Новости
По идеальной траектории Айртона Сенны
Ангел автоспорта упал с небес на землю, когда погиб Сенна. Мы отправились на поиск улик на улицы Монако, по которым пролегает трасса триумфа великого автогонщика.

К 20-й годовщине гибели легенды «Формулы-1»
По идеальной траектории Айртона Сенны
Ангел автоспорта упал с небес на землю, когда погиб Сенна. Мы отправились на поиск улик на улицы Монако, по которым пролегает трасса триумфа великого автогонщика.
На трассе в Монако никто не мчал так близко к отбойникам, как Айртон Сенна де Сильва. Honda NSX хранит дух гонщика в своем алюминиевом теле
«Я словно нахожусь в другом измерении, которое чем-то напоминает туннель». Когда Айртон Сенна говорил похожие слова, по спинам его фанатов пробегала холодная дрожь. Садясь за руль, он будто погружается в транс, становится ближе к Богу и ищет пределы своих возможностей, выходя на все более высокие скорости прохождения трасс. Бразильский гонщик говорил о познании себя и своих пределах вещах с чарующим вдохновением. Его извечный соперник Ален Прост настороженно относился к такой позиции: «Айртон считает себя бессмертным, потому что верит в Бога. Мне кажется, это опасно». И в самом деле, когда интроверт по своей природе Сенна закрывал забрало гоночного шлема, он был готов ко всему. Из мальчика с ангельским лицом он превращался в хищника, который скорее отправит соперников в кювет, чем даст им шанс опередить его на финише. Прост так любил говорить об этом.
В порту Монако, в 5.30 утра старая Honda NSX выглядит привлекательнее Ferrari Italia
Сенна за свою карьеру в «Формуле-1» 65 раз выигрывал в квалификациях, что было рекордом не только того времени, но и оставалось таковым еще много лет после его смерти. Залогом успеха служил не только его талант, но и трудолюбие. «12 часов в день я работаю над своим болидом, а следующие 12 часов думаю о проделанной работе». Да, он заставлял механиков корпеть над своей машиной днем и ночью. Сенна никогда не выступал за Ferrari, но его лучезарная звезда взошла, когда он отстаивал честь куда менее успешных команд. Развиться его успеху помогли моторы Honda, однако отношения великого гонщика и японской компании всегда уходили на второй план. Ведь славу быстрейшего гонщика он завоевал на красно-белых болидах McLaren (оснащенных моторами Honda), трижды становясь чемпионом.
Направо – поворот на Ниццу. Или к стартовой линии во время Гран-при
Не стал сюрпризом тот факт, что Honda пригласила Сенну стать эксклюзивным испытателем своего первого суперкара. «Новый спортивный эксперимент», или в английской аббревиатуре NSX, стал их совместной разработкой. В 1980-х этот спорткар был воплощением всего самого дорогого и лучшего, а компании Honda даже завидовала Ferrari. NSX оснастили атмосферным V6 с легендарной VTEC и мощностью 274 л.с. У спорткара был монолитный алюминиевый кузов, система контроля тяги, а до 100 км/ч он разгонялся за 5,9 секунд. Максимальная скорость достигала 270 км/ч.
Когда Сенна завершил «горячий» испытательный круг по Нордшляйфе и вышел из красного прототипа NSX, техники компании Honda окружили его плотной толпой. Они очень внимательно слушали все его комментарии по поводу управляемости и характера машины. Сенна говорил и своими руками иллюстрировал поведение машины на предельных скоростях. Именно «Волшебник» (такое прозвище дала ему пресса) шлифовал характеристики NSX. Безо всяких сомнений, это единственный в мире дорожный автомобиль, который подходит для задуманного нами репортажа.
Знаменитая шпилька перед отелем Fairmont – больше ни на какой другой трассе болиды «Формулы-1» и Honda NSX не едут так медленно
Длина пути по идеальной траектории Сенны составляет 3340 км. «Волшебник» шесть раз первым приходил к финишу на лазурном берегу. Пять побед шли подряд, с 1989 по 1993 годы. Никакой другой гонщик до сих пор не отнял у него титул «Мистера Монако».
