Новости
По идеальной траектории Айртона Сенны
Ангел автоспорта упал с небес на землю, когда погиб Сенна. Мы отправились на поиск улик на улицы Монако, по которым пролегает трасса триумфа великого автогонщика.
К 20-й годовщине гибели легенды «Формулы-1»
По идеальной траектории Айртона Сенны
Ангел автоспорта упал с небес на землю, когда погиб Сенна. Мы отправились на поиск улик на улицы Монако, по которым пролегает трасса триумфа великого автогонщика.

«Я словно нахожусь в другом измерении, которое чем-то напоминает туннель». Когда Айртон Сенна говорил похожие слова, по спинам его фанатов пробегала холодная дрожь. Садясь за руль, он будто погружается в транс, становится ближе к Богу и ищет пределы своих возможностей, выходя на все более высокие скорости прохождения трасс. Бразильский гонщик говорил о познании себя и своих пределах вещах с чарующим вдохновением. Его извечный соперник Ален Прост настороженно относился к такой позиции: «Айртон считает себя бессмертным, потому что верит в Бога. Мне кажется, это опасно». И в самом деле, когда интроверт по своей природе Сенна закрывал забрало гоночного шлема, он был готов ко всему. Из мальчика с ангельским лицом он превращался в хищника, который скорее отправит соперников в кювет, чем даст им шанс опередить его на финише. Прост так любил говорить об этом.

Сенна за свою карьеру в «Формуле-1» 65 раз выигрывал в квалификациях, что было рекордом не только того времени, но и оставалось таковым еще много лет после его смерти. Залогом успеха служил не только его талант, но и трудолюбие. «12 часов в день я работаю над своим болидом, а следующие 12 часов думаю о проделанной работе». Да, он заставлял механиков корпеть над своей машиной днем и ночью. Сенна никогда не выступал за Ferrari, но его лучезарная звезда взошла, когда он отстаивал честь куда менее успешных команд. Развиться его успеху помогли моторы Honda, однако отношения великого гонщика и японской компании всегда уходили на второй план. Ведь славу быстрейшего гонщика он завоевал на красно-белых болидах McLaren (оснащенных моторами Honda), трижды становясь чемпионом.

Не стал сюрпризом тот факт, что Honda пригласила Сенну стать эксклюзивным испытателем своего первого суперкара. «Новый спортивный эксперимент», или в английской аббревиатуре NSX, стал их совместной разработкой. В 1980-х этот спорткар был воплощением всего самого дорогого и лучшего, а компании Honda даже завидовала Ferrari. NSX оснастили атмосферным V6 с легендарной VTEC и мощностью 274 л.с. У спорткара был монолитный алюминиевый кузов, система контроля тяги, а до 100 км/ч он разгонялся за 5,9 секунд. Максимальная скорость достигала 270 км/ч.
Когда Сенна завершил «горячий» испытательный круг по Нордшляйфе и вышел из красного прототипа NSX, техники компании Honda окружили его плотной толпой. Они очень внимательно слушали все его комментарии по поводу управляемости и характера машины. Сенна говорил и своими руками иллюстрировал поведение машины на предельных скоростях. Именно «Волшебник» (такое прозвище дала ему пресса) шлифовал характеристики NSX. Безо всяких сомнений, это единственный в мире дорожный автомобиль, который подходит для задуманного нами репортажа.

Длина пути по идеальной траектории Сенны составляет 3340 км. «Волшебник» шесть раз первым приходил к финишу на лазурном берегу. Пять побед шли подряд, с 1989 по 1993 годы. Никакой другой гонщик до сих пор не отнял у него титул «Мистера Монако».
В 1994 году Сенна не попал на Гран-при Монако. Он погиб 1-го мая на трассе в Имоле, разбившись в повороте Тамбурелло. В том году обе гонки выиграл молодой гонщик по имени Михаэль Шумахер. Сенна успел заметить его и сказать, что этот парень «словно бриллиант без оправы».

