стали.
В салоне должны появиться девять подушек безопасности, а для водителя предусмотрен достаточно большой набор электронных ассистентов. Интересной особенностью анонсированного электрокара станут два багажных отделения — 92 л спереди и 1250 л сзади (при сложенных спинках заднего ряда).
В апреле текущего года первый электромобиль нового бренда должен появиться в продаже в Китае. Через некоторое время после этого его поставки начнутся на европейский рынок, а затем и в государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Предварительная стоимость компактного хэтчбека Firefly в Поднебесной уже объявлена: около $20,4 тыс. в пересчете с местной валюты.