Новости
Тайны Свислочи раскрыты
Минчане воспринимают Свислочь как часть городского пейзажа. По ее набережной можно гулять, на ее берегах можно отдыхать. Она настолько привычна горожанам, что никто не задумывается о том, откуда и куда она течет. Далеко не многие представляют, где она «впадает» в Минск, где петляет и где покидает пределы МКАД.
Тайны Свислочи раскрыты
Минчане воспринимают Свислочь как часть городского пейзажа. По ее набережной можно гулять, на ее берегах можно отдыхать. Она настолько привычна горожанам, что никто не задумывается о том, откуда и куда она течет. Далеко не многие представляют, где она «впадает» в Минск, где петляет и где покидает пределы МКАД.
Оказывается, если выделить день, то можно совершить познавательное приключение, прокатившись от истока Свислочи и вдоль ее течения в городской черте, открыв для себя несколько интересных мест отдыха на ее берегах.
Вообще, провести день «вдоль Свислочи» было инициативой импортера марки Volkswagen в Беларуси. Экспедиция под названием «Tiguan раскрывает тайны Свислочи» проходила, как вы уже догадались на кроссоверах Tiguan. За увлекательность и познавательность этого путешествия отвечали «городской лесничий» Игорь Корзуни писатель, автор «минских историй» Михаил Володин. Чтобы еще понять что, в буквальном смысле слова, течет по главной водной артерии Минска мы, взяли 4 пробы воды. Данные ее анализа уже известны.
Исток Свислочи
Свислочь начинается в одном из самых высоких мест страны: если верить старым картам, раньше гора Маяк была самой высокой точкой на территории Беларуси. На картах начала ХХ века ее высота равна 350,1 м. Оснований не верить геодезистам Российской империи нет, уровень их профессионализма был очень высок. Сейчас высота горы Маяк равна 334,6 м. Как гора «потеряла» более 15 метров – остается загадкой. Возможно, для кого-то это станет темой журналистского расследования.
Экспедиционные VWTiguan. Позади – гора Маяк
Исток реки вблизи горы легко объясним: все горы сочатся водой, они давят на водоносный слой, осмотическое давление поднимает влагу на поверхность. Поэтому окрестности горы Маяк изобилуют мелкими водоемами, каждый из которых, по сути, может быть истоком реки Свислочь. В сухую погоду они пересыхают, поэтому «начало», исток Свислочи не имеет фиксированного места. Весной ручей, который превращается в Свислочь, начинается гораздо раньше. Сухим летом – позже.
Садовое товарищество «Родник», вблизи деревни Шаповалы и горы Маяк. Вода выходит на поверхность, образуя небольшие лужицы. Это место можно условно считать началом Свислочи
Буквально в 300 метрах от первой лужицы воды собираются в ручеек, который течет в Минск. Длина реки Свислочь 327 км, протяженность на территории Минска составляет 22 км.
Свислочь робко «набирает обороты». Превратиться в полноводную реку ей помог человек…
Откуда вода в Свислочи?
В 1950-х годах русло Свислочи в Минске было изменено, чтобы «придать городу живописный и привлекательный облик». Река прибавила в ширине, искусственно углубилась, отстроилась набережная. Еще в реку была «подключена» ливневая канализация. Река снабжала предприятия Минска водой. Но уже к 1960-му году стремительный рост города и его промышленности привели к тому, что естественного стока реки стало не хватать для покрытия нужд столицы в техническом водоснабжении. Возникла угроза полного истощения Свислочи в черте города и появилась идея подпитать реку за счет переброски стока из других, более водообильных речных бассейнов. Донорами Свислочи предполагали сделать Неман, Птичь, Березину, Вилейку. Вилейский вариант оказался дешевле, а вода – соответствующей высоким стандартам. Стройка продолжалась с 1968 по 1976 годы.
Интересный момент: вилейское водохранилище располагается на 75 метров ниже Минского моря. Поэтому вода, путешествуя в по вилейско-минской системе, поднимается вверх, за что отвечают насосные станции. Возле 6-й такой станции ручеек Свислочи впадает в канал и превращается на полноводную реку.
Та самая 6-я насосная станция
Ручеек на переднем плане – Свислочь в том виде, в котором ее создала природа. Тут она впадает в канал Вилейско-минской воднойсистемы
Минское море
Едем дальше. Чем ближе к Минску, тем более техногенной становится Свислочь. Заславское водохранилище, более известное как «Минское море» было образовано в 1956 году с помощью дамбы-плотины на реке Свислочь. Первая функция водохранилища – борьба с паводками в Минске и регулирования стока реки.
