Авторынок
Ситуация на авторынке Беларуси
К концу 2025 года можно ожидать сужения модельных рядов и повышения цен на новые автомобили

Анализ ситуации на российском автомобильном рынке демонстрирует глубокий кризис: значительное падение продаж, доминирование китайских брендов, рост параллельного импорта и ужесточение регуляторики через утилизационный сбор и другие меры. Применение этих трендов и механизмов к белорусскому рынку позволяет сделать следующий развернутый анализ и прогноз.
Текущая ситуация на рынке Беларуси
-
В первом полугодии 2025 года объём продаж новых автомобилей вырос на 21,3% по сравнению с прошлым годом (24,634 авто за шесть месяцев). Однако во втором квартале началась стагнация, а июнь отметился первым за год падением продаж (-13% к прошлому году).
-
Рост обеспечен в основном за счёт высокого спроса в первом квартале. С апреля ключевым негативным фактором стало сокращение банковских программ кредитования и лизинга, а также введение новых ограничений для физических лиц на автолизинг.
-
Белорусский рынок новых автомобилей фактически контролируется китайскими и российскими брендами: Belgee/Geely и LADA занимают до 82% рынка. Европейские, японские и корейские марки сильно ограничены из-за санкций и логистических сложностей.
-
Сегмент подержанных авто остаётся очень активным, перепродажи играют важную роль.
Особенности параллельного импорта
-
Беларусь, как и Россия, использует механизм параллельного импорта для пополнения предложения европейских, корейских и японских иномарок. Однако в 2025 году введены ограничения: ввоз малых партий без одобрения типа транспортного средства теперь ограничен 150 единицами одной модели в год для всех юрлиц.
-
Эти меры фактически лишают рентабельности малый параллельный импорт премиальных и редких моделей, а итоговая цена для конечного потребителя повысится из-за издержек на прохождение сертификации.
-
Для официальных дилеров серьёзных изменений не ожидается, так как у них основные объёмы идут не по схеме параллельного импорта.
Сервисы, кредитование и инфраструктура
-
В Беларуси не наблюдается такого острого дефицита запчастей и квалифицированного сервиса, как в России после ухода мировых брендов.
-
Тем не менее, снижение финансовой доступности (кредиты, лизинг) уже приводит к падению спроса и может усилиться во втором полугодии 2025 года.
Прогноз на 2025–2026 годы для Беларуси
-
Ожидается спад продаж в сегменте новых авто на 10–15% во второй половине 2025 года из-за отката после «перегрева» рынка и ужесточения кредитных/лизинговых условий.
-
Параллельный импорт сохранится, но станет менее массовым среди юридических лиц и премиум-сегмента. Ввоз иномарок будет рентабелен только для востребованных моделей и партий свыше 100–150 единиц в год.
-
Повышения цен на иномарки по параллельному импорту стоит ждать уже зимой 2025/2026 из-за сертификационных издержек и новых требований, особенно для автомобилей с ДВС (для электромобилей — с 1 января 2026).
-
В сегменте электрокаров ожидается рост благодаря государственной поддержке, хотя инфраструктура развивается преимущественно в крупных городах.
-
Доля автомобилей российских, белорусских и китайских брендов продолжит превышать 75–80%, особенно в массовом сегменте.
Заключение
Белорусский рынок автомобилестроения и продаж движется вслед за российским, но с меньшей степенью турбулентности благодаря локализации производства и сохранению официальных каналов поставок. Рост цен на параллельный импорт и снижение финансовой доступности новым автомобилям могут привести к смещению спроса на подержанные машины и дальнейшему укреплению позиций Geely, LADA и производителей из КНР. К концу 2025 года можно ожидать сужения модельного ряда, постепенного повышения цен, стагнации или падения продаж новых автомобилей и оживления вторичного рынка — при ужесточении законодательства и кредитно-лизинговой политики.
Авторынок
Сотни непроданных Audi утилизируют в Германии?
По соцсетям разлетелось видео, на котором сотни новых автомобилей ждут своей очереди на утилизацию

Правдиво ли видео об утилизации сотен непроданных Audi в Германии?
По соцсетям разлетелось видео, на котором якобы сотни новых автомобилей Audi ждут своей очереди на утилизацию — «под пресс». Ролик собрал миллионы просмотров и породил волну обсуждений о судьбе непроданных машин в Германии. Мы изучили публикации, источники и разобрались, действительно ли новые автомобили массово уничтожают.
Где снимали видео?
На видео отчетливо виден логотип Retek — немецкой компании из города Илов (Нижняя Саксония), которая специализируется на разборке и переработке автомобилей, а также продаже запчастей. На предприятии Retek ежегодно разбирают до 6,000 машин разных марок, в том числе Audi.
Почему машины оказываются там?