В 1994 году Сенна не попал на Гран-при Монако. Он погиб 1-го мая на трассе в Имоле, разбившись в повороте Тамбурелло. В том году обе гонки выиграл молодой гонщик по имени Михаэль Шумахер. Сенна успел заметить его и сказать, что этот парень «словно бриллиант без оправы».
Туннель является достопримечательностью Гран-при Монако. Изменение условий освещения является дополнительным осложняющим фактором для пилотов
На улицы Монако мы выехали в 5.30 утра. Солнце еще не успело подняться над Французской ривьерой, когда Honda NSX с порядковым номером 399 встала на поул-позицию. Просто для одного кадра, без брызгов шампанского. Обычно самое гламурное Гран-при с особым интересом смотрят миллионы зрителей. За нами, пилигримами из AUTO BILD, тем утром наблюдал лишь усердный садовник.
Обычно он в полном одиночестве ухаживает за садом, выходящим на бульвар Альберта 1-го, который во время Гран-при служит стартовой и финишной прямой. Нам надо торопиться. Уже через час на бульвар выедут первые скутеристы, а потом начнет собираться пробка из Bentley, Ferrari и Rolls-Royce всех мастей. Так чего же мы ждем? Вперед. Взгляд поднимается от козырьков открытых передних фар спорткара до воображаемых стартовых огней. Старт! Спустя пару мгновений подлетаем к первому повороту, Сент Девот, затем поднимаемся к прямику Бо Риваж, на котором так легко «выжать» все 270 км/ч.
В памяти всплывает проливной дождь, накрывший гонку в 1984 году. Тогда яркий пестрый болид Toleman-Hart с бойким турбомотором и, что самое главное, молодым бразильским гонщиком за рулем. В той гонке никому особенно не известный Сенна стартовал с 13-го места и постепенно сокращал отставание до лидера. Лидером в чемпионате того года был Прост. Под проливным дождем Сенна творил чудеса и за 10 кругов гонки умудрился уменьшить разрыв до семи секунд. Впереди были еще 44 запланированных круга, которые могли изменить порядок сил в гонке. Но тут Прост почувствовал опасность (то ли со стороны погоды, то ли от молодого гонщика) и, начиная с 29 круга стал подавать сигналы судьям о прекращении гонки. Красный флаг, свидетельствующий об окончании гонки, появился на 31 круге. Сенна считал, что его первую победу просто украли. Его противостояние с Простом началось в 1984 под проливным дождем в Монако.
За этими мыслями добираемся до поворота Мирабо. Позади, за спиной пилота NSX, ревет мотор. Это не остервенелый рык 800-сильного турбо-зверя, а куда более расслабляющий, но весьма грозный звон. Впереди очень узкая шпилька, которая прекрасно просматривается из окон отеля Fairmont. Этот фактически разворот на 180 градусов самый медленный в чемпионате – болиды «проползают» его на скорости всего 45 км/ч. При прохождении связок и шпилек Мирабо, твердый и жесткий рулевой механизм Honda NSX требует от пилота сильных рук. А затем – полный газ, под звонкий аккомпанемент славного V6. Надо сказать, что суперкар из 1980-х довольно комфортен и очень безопасен в управлении. Все-таки, его настраивал сам Сенна. Проезжая мимо отеля, попадаемся на глаза его портье. Интересно, сообщит ли он о нас в полицию? Говорят, у полицейских Монако совсем нет чувства юмора.
Смерть героя Вся Бразилия скорбела вечером 1-го мая 1994 года: Сенна погиб в гонке. Были отменены все футбольные матчи, игроки становились на колени и молились о своем кумире. Но траурной церемонии в Сан-Паулу собрались три миллиона человек. До сих пор непонятно, по какой причине болид Williams FW16 со стартовым номером «2» вылетел с трассы в повороте Тамбурелло и врезался в бетонную стену. Была ли это ошибка или техническая проблема? Одно ясно: в тот день на трассе в Имоле удача не способствовала Сенне. Не исключено, что даже после такой аварии он смог бы самостоятельно выбраться из болида и даже добежать до питлейна. Но элемент разрушенной передней подвески пробил его шлем. Это была странная череда происшествий. За два дня до злополучной гонки в тяжелую аварию попадает его друг – Рубенс Баррикелло, а на следующий день во время квалификационного заезда погибает Роланд Ратценбергер. Возможно, Айртона посещали тяжелые мысли о том, что гонки – это не только соревнование. |
Быстры взгляд в зеркало заднего вида. На хвосте не висит «красная пятерка». Такой номер был на болиде Найджела Мэнсона, когда он отчаянно искал возможность вернуть себе лидерство. В 1992 году в Монако Сенна обошел его незадолго до финиша. Мэнсон не смог опередить бразильца. Они закончили гонку с минимальным отрывом.