На улицы Монако мы выехали в 5.30 утра. Солнце еще не успело подняться над Французской ривьерой, когда Honda NSX с порядковым номером 399 встала на поул-позицию. Просто для одного кадра, без брызгов шампанского. Обычно самое гламурное Гран-при с особым интересом смотрят миллионы зрителей. За нами, пилигримами из AUTO BILD, тем утром наблюдал лишь усердный садовник.
Обычно он в полном одиночестве ухаживает за садом, выходящим на бульвар Альберта 1-го, который во время Гран-при служит стартовой и финишной прямой. Нам надо торопиться. Уже через час на бульвар выедут первые скутеристы, а потом начнет собираться пробка из Bentley, Ferrari и Rolls-Royce всех мастей. Так чего же мы ждем? Вперед. Взгляд поднимается от козырьков открытых передних фар спорткара до воображаемых стартовых огней. Старт! Спустя пару мгновений подлетаем к первому повороту, Сент Девот, затем поднимаемся к прямику Бо Риваж, на котором так легко «выжать» все 270 км/ч.
В памяти всплывает проливной дождь, накрывший гонку в 1984 году. Тогда яркий пестрый болид Toleman-Hart с бойким турбомотором и, что самое главное, молодым бразильским гонщиком за рулем. В той гонке никому особенно не известный Сенна стартовал с 13-го места и постепенно сокращал отставание до лидера. Лидером в чемпионате того года был Прост. Под проливным дождем Сенна творил чудеса и за 10 кругов гонки умудрился уменьшить разрыв до семи секунд. Впереди были еще 44 запланированных круга, которые могли изменить порядок сил в гонке. Но тут Прост почувствовал опасность (то ли со стороны погоды, то ли от молодого гонщика) и, начиная с 29 круга стал подавать сигналы судьям о прекращении гонки. Красный флаг, свидетельствующий об окончании гонки, появился на 31 круге. Сенна считал, что его первую победу просто украли. Его противостояние с Простом началось в 1984 под проливным дождем в Монако.
За этими мыслями добираемся до поворота Мирабо. Позади, за спиной пилота NSX, ревет мотор. Это не остервенелый рык 800-сильного турбо-зверя, а куда более расслабляющий, но весьма грозный звон. Впереди очень узкая шпилька, которая прекрасно просматривается из окон отеля Fairmont. Этот фактически разворот на 180 градусов самый медленный в чемпионате – болиды «проползают» его на скорости всего 45 км/ч. При прохождении связок и шпилек Мирабо, твердый и жесткий рулевой механизм Honda NSX требует от пилота сильных рук. А затем – полный газ, под звонкий аккомпанемент славного V6. Надо сказать, что суперкар из 1980-х довольно комфортен и очень безопасен в управлении. Все-таки, его настраивал сам Сенна. Проезжая мимо отеля, попадаемся на глаза его портье. Интересно, сообщит ли он о нас в полицию? Говорят, у полицейских Монако совсем нет чувства юмора.
|
Смерть героя Вся Бразилия скорбела вечером 1-го мая 1994 года: Сенна погиб в гонке. Были отменены все футбольные матчи, игроки становились на колени и молились о своем кумире. Но траурной церемонии в Сан-Паулу собрались три миллиона человек. До сих пор непонятно, по какой причине болид Williams FW16 со стартовым номером «2» вылетел с трассы в повороте Тамбурелло и врезался в бетонную стену. Была ли это ошибка или техническая проблема? Одно ясно: в тот день на трассе в Имоле удача не способствовала Сенне. Не исключено, что даже после такой аварии он смог бы самостоятельно выбраться из болида и даже добежать до питлейна. Но элемент разрушенной передней подвески пробил его шлем. Это была странная череда происшествий. За два дня до злополучной гонки в тяжелую аварию попадает его друг – Рубенс Баррикелло, а на следующий день во время квалификационного заезда погибает Роланд Ратценбергер. Возможно, Айртона посещали тяжелые мысли о том, что гонки – это не только соревнование. |
Быстры взгляд в зеркало заднего вида. На хвосте не висит «красная пятерка». Такой номер был на болиде Найджела Мэнсона, когда он отчаянно искал возможность вернуть себе лидерство. В 1992 году в Монако Сенна обошел его незадолго до финиша. Мэнсон не смог опередить бразильца. Они закончили гонку с минимальным отрывом.
Хотя в ту пору болиды McLaren-Honda уже не блистали техническим совершенством, Сенна продолжал ковать победу одну за другой. Машины Williams были быстрее и лучше, но их пилоты – нет. Особенно здесь, на Гран-при Монако, Сенне не было равных. Далее по ходу этой трассы располагается длиннющий тоннель, где болиды «Формулы-1» легко разгоняются до 280 км/ч. А затем – поворот влево более чем на 90 градусов. Старичок NSX легко оттормаживается благодаря крайне эффективным тормозам модификации Type-R.
Именно здесь в 1988 году по несчастливой случайности Сенна потерял шансы на очередную победу в гонки. Он убедительно лидировал, опережая своего напарника по команде Проста на 50 секунд. Наверное, все испортил шеф команды Рон Деннис, связавшись с Сенной по радио и попросив его ехать медленнее. Волшебник потерял концентрацию и размозжил свой McLaren MP4/4 об отбойник всего за 12 кругов до финиша.
Здесь и сейчас спорткар NSX проходит поворот Табак, без напряжения проходит длинную S-образную связку, мощно осаживает перед медленными городскими поворотами Раскассе и Энтони Нойе и, наконец, добирается до финишной линии. Прощай, Айртон, этот круг был в твою честь!
Лукас Хамбрехт
1984

