Новости
Автомобильная энциклопедия Bosch: Споры вокруг дизеля
Волей инженерного гения автолюбители разделились на два больших фронта: сторонников бензиновых моторов и поклонников дизельных двигателей. Попробуем внести ясность в свете последнего развития технологий моторостроения.

СОВЕТЫ И ТЕХНИКА: Автомобильная энциклопедия Bosch
Споры вокруг дизеля
Волей инженерного гения автолюбители разделились на два больших фронта: сторонников бензиновых моторов и поклонников дизельных двигателей. К счастью, вражды между обоими «кланами» нет. Однако стоит только заговорить о преимуществах и недостатках идолов той или иной группы автолюбителей, как споры не утихнут до утра. Попробуем внести ясность в свете последнего развития технологий моторостроения.
ДИЗЕЛЬ, ДА НЕ ТОТ
Первое, что нужно уяснить автолюбителю, живущему в XXI веке: современный дизель уже совсем не тот, что был раньше. Нерасторопность дизельных машин была решена новыми методами впрыска топлива под гораздо большим давлением. Для повышения динамических характеристик повсеместно используется турбонаддув. Отчасти оптимизация впрыска топлива (почти) избавила современные моторы от фирменного «тарахтения» и, вкупе с балансирными валами, от вибраций. Хотя поклонники бензиновых моторов все равно найдут, к чему придраться.
Прогресс дизельных моторов слегка подточил их надежность, особенно при условии заправки некачественным или неподходящим по сезону топливом. Если вернуться в благословенные 1960-е, когда дизельные моторы все чаще начали встречаться в легковушках, в частности марки Mercedes, то единственные проблемы с мотором были связаны с поршневыми кольцами и клапанами. К счастью, тогда они докучали только после 300-400 тысяч километров пробега, медленно став жертвами механического износа. В этом случае престарелый и маломощный дизель начинал неохотно заводиться, особенно зимой «на холодную». Но к этим неприятностям водитель был морально подготовлен. Сегодня все иначе: ни с того ни с сего среди приборов нового авто загорается тревожная лампочка, которая сообщает, что двигатель перешел в аварийный режим работы.
В одном из номеров AUTO BILD Беларусь мы уже касались темы летней солярки, оказавшейся в баках гарантийных дизельных машин в ноябре-декабре. Если дело и доходило до повреждения аппаратуры двигателя, то в первую очередь страдали высокотехнологичные форсунки аккумуляторной системы подачи топлива (Common Rail). И каждая форсунка стоит, словно она изготовлена из золота. Хорошо, если действует гарантия производителя, а если уже нет?..
В Беларуси проблема с качеством дизельного топлива существует, хотя она и не столь явная. Ряд автопроизводителей так и не вывели на отечественный рынок дизельные моторы, оставив модельный ряд лишь с бензиновыми агрегатами.
Раньше в достоинства дизеля можно было записать отсутствие сложной электрической цепи двигателя, предназначенной для обеспечения топливоподачи и зажигания топливной смеси. Это преимущество сохранилось в наши дни лишь отчасти: современные дизели опутаны датчиками и проводами, тянущимися к блоку управления, не менее щедро, чем бензиновые агрегаты.
И еще одна маленькая ложечка дегтя в дизельную бочку: современные моторы оснащены турбиной, а то и сразу двумя. Ее наличие, безусловно, делает дизель живее и эластичнее, но требует более качественного моторного масла и большего внимания, особенно при больших пробегах. В целом же, турбины уже давно вошли в конструкцию дизельных и бензиновых моторов и не напрягают лишними проблемами.
ДИЗЕЛЬ КОПЕЙКУ БЕРЕЖЕТ
Зато чего не отнять у дизеля, так это его экономичности. Современные дизели расходуют примерно на 30% меньше топлива, чем бензиновые моторы с прямым впрыском того же поколения. Вдобавок, само топливо дешевле бензинового (хотя несколько европейских стран умудряются продавать его дороже «95-го» бензина). Поэтому для поклонников дизельных машин выгода двойная: платят меньше и заправляются реже.
Причем эксплуатация дизельного автомобиля наиболее выгодна при большом ежегодном пробеге: чем он выше, тем больше эффект низкого расхода горючего. Это подтверждается рядом исследований: например, по данным немецкой автомобильной ассоциации ADAC, при годовом пробеге в 20 тыс. км «89% дизельных автомобилей более экономичны, чем их бензиновые аналоги».