Хотя в ту пору болиды McLaren-Honda уже не блистали техническим совершенством, Сенна продолжал ковать победу одну за другой. Машины Williams были быстрее и лучше, но их пилоты – нет. Особенно здесь, на Гран-при Монако, Сенне не было равных. Далее по ходу этой трассы располагается длиннющий тоннель, где болиды «Формулы-1» легко разгоняются до 280 км/ч. А затем – поворот влево более чем на 90 градусов. Старичок NSX легко оттормаживается благодаря крайне эффективным тормозам модификации Type-R.
Именно здесь в 1988 году по несчастливой случайности Сенна потерял шансы на очередную победу в гонки. Он убедительно лидировал, опережая своего напарника по команде Проста на 50 секунд. Наверное, все испортил шеф команды Рон Деннис, связавшись с Сенной по радио и попросив его ехать медленнее. Волшебник потерял концентрацию и размозжил свой McLaren MP4/4 об отбойник всего за 12 кругов до финиша.
Здесь и сейчас спорткар NSX проходит поворот Табак, без напряжения проходит длинную S-образную связку, мощно осаживает перед медленными городскими поворотами Раскассе и Энтони Нойе и, наконец, добирается до финишной линии. Прощай, Айртон, этот круг был в твою честь!
Лукас Хамбрехт
1984
Дождь на Гран-при Монако в 1984 сильно замедлил элиту «Формулы-1» и дал шансы на победу молодому бразильцу. На болиде команды Toleman, поднимая в воздух фонтаны воды, он стремительно догонял лидера гонки. Из-за плохих погодных условий гонку остановили. Сенна довольствовался вторым местом.
1985
Выступая первый год за команду Lotus, Айртон Сенна занял поул-позицию. Но сошел в гонке из-за поломки мотора. Сенна заявлял претензии на победу. Просто Сенна – это Сенна
Сенна говорил, что «шлем скрывает чувства, которые никто не понимает». Национальные бразильские цвета – желтый, зеленый и голубой – были его визитной карточкой. Когда Honda разрабатывала среднемоторный суперкар, Сенна помогал в окончательной настройке и доводке машины. Несколько экземпляров он купил для себя (фото ниже).
1988
Заклятые соперники и товарищи по команде: Сенна против Проста, одаренный водитель против эксперта по гоночной тактике.
1989
Убедительная победа Сенны в Монако год спустя досадной аварии за несколько кругов до финиша. Тогда 50-секундное преимущество испарилось вмиг. В 1989 году началась серия ежегодных побед в Монако.
1993
Шестая победа Сенны в Монако, которой благоприятствовали штраф Проста за фальстарт, и поломка гидравлики на болиде Шумахера. В этом году болиды McLaren перешли на моторы Ford.
1994
«Формула-1» прощается с Айртоном Сенной, который погиб две недели назад в Имоле. Слева на фото в синем комбинезоне: молодой Михаэль Шумахер.
Новости
Мощность двухмоторный силовой установки изменится
На рынок Поднебесной скоро выйдет кроссовер Nio ES8 следующего поколения.

Производитель недавно обнародовал фирменные снимки кроссовера Nio ES8 третьей генерации, однако сведения о ценах и другие подробности должны появиться в ближайшие дни после официальной премьеры автомобиля. По имеющейся на данный момент сетификационной информации, модернизированный электрокар получит двухмоторную силовую установку общей мощностью 707 л.с. (прежде ее отдача составляла 653 л.с). При этом один из двигателей будет развивать 245 «лошадей», а второй — 462 силы. Привод у новинки будет полный.