Дождь на Гран-при Монако в 1984 сильно замедлил элиту «Формулы-1» и дал шансы на победу молодому бразильцу. На болиде команды Toleman, поднимая в воздух фонтаны воды, он стремительно догонял лидера гонки. Из-за плохих погодных условий гонку остановили. Сенна довольствовался вторым местом.

1985

Выступая первый год за команду Lotus, Айртон Сенна занял поул-позицию. Но сошел в гонке из-за поломки мотора. Сенна заявлял претензии на победу. Просто Сенна – это Сенна
Сенна говорил, что «шлем скрывает чувства, которые никто не понимает». Национальные бразильские цвета – желтый, зеленый и голубой – были его визитной карточкой. Когда Honda разрабатывала среднемоторный суперкар, Сенна помогал в окончательной настройке и доводке машины. Несколько экземпляров он купил для себя (фото ниже).

1988

Заклятые соперники и товарищи по команде: Сенна против Проста, одаренный водитель против эксперта по гоночной тактике.
1989

Убедительная победа Сенны в Монако год спустя досадной аварии за несколько кругов до финиша. Тогда 50-секундное преимущество испарилось вмиг. В 1989 году началась серия ежегодных побед в Монако.
1993

Шестая победа Сенны в Монако, которой благоприятствовали штраф Проста за фальстарт, и поломка гидравлики на болиде Шумахера. В этом году болиды McLaren перешли на моторы Ford.

1994

«Формула-1» прощается с Айртоном Сенной, который погиб две недели назад в Имоле. Слева на фото в синем комбинезоне: молодой Михаэль Шумахер.
Новости
Компактный, бюджетный, семейный
В Поднебесной началось оформление заявок на кроссовер Wuling Starlight 560.
На домашнем рынке кроссовер Wuling Starlight 560 предлагают с турбомотором 1.5, развивающим 177 сил. Трансмиссия — вариатор или 6-ступенчатая МКПП. Также здесь доступно гибридное исполнение с электрическим двигателем (197 л.с.), атмосферным агрегатом 1.5 (106 л.с.) и вариатором. Кроме этого, у новой модели имеется и полностью «зеленая» версия, оснащенная одним электромотором мощностью 136 «лошадей». Дальность хода без подзарядки такой модификации составляет 500 км. Передний привод для всех перечисленных вариантов не имеет альтернативы. Другие технические характеристики станут известны позже.