У автопроизводителей и дилеров действительно возникает проблема с остатками непроданных или плохо продающихся автомобилей. Причины:
-
Снижение спроса: После отмены государственных дотаций на электромобили и в условиях экономической нестабильности в Германии накопились огромные склады новых машин — только на одной площадке в Эссене, по данным Bild, к 2024 году собралось около 6,000 автомобилей.
-
Длительное хранение: По решению Федерального верховного суда Германии, если автомобиль долго (больше 12 месяцев) находится в запасе между производством и продажей, он теряет статус «нового». Это снижает рыночную цену до 25% от первоначальной.
-
Повреждения и дефекты: Бывает, что машины страдают от затоплений или выявленных производственных браков — такие случаи действительно могут привести к массовой утилизации.
Как происходит утилизация?
Машины, попадающие на такие предприятия, как правило, не сразу идут «под пресс». Сначала их разбирают — демонтируют пригодные к использованию или продаже детали, стекла, электронику. Только «пустой» металлический корпус отправляют на пресс и на вторичную переработку — это требование европейского законодательства, согласно которому до 95% деталей должны направляться на повторное использование.
Бывают ли новые машины среди утилизируемых?
Случаи, когда совсем новые машины отправляют на переработку, крайне редки и обычно связаны с уникальными обстоятельствами (например, массовые фабричные дефекты, стихийные бедствия или отзыв партии). В большинстве ситуаций такие автомобили пытаются реализовать через оптовые аукционы, внутри других стран Евросоюза, а также в Восточной Европе или Африке. Остальные — отправляются в автопарки такси, проката и лизинга.
Что на самом деле на видео?
Ролик действительно снят на территории компании Retek. Там проходят разборку преимущественно устаревшие (например, снятые с производства Audi A6 IV поколения, выпущенные до 2018 года) или поврежденные автомобили. Вероятнее всего, большинство этих машин по германским меркам не новые и морально устарели. Им таким образом ищут применение в виде запчастей, а остатки отправляются на переработку.
Вывод
Утверждение автора ролика о том, что сотни совершенно новых Audi направляют под пресс только из-за непродажи, не совсем верно. Тем не менее на видео отчетливо видны автомобили с заводской пленкой как на кузовах, так и в салонах. Таким образом, сотни или не сотни, но новые, без пробега, автомобили в Германии скорее всего утилизируются. Отдельно отметим, что «утилизация» по-немецки означает комплексный разбор и наличие вторичной экономической пользы, а не бездумное уничтожение столь новых авто.
4x4
Автомобиль от Безоса вызвал неподдельный интерес
Компания собрала уже 100,000 возвратных бронирований на свой электрогрузовик

Электромобиль Blank Slate от Slate Auto вызвал огромный интерес среди самых разных покупателей в США. Однако недавние изменения в политике государственных субсидий в на электромобили повлияли на ценовую стратегию компании — стартовая стоимость теперь ожидается в районе $25,000, а не ниже $20,000, как заявлялось изначально.
Кто резервирует Blank Slate
По последним данным, модель завоевала популярность у нескольких ключевых групп покупателей:
-
Обычные американцы. Основной спрос — это автолюбители, для которых важна доступность, практичность и хорошее соотношение цены и функциональности. Многие видят в Blank Slate рабочий инструмент или семейный автомобиль на каждый день.
-
Молодые специалисты. Это выпускники колледжей и профессиональных училищ, которые ищут недорогой, удобный и функциональный транспорт. Им особенно по вкусу гибкая модульность и возможность кастомизации модели.
-
Новые водители. Электропикап оценили юные автолюбители, только что получившие права — родители выбирают Blank Slate за продуманную безопасность, отсутствие навязчивых мультимедийных систем и ограниченное количество сидений, минимизирующее отвлекающие факторы.
-
Современные пожилые люди. Тем, кто вышел на пенсию или приближается к этому, нравится базовая комплектация и простое управление. Для них важна спокойная эксплуатация без лишних технологических излишеств.
-
Автоэнтузиасты. В отдельную категорию попали люди, которые хотят самостоятельно доработать машину — Slate предоставляет широкие возможности для апгрейдов и персонализации.
Как изменилась цена и почему
Изначально впечатляющая цена в $20,000 стала возможной благодаря федеральной налоговой льготе. После новостей об отмене этой поддержки с сентября 2025 года Slate изменила ценовой ориентир до диапазона «середины двадцати тысяч». Несмотря на это, компания уверена, что удержит спрос среди целевой аудитории.
Стоит ли ожидать реальных продаж?
Хотя 100,000 бронирований — серьезный показатель, подобные успехи других стартапов показывают: далеко не всякий предварительный интерес превращается в реальные сделки. Для Slate главным испытанием станет производство и начало поставок — только тогда станет ясно, насколько устойчивым окажется спрос на Blank Slate в новых условиях рынка.
