Авторынок

Ситуация на авторынке Беларуси

К концу 2025 года можно ожидать сужения модельных рядов и повышения цен на новые автомобили

Опубликовано

.

Анализ ситуации на российском автомобильном рынке демонстрирует глубокий кризис: значительное падение продаж, доминирование китайских брендов, рост параллельного импорта и ужесточение регуляторики через утилизационный сбор и другие меры. Применение этих трендов и механизмов к белорусскому рынку позволяет сделать следующий развернутый анализ и прогноз.

Текущая ситуация на рынке Беларуси

  • В первом полугодии 2025 года объём продаж новых автомобилей вырос на 21,3% по сравнению с прошлым годом (24,634 авто за шесть месяцев). Однако во втором квартале началась стагнация, а июнь отметился первым за год падением продаж (-13% к прошлому году).

  • Рост обеспечен в основном за счёт высокого спроса в первом квартале. С апреля ключевым негативным фактором стало сокращение банковских программ кредитования и лизинга, а также введение новых ограничений для физических лиц на автолизинг.

  • Белорусский рынок новых автомобилей фактически контролируется китайскими и российскими брендами: Belgee/Geely и LADA занимают до 82% рынка. Европейские, японские и корейские марки сильно ограничены из-за санкций и логистических сложностей.

  • Сегмент подержанных авто остаётся очень активным, перепродажи играют важную роль.

Особенности параллельного импорта

  • Беларусь, как и Россия, использует механизм параллельного импорта для пополнения предложения европейских, корейских и японских иномарок. Однако в 2025 году введены ограничения: ввоз малых партий без одобрения типа транспортного средства теперь ограничен 150 единицами одной модели в год для всех юрлиц.

  • Эти меры фактически лишают рентабельности малый параллельный импорт премиальных и редких моделей, а итоговая цена для конечного потребителя повысится из-за издержек на прохождение сертификации.

  • Для официальных дилеров серьёзных изменений не ожидается, так как у них основные объёмы идут не по схеме параллельного импорта.

Сервисы, кредитование и инфраструктура

  • В Беларуси не наблюдается такого острого дефицита запчастей и квалифицированного сервиса, как в России после ухода мировых брендов.

  • Тем не менее, снижение финансовой доступности (кредиты, лизинг) уже приводит к падению спроса и может усилиться во втором полугодии 2025 года.

Прогноз на 2025–2026 годы для Беларуси

  • Ожидается спад продаж в сегменте новых авто на 10–15% во второй половине 2025 года из-за отката после «перегрева» рынка и ужесточения кредитных/лизинговых условий.

  • Параллельный импорт сохранится, но станет менее массовым среди юридических лиц и премиум-сегмента. Ввоз иномарок будет рентабелен только для востребованных моделей и партий свыше 100–150 единиц в год.

  • Повышения цен на иномарки по параллельному импорту стоит ждать уже зимой 2025/2026 из-за сертификационных издержек и новых требований, особенно для автомобилей с ДВС (для электромобилей — с 1 января 2026).

  • В сегменте электрокаров ожидается рост благодаря государственной поддержке, хотя инфраструктура развивается преимущественно в крупных городах.

  • Доля автомобилей российских, белорусских и китайских брендов продолжит превышать 75–80%, особенно в массовом сегменте.

Заключение

Белорусский рынок автомобилестроения и продаж движется вслед за российским, но с меньшей степенью турбулентности благодаря локализации производства и сохранению официальных каналов поставок. Рост цен на параллельный импорт и снижение финансовой доступности новым автомобилям могут привести к смещению спроса на подержанные машины и дальнейшему укреплению позиций Geely, LADA и производителей из КНР. К концу 2025 года можно ожидать сужения модельного ряда, постепенного повышения цен, стагнации или падения продаж новых автомобилей и оживления вторичного рынка — при ужесточении законодательства и кредитно-лизинговой политики.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 1 =

Популярное

Exit mobile version