При строительстве дамбы инженеры столкнулись с илистым грунтом-плывуном, который нельзя было ничем выгрести. Было решено взорвать его, подняв всю грязь на воздух. Взрыв (говорят, было 2 взрыва) из 40 тонн взрывчатки замаскировали под салют в честь 9 мая. Место для дамбы расчистили в 1953 году.
После того взрыва в районе деревни Гонолес в американской прессе начали расползаться слухи о том, что под Минском то ли испытали ядерное оружие, то ли строят для него бункер.
Вот где-то здесь и бабахнуло. Взрыв расчистил место для возведения дамбы на Свислочи. Заславское водохранилище было открыто в 1956 году
Слаломный канал
Секретное, забытое, но интересное место в окрестностях Свислочи – слаломный канал. Он был построен в 1981 году, поводом для постройки спортивного сооружения послужили XX Олимпийские игры, в программу которых впервые в истории включили слалом на байдарках и каноэ. Канал наполняется водой только во время проведения соревнований.
Одно из самых экзотических сооружений поблизости от Минска
Полуостров Янки Купалы
На территории нынешнего парка Янки Купалы раньше была городская слобода, которая все время затапливалась водой. Свислочь всегда отличалась своенравным и опасным характером: об этом писал и Янка Купала. У дома поэта рос большой тополь, который шелестом своей листы предупреждал поэта и жителей окрестных домов о приближении бури или грозы. Тогда жители брали свои пожитки и уходили из домов: Свислочь всегда затапливала этот полуостров.
В черте города Свислочь принимает знакомый вид. Лента воды лениво тянется по искусственному бетонно-гранитному руслу. Однако так было не всегда. После Второй мировой войны город восстанавливался, перестраивался и украшался, это затронуло и Свислочь. Река прибавила в ширине, искусственно углубилась, отстроилась набережная. В первой половине 50-х началось масштабное увеличение водного зеркала реки, а в мае 1955 года сотрудники Белгоспроекта окончили проектирование набережной Свислочи.
Правый берег — от моста на улице Янки Купалы до моста на проспекте (длина участка составляла около 640 м) — необходимо было «одеть» в бетон с верхним отделочным слоем из темно-серой гранитной крошки. Осенью того же года начали вбивать вдоль реки первые свайные основания: на каждый метр длины участка – по 4 сваи на глубину 5,5 метра.
Гора Соколянская
Какой шикарный вид на Свислочь открывается с горы Соколянская! Гора? Соколянская? Где это? Далеко не каждый горожанин знает о такой горе и о таком виде. Взойти на гору и полюбоваться на реку можно по адресу Соколянский переулок.
Прекрасная обзорная точка, с которой открывается отличный вид на Свислочь. Место строительства дач и отдыха горожан в начале ХХ века.
Чижовское водохранилище
Чижовское водохранилище – водохранилище в составе Вилейско-Минской водной системы. Снабжает технической водой Минскую ТЭЦ-3 и шестнадцать предприятий города. Мы побывали на так называемом «водяном затворе», который предохраняет Чижовское водохранилище от повышения уровня воды из реки Лошица.
Что течет в Свислочи?
На протяжении последнего десятилетия Свислочь носит статус самой загрязненной реки Беларуси, в основном за счет поступления в нее ливневых, хозяйственно-бытовых и производственных стоков Минска. В начале 90-х годов сброс сточных вод в реку составлял более 800 тыс. куб. м/сут. Вместе со стоками в реку поступают тяжелые металлы (в растворимом состоянии — около 11,45 тонн в год, во взвешенном — 3,02 тонны в год), которые слабо разлагаются в природных условиях и относятся к стойким загрязняющим веществам. Типичными металлами-загрязнителями являются цинк, медь, хром, никель, олово, свинец, уровень накопления которых в 10-165 раз выше фона. В 2008 году Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды создал проект по переводу ливневой канализации в центральный коллектор вместо множества мелких, которые сбрасывают в реку свои воды.
Поток загрязнителей, поступающих из Минской городской агломерации, прослеживается на 250 км вниз по Свислочи. Самоочистительная способность реки сведена к минимуму, и существует тенденция дальнейшего ухудшения ее санитарного состояния. Наиболее загрязнена река ниже сброса сточных вод Минской станции аэрации в деревне Королищевичи. Здесь зарегистрированы случаи загрязнения до 11 ПДК аммонием, до 46 ПДК — соединениями меди, до 15 ПДК – нитритами, увеличено содержание нефтепродуктов, соединений тяжелых металлов, присутствует сероводород.