Ключевые выводы:
-
Blank Slate интересен широкому кругу — от молодых специалистов до пенсионеров и автолюбителей.
-
Ключевые преимущества: простота, минимализм, безопасность, кастомизация.
-
Цена изменилась из-за отмены федеральных субсидий, но спрос сохраняется на высоком уровне.
Авторынок
Li Auto «завела официала»
Означает ли это, что «серые» автомобили станут «кирпичами»? И как скоро…

О возможности и вероятности удалённого отключения автомобилей Li Auto, ввезённых по серому импорту:
1. Какая позиция производителя и дилеров по «серым» автомобилям?
-
Официальный дистрибьютор Li Auto в Беларуси, ООО «Лозанж», в настоящий момент не обслуживает автомобили, ввезённые по параллельному импорту. Их принятие на сервис зависит от решения завода-производителя, и однозначной позиции по этому вопросу нет.
-
Протестированная в других странах (главным образом в России) тактика борьбы с параллельным импортом включает попытки ограничения функционала ввезённых вне официальных каналов автомобилей — вплоть до их «окирпичивания» (дистанционного отключения мультимедийных систем и других функций).
2. Технологические возможности «отключения» и их реальность
-
Технически у Li Auto есть возможность удалённого воздействия на автомобили — подавляющее большинство функций современных Li Auto управляется через мультимедийный комплекс, который можно программно отключить при доступе к облачной части ПО авто.
-
В России дистрибьютор Sinomach официально заявлял, что рассматривает вариант блокировки мультимедийных систем для «серых» машин — таким образом лишая владельцев почти всех опций автомобиля. Однако итоговое решение в момент публикации не принято, и это обсуждается как потенциальная мера, а не реализованный механизм.
3. Реализация блокировок: экспертные мнения и риски для бренда
-
Экспертное сообщество оценивает подобные угрозы как инструмент давления на рынок, а не реальную практику, поскольку массовая блокировка уже купленных и используемых автомобилей может привести к масштабному репутационному ущербу и, возможно, юридическим проблемам для бренда.
-
Нет подтверждений массовых случаев реального «окирпичивания» Li Auto за пределами Китая. В Республике Беларусь такой прецедент не зафиксирован, а представители дилеров честно говорят, что «вопрос требует изучения» и окончательного ответа нет.
4. Выводы
-
Теоретически у Li Auto есть возможность дистанционно ограничить работу автомобилей, ввезённых в Беларусь по параллельному импорту, если китайское ПО получит соответствующие обновления или команды.
-
Практически к моменту середины 2025 года нет подтверждённых случаев массового или целенаправленного отключения «серых» автомобилей Li Auto в Беларуси. Вопрос остаётся открытым и во многом зависит от стратегических решений и репутационных рисков для завода.
-
Владельцы «серых» Li Auto в Беларуси пока могут эксплуатировать свои машины, но в будущем риски нельзя полностью исключать, особенно с учётом мировой тенденции автопроизводителей ужесточать правила контроля за географией продаж своих моделей.
5. Что делать владельцам?
-
При покупке автомобиля по серому импорту нужно отдавать себе отчёт в возможных будущих ограничениях, включая программные блокировки или отказ в гарантийном обслуживании.
-
Безопаснее с точки зрения долгосрочной поддержки и ПО брать автомобили у официальных дилеров, где гарантируется полный доступ к функциям, обновлениям и гарантии.
Кратко: В данный момент Li Auto не осуществляет массовых программных блокировок «серых» машин в Беларуси, но технически это возможно, а риск появления таких мер существует. Окончательное решение будет зависеть от политики бренда и дальнейших событий на рынке.
И о главном:
Цена авто/BYN | Разница | |||
Модель | Официал | Рынок | BYN | USD |
L6 | 149 900 | 102 480 | 47 420 | 16 149 |
L7 | 169 200 | 114 520 | 54 680 | 18 621 |
L9 | 220 900 | 158 566 | 62 334 | 21 228 |
-
Авторынок1 неделя назад
Сотни непроданных Audi утилизируют в Германии?
-
Новости2 недели назад
Все характеристики уже известны
-
Новости2 недели назад
Солидный запас хода и безальтернативный передний привод
-
Uncategorized2 недели назад
Рассекречен интерьер довольно крупной четырехдверки
-
Электрокары1 неделя назад
К премьере готовится «зеленый» бюджетный хэтчбек
-
Новости7 дней назад
Прием заказов открыт
-
Новости1 неделя назад
Для подзарядки батареи используется бензиновый ДВС
-
Электрокары1 неделя назад
218-сильный мотор и полтора десятка водительских ассистентов