Покупателям окажутся доступны исполнения, в салоне которых будет пять или семь посадочных мест. Здесь установлена панель приборов и большой 12,8-дюймовый дисплей информационно-развлекательной системы. Кресла второго ряда можно сложить, получив большую ровную поверхность.

Габариты паркетника составляют 4745х1850х1755 мм, расстояние между осями — 2810 мм. Колесные диски этой модели достались размером 18 дюймов. Кроме стандартного варианта SUV предлагается исполнение с двухцветным кузовом.

Производитель объявил пока только предварительные цены. Сейчас за кроссовер Wuling Starlight 560, разработанный для внутреннего китайского рынка, просят минимум $8,9 тыс. в пересчете с местной валюты.
Фото: Wuling
Новости
Мощный бензоэлектрический автомобиль с пневмоподвеской
Полноценная премьера нового гибридного кроссовера Lotus For Me уже не за горами.
В базе Минпрома КНР недавно появились фотографии грядущей модели Lotus For Me и некоторые сведения об этом паркетнике. Новинка получит подзаряжаемую гибридную силовую установку, в состав которой войдет 2-литровый турбодвигатель с отдачей 279 сил и пара электромоторов. Общая мощность подобной системы достигнет 952 л.с., что позволит набирать первую «сотню» за 3,3 секунды. Емкость батареи составит 70 кВт⋅ч, а запас хода на электротяге — 420 км (цикл CLTC). При этом максимальная дальнобойность гибрида окажется больше 1000 км.

Снаряженная масса автомобиля зависит от комплектации и находится в пределах 2575—2625 кг. Габариты кроссовера составляют 5103х2019 х1636 мм, колесная база — 3019 мм. Паркетник оснастят пневмоподвеской и активным задним спойлером. Систему стабилизации DPM настроят так, чтобы в экстремальных режимах вождение стало более комфортным.
Официальный дебют кроссовера Lotus For Me в Поднебесной состоится уже в январе 2026 года, а на китайском рынке он появится в течение первого квартала. Осенью новую бензоэлектрическую модель начнут продавать и в европейских странах.
Фото: Минпром КНР
Новости
Двухцветную окраску кузова предложат за отдельную плату
В Китае скоро состоится официальная премьера обновленного кроссовера Ford Explorer.
Некоторые сведения о посвежевшей версии кроссовера Ford Explorer для рынка Поднебесной появились в электронной базе Минпрома КНР. Под капотом модернизированного варианта находится уже знакомый бензиновый турбированный двигатель 2.3 Ecoboost с отдачей 289 л.с. Другой информации о технике нет, но, вероятнее всего, безальтернативный полный привод сохранится без изменений.

Размеры пережившего модернизацию кроссовера остались почти такими же, как и раньше: 5064х2004х1790 мм, расстояние между осями — 3025 мм. Из произошедших внешних изменений следует отметить преобразившуюся переднюю часть автомобиля, где появились более узкие фары, доработанная широкая радиаторная решетка и бампер с черными акцентами. За отдельную плату покупателям предложат исполнение с черной крышей. Кроме этого, у обновленной модели будут колесные диски с другим дизайном.

Официальная презентация «помолодевшей» версии кроссовера Ford Explorer для китайского рынка может состояться в первом квартале 2026 года.

Фото: Минпром КНР, autohome.com.cn
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Субкомпактный кроссовер для стран Латинской Америки
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Роскошный седан пережил рестайлинг
-
Спорткары и Тюнинг1 неделя назад
«Зелёная» техническая начинка и впечатляющая аэродинамика
-
Новости2 недели назад
Двухцветную окраску кузова предложат за отдельную плату
-
Новости1 неделя назад
Мощный бензоэлектрический автомобиль с пневмоподвеской
-
Новости2 недели назад
Товарное исполнение дебютирует в 2026 году
-
4x46 дней назад
Перечень оснащения посвежевшего SUV в разных странах может отличаться
-
Концепты и премьеры5 дней назад
Доработанный экстерьер и новая шестиместная модификация