В салоне появится новый трехспицевый руль, другая передняя панель, кресла с подогревом, вентиляций и функцией массажа, а также кроме основного тачскрина отдельный дисплей на потолке для пассажиров заднего ряда. Количество посадочных мест не изменится — их здесь шесть.
Габариты посвежевшего автомобиля немного увеличатся по сравнению с предшественником и составят 5280х2010х1800 мм, расстояние между осями — 3130 мм. Разработчики заменили бамперы, светотехнику и некоторые детали кузова, но в целом внешний вид модели Nio ES8 преобразится мало.
Фото: Nio
Новости
Рестайлинговый паркетник оснастят турбочетверкой 2.0 следующего поколения
В Китае готовится к официальному дебюту модернизированный кроссовер Volkswagen Tavendor.

Некоторые сведения об этой пятиместной модели, пережившей рестайлинг, появились в базе Минпрома КНР. Посвежевший Volkswagen Tavendor оснастят бензиновым турбированным агрегатом 2.0 новой, уже пятой по счету генерации. Начальные исполнения получат такой мотор с отдачей 213 «лошадей», а более дорогим версиям достанется 272-сильный двигатель. Для отдельных модификаций предусмотрена система полного привода.
Габариты кроссовера существенно изменятся: в длину он вырастет на 71 мм, достигнув 5007 мм. При этом расстояние между осями останется прежним (2980 мм). Размер колесных дисков такого автомобиля составит 20 дюймов. Среди произошедших внешних перемен следует отметить преобразившиеся фары и бамперы, а также задние фонари с иной «начинкой». Покупателям предложат и обновленный вариант со спортивным пакетом R-Line, который отличается от стандартной версии некоторыми деталями оформления экстерьера.
Точные сроки премьеры «помолодевшего» кроссовера Volkswagen Tavendor пока не известны, но ожидается, что его презентация пройдет до конца 2025 года. Серийное производство созданной специально для Поднебесной модели организовано на мощностях СП FAW Volkswagen.
Фото: Минпром КНР
Новости
Большой 30-дюймовый экран и современный автопилот
В следующем месяце на китайском рынке должен появиться новый кроссовер Chery Fulwin T11.

Технических подробностей об этом автомобиле пока немного. Известно, что Chery Fulwin T11 получит гибридную силовую установку, включающую бензиновый турбированный мотор 1.5, развивающий 156 сил. Сведений об электродвигателях и емкости батареи еще нет. Судя по наличию на кузове значка 4WD, грядущую новинку оснастят системой полного привода.
В салоне имеется двухспицевый руль, беспроводное зарядное устройство, мощная аудиосистема, «приборка», большой 30-дюймовый экран, а также отдельный дисплей на потолке для пассажиров задних рядов. В перечень оснащения также вошел современный автопилот и мультимедийный комплекс с искусственным интеллектом. Других версий, кроме шестиместных, покупателям не предложат.
Габариты паркетника составляют 5205х1998х1800 мм, расстояние между осями — 3120 мм. Этой модели достались колеса размером 20 или 21 дюйм.
Оформление предварительных заказов на кроссовер Chery Fulwin T11 в Поднебесной уже началось, но цены еще не раскрыты. Вероятно, вся остальная информация о таком гибридном паркетнике появится в сентябре после старта его продаж на домашнем рынке.
Фото: Chery
-
Новости2 недели назад
Li Auto i8 мнения экспертов разделились
-
Концепты и премьеры2 недели назад
Паркетник прибавил в размерах и обзавелся другим мультимедийным экраном
-
Новости1 неделя назад
Внешний вид полностью рассекречен
-
Новости2 недели назад
Анонсирован дебют большой пятидверки
-
Новости1 неделя назад
Дизайн кузова в стиле роскошных моделей
-
4x41 неделя назад
Доработанный экстерьер и прежняя моторная гамма
-
Новости1 неделя назад
Гибридная модификация и преобразившийся салон
-
Новости6 дней назад
Полноприводных версий пока ждать не стоит