Однако и тут не все так просто. Ведь при покупке новый дизельный автомобиль заметно дороже своего бензинового аналога. Даже в бюджетном сегменте разница в стоимости одного автомобиля с бензиновым и дизельным двигателем похожей мощности в аналогичной комплектации составляет $2000. За эту разницу можно заказать АКПП или климат-контроль к бензиновой машине. Или проехать 19.100 км на бензине АИ-92 при условном расходе в 11 л/100 км. Правда, владелец дизельной машины за эту же сумму проедет на треть больше: 33.000 км при условном расходе 8 л/100 км. Так или иначе, более дорогой при покупке новый дизельный автомобиль очень скоро выйдет на самоокупаемость, если не ездить на нем только по выходным в супермаркет.
Как мы уже не однократно говорили, современный турбодизель не имеет ничего общего с чахлыми родственниками 10-летней давности. Крутящий момент у новых моторов гораздо превосходит таковой у бензиновых машин и доступен в довольно широком диапазоне рабочих оборотов, в том числе и с «холостых». А это значит, что мощная тяга есть всегда и машина уверенно и быстро разгоняется, что вызывает у водителя яркие субъективные впечатления.
И еще один фактор говорит в пользу дизельных моторов: они выделяют меньше CO2, в атмосферу. Пока это очень важно в Европе, где от токсичности выхлопа зависит величина налогов, иногда льготы на покупку новой машины и даже возможность проехать и запарковаться в центре города.
РОЖДЕНИЕ ДИЗЕЛЯВ 1892 году немецкий инженер Рудольф Дизель занялся проектированием более эффективного и экономичного мотора, который пришел бы на замену прожорливым моторам, работающим на бензине и газойле. Идея Дизеля о самовоспламенении топлива легла в основу его разработок. Правда первоначально для зажигания топлива в цилиндрах он планировал использовать аммиак, но рабочий образец двигателя создать не удалось. Позже к нему пришло вдохновение: горячий сжатый воздух идеально смог послужить поставленной цели. Поэтому первые дизельные моторы были отчасти турбированными: огромные компрессоры сжимали воздух и наполняли им рабочие цилиндры. Первым видом топлива, которое использовал дизель, была угольная пыль. Прототип мотора работал на ней хорошо, но недолго: абразивный износ агрегата оказался колоссальным. Следующий вариант двигателя питался керосином. Третий образец, появившийся в 1895 году, охотно работал на тяжелых фракциях нефти (в том числе и солярке), сжатый воздух помогал распылять топливо по рабочему объему цилиндра, использовалось водяное охлаждение агрегата. Позже, в 1896 году, появился окончательный вариант двигателя, работающего от самовоспламенения топливной смеси в цилиндрах. КПД мотора было вдвое большим (34%), чем у лучших паровых машин в то время. Новый мотор в одночасье получил широкое распространение, хотя сложность его массового производства и малая надежность вызвала волну критики в адрес Рудольфа Дизеля. Дело Дизеля продолжил Проспер Леранж, который усовершенствовал дизельный двигатель предкамерой, форсунками с игольчатым клапаном и т.д. Другой немецкий инженер, Роберт Бош, в 1923 году совершил настоящую дизельную революцию, разработав несколько конструкций форсунок и относительно миниатюрный топливный насос, позволивший отказаться от громоздких воздушных компрессоров. В 1927 году Роберт Бош представил собственный двигатель с воспламенением от сжатия. Сегодня компания Bosch является ведущим поставщиком на конвейеры компонентов системы подачи топлива Common Rail. |
COMMON RAIL И КОМПАНИЯВ обычных дизелях в функции топливного насоса входит, во-первых, сжатие топлива до необходимого давления, и, во-вторых, распределение его по форсункам. Система подачи топлива Common Rail обладает некоторыми принципиальными отличиями в своей конструкции. Прежде всего, топливный насос высокого давления лишился функции распределения топлива по форсункам, как в обычных дизелях. Эту задачу отныне решают электромагнитные клапаны форсунок, сигналы которым подает блок электронного контроля двигателя. Насос, варьируя количество подаваемого в общий (Common) для всех форсунок аккумулятор (резервуар, рампу – по-английски Rail) топлива обеспечивает давление согласно заданному блоком электронного контроля значению. Каждая форсунка связана с резервуаром отдельным топливопроводом. Изменение продолжительности управляющего сигнала идущего от блока электронного контроля обеспечивает подачу нужного количества топлива в камеру сгорания. Реализация указанной схемы позволила подавать топливо при давлении и положении коленчатого вала, не зависящих от положения кулачкового вала топливного насоса высокого давления, что значительно расширило возможности организации надлежащего рабочего процесса в камере сгорания для снижения шумности работы, токсичности отработавших газов при приемлемом уровне расхода топлива. Управлением двигателем в системе Common Rail от компании Bosch, а точнее определением параметров топливоподачи, занимается блок электронного контроля EDC (Electronic Diesel Control). Электронный управляющий блок EDC способен варьировать момент подачи топлива, количество впрыскиваний в одном рабочем цикле, адаптировать свой алгоритм работы под конкретные условия эксплуатации силового агрегата и даже под особенности отдельно взятого цилиндра. По его командам смонтированные внутри форсунок соленоидные клапана, используемые в системах 1-го и 2-го поколений, определяют дозы горючего, которые необходимо подать в цилиндры. В третьем поколение системы Common Rail инженеры компании Bosch заменили соленоиды на пьезоэлектрический затвор (также известный как актуатор, или толкатель). Затвор выполняется из специального керамического материала – диэлектрика, в котором наблюдается обратный пьезоэффект. Его суть состоит в том, что под влиянием внешнего электрического поля пьезокристалл способен расширяться. В случае с форсунками Bosch пьезоэлектрический затвор постоянно находится под влиянием электрического поля. Когда по команде EDC поле пропадает, керамический материал сокращается в размерах. При этом под давлением топлива открывается сопло форсунки, и происходит впрыскивание. Системы, укомплектованные такими форсунками, отличаются быстродействием и повышенной точностью дозирования, что позволяет осуществлять до 10 впрыскиваний в одном рабочем цикле.
Сегодня различные модели Common Rail, разработанные компанией Bosch, доступны с давлениями впрыска от 135 до 220 МПа. |
НАСОС-ФОРСУНКИЭто оригинальные модульные конструкции, в состав которых входят сразу и сама форсунка, и плунжерный топливный насос. По размерам такая конструкция немного больше обычной форсунки дизельного двигателя. На каждый цилиндр устанавливается по одному такому модулю. Принцип работы насос-форсунки прост как никогда. На распределительном валу предусмотрены дополнительные кулачки, которые посредством штанги толкателя и коромысла приводят в действие индивидуальный для каждого цилиндра плунжер насос-форсунки. Закачивание горючего в форсунку происходит при поднятии плунжера под действием пружины обратного хода. В этот момент соленоидный клапан отключен и обеспечивает неограниченный проход потока топлива от насоса к цепи низкого давления системы. Следующий далее поступательный ход кулачка обеспечивает сжатие топлива и впрыск. При этом включается соленоидный клапан и перекрывает канал подачи топлива – тем самым герметизируется цепь высокого давления форсунки. Напор горючего под плунжером невероятно возрастает, в результате чего происходит открытие иглы распылителя и впрыск в камеру сгорания. Работа быстродействующего соленоидного клапана протекает под надзором блока электронного контроля двигателя (EDC), который обеспечивает точную регулировку времени начала впрыска топлива в пределах рабочей зоны определяемой положением и профилем кулачка привода плунжерной пары.
Механизм насос-форсунки позволяет одновременно достигать высокого давления впрыска топлива: от 180 до 220 МПа (в зависимости от модели насос-форсунки) и сокращать потери мощности двигателя сжатием лишь малых доз горючего. |
ИТОГ
И все же: дизель или бензин? В свете совокупности факторов однозначный ответ дать сложно. Однозначно стоит голосовать за новый дизельный автомобиль, если предстоят долгие и частые поездки. При покупке подержанной машины низкая цена топлива автоматически уравновешивается высокой ценой ремонта и замены компонентов системы подачи топлива и вероятным проблемами с запуском зимой и заправкой некачественным топливом.
Евгений Дударев
Новости
Товарное исполнение шоу-кара Pearl
Официальная премьера нового седана Roewe M7 DMH, оснащенного гибридной силовой установкой, уже не за горами.

Недавно производитель опубликовал фирменные изображения экстерьера такой модели. Грядущий автомобиль станет товарным вариантом прототипа Roewe Pearl, впервые показанного публике на Шанхайском мотор-шоу в апреле. О технической начинке подобного гибрида в настоящее время известно лишь то, что в состав его силовой установки войдет бензиновый двигатель 1.5, развивающий 112 «лошадей» (135 Нм), и электрический мотор с отдачей 186 л.с. (330 Нм). Общая дальность хода составит около 1000 км, а на электротяге новинка сможет проехать примерно 150 км.
Габариты готовящейся к дебюту модели составляют 4940х1890х1510 мм, расстояние между осями — 2820 мм. Седан получит солидную решётку радиатора, двухэтажную головную оптику и массивный передний бампер с воздуховодами. Кузов автомобиля украсят блестящие декоративные вставки.
Согласно предварительным сведениям, на китайском рынке седан Roewe M7 DMH может появиться уже во второй половине 2025 года.
Фото: Roewe
Новости
Дизайн «зеленого» паркетника решили доработать
Появились фирменные снимки модернизированного кроссовера Buick Electra E5, сборка которого организована в Китае.

Технических подробностей о готовящейся к официальному дебюту модели Buick Electra E5, пережившей рестайлинг, пока совсем мало. Несколько месяцев назад в электронной базе Минпрома КНР уже появилась некоторая информация о таком грядущем паркетнике, согласно которой он получит электрический агрегат мощностью 245 «лошадей» и передний привод. Других версий у обновленного кроссовера пока не предусмотрено.
В салоне, как и раньше, установлен большой 30-дюймовый экран. Ожидается, что здесь появится доработанная мультимедийная система. Кроме этого, обещан еще целый ряд новшеств, связанных с комфортом поездок и интеллектуальными технологиями.
Предназначенный для рынка Поднебесной электрокар сохранит свои габариты неизменными: 4892х1905х1684 мм. Расстояние между осями составит 2954 мм. Зато, судя по опубликованным изображениям, внешний вид передней части авто, лишенной теперь прежней решетки радиатора, должен заметно преобразиться.
Дата официальной презентации посвежевшего кроссовера Buick Electra E5 пока не раскрывается, но очевидно, что дебютирует он уже совсем скоро.
Фото: Buick, GM
Новости
Габариты большой четырехдверки увеличатся
В ближайшее время должна состояться официальная премьера сменившего генерацию седана Volkswagen Sagitar.

Анонсированный седан нового поколения сменит нынешний Volkswagen Sagitar и получит название Volkswagen Sagitar L. Судя по обнародованным ранее сертификационным данным, готовящийся к дебюту автомобиль оснастят безальтернативной бензиновой турбочетверкой 1.5, развивающей 160 «лошадей». Никаких других технических подробностей о посвежевшей модели пока нет.
Известно также, что габариты этого большого седана увеличатся и составят 4812х1813 х1479 мм. Расстояние между осями при этом не изменится (2731 мм). После произведенной модернизации экстерьер будет выглядеть немного иначе: четырехдверка получит выдвижные дверные ручки, светящиеся логотипы, преобразившиеся задние фонари, а решетка радиатора изменит свое расположение.
Сборкой седана Volkswagen Sagitar L в Китае займется совместное предприятие FAW Volkswagen. Предполагается, что продажи обновленной модели на рынке Поднебесной стартуют в третьем квартале 2025 года.
Фото: FAW Volkswagen
-
4x41 неделя назад
Внешний вид паркетника и отдача гибридных силовых установок изменились
-
Новости1 неделя назад
Скоро дебютирует третье поколение
-
Концепты и премьеры1 неделя назад
Электронные помощники и 200-сильный турбодизель
-
4x41 неделя назад
Компактная модель сменила форм-фактор
-
Электрокары1 неделя назад
Предусмотрена версия с полным приводом
-
Спорткары и Тюнинг6 дней назад
Рассекречена версия в стиле ретро
-
Uncategorized1 неделя назад
Топ-10 китайских автомобильных брендов, прекративших свое существование
-
Новости3 дня назад
Габариты большой четырехдверки увеличатся