Пробы были взяты:
У истока Свислочи
В центре Минска у набережной по ул. Коммунистическая
В водяном затворе Чижовского водохранилиа
В русле в районе деревни Королищевичи (за пределами МКАД)
Результаты анализов
Анализ проб воды выполнял филиал «Центральная лаборатория» РУП «Научно-производственный центр по геологии». Результаты следующие: чем дальше в город — тем богаче Свислочь таблицей Менделеева. Комментирует инженер-лаборант Екатерина Рогач:
— Очевидно, что по пути от Векшиц (первая проба) до Королищевич (последняя проба) вода Свислочи меняется: на выходе из города она грязнее всего. Возрастает минерализация, то есть суммарный показатель содержания растворенных в воде солей (с 393,06 в Векшицах до 562,0 мг/л в Королищевичах) — что, скорее всего, обусловлено влиянием человеческого фактора. Эти цифры не критичны: для питьевой воды норма минерализации — до 1 000 мг/л. Увеличивается содержание хлорида натрия — соли, которой посыпают дороги зимой, — но не до критического уровня (с 11,4 до 80,0 мг/л). Если хлорида натрия в воде становится слишком много, то такую воду не стоит использовать для полива растений — они просто погибнут. К тому же высокое содержание солей пагубно сказывается на состоянии всей водной экосистемы. Аналогично увеличивается показатель сухого остатка: он также демонстрирует содержание солей в воде.
Вырастает окисляемость (с 4,48 до 8,56 мг/л). Этот параметр показывает органическое загрязнение воды — и причиной его увеличения могут быть как антропогенные, так и природные факторы: от сложной органики растений до химических соединений антропогенного происхождения. По нормам, окисляемость водопроводной воды должна быть не выше 5 мг/л, но ведь вряд ли кто-то станет пить воду из Чижовского водохранилища.
Нитраты (с 14,8 до 23,4 мг/л — норма по СанПиН 10-124 РБ 99 не более 45 мг/л), нитриты (с 0,06 до 3,00 мг/л — норма по СанПиН 10-124 РБ 99 не более 3,0 мг/л), аммоний (c 0,1 до 4,5 мг/л — не нормируется СанПиН 10-124 РБ 99). Эти показатели сильно возрастают в пробе, взятой за Минском.
Увеличение концентрации азотсодержащих соединений, например, может быть связано с минерализацией полей: дождевая вода несет удобрения в реку. Но количество этих веществ в воде Свислочи незначительное. Люди приносят к нам на анализ воду из колодцев, где содержание нитратов, нитритов и аммония куда существеннее. Если оно превышает нормы, вода становится непригодной для питья. В случае со Свислочью превышение отрицательно сказалось бы на водной экосистеме.
Показатели цветности (с 18,66 до 28,12 градуса) и прозрачности (с 5,24 до 12,23 градуса), наоборот, у истока Свислочи выше. Скорее всего, это обусловлено почвой, по которой протекает река. К тому же весной, во время паводков, содержание взвешенных веществ в воде обычно растет. Для сравнения, те же нормы для питьевой воды: цветность — до 20 градусов, прозрачность — до 1,5 градуса.
Что еще? Жесткость воды осталась на прежнем уровне, запах приемлемый даже для питьевой воды.
— По анализу, который мы провели, нельзя сказать, что вода слишком загрязненная — разве что для питья она непригодна, — подытожила Екатерина. И это касается не только Королищевич, но и истока Свислочи. — Окисляемость воды в Векшицах — 4,48 мг/л, это пограничное значение, так что я пить ее не рискнула бы. Кроме того, для таких решений необходим еще и микробиологический анализ.
Последствия глотка воды из Свислочи могут быть очень разными, но одинаково неприятными: от кишечного расстройства до отравления.
Экспедиционный кроссовер
Мы проехали по маршруту вдоль Свислочи на четырех VW Tiguan. Все с одинаковыми моторами и трансмиссиями, различаются лишь комплектации. Это лет 5 назад в тестовом парке были полноприводные Tiguanс мощными турбомоторами и комплектации «все включено». Те машины стоили хорошо под $40.000. Нынче времена другие. И Tiguan’ы тоже другие. 1,4-литровый турбомотор, передний привод, российская сборка. Но и цена совсем другая – от $17.980 с МКП или от $19.550 cпреселективным «автоматом».
В следующем году Tiguan’у стукнет 10 лет. За эти годы он победил в огромном количестве сравнительных тестов. В общем, достойный и заслуженный автомобиль. Конечно, годы берут свое, и во многих вещах он уже не может показать класс более современным одноклассникам. Интерьерный пластик не впечатляет качеством, подвеска не очень-то жалует мелкие и средние неровности асфальта. Особенно недовольство выражает задняя ось. Однако это все мои замечания в адрес VW Tiguan. А если еще раз посмотреть в прайс-лист, то с этими недочетами точно можно смириться.
Интерьер уже не блещет современными решениями. Но к качеству сборки и эргономики претензий нет и, наверное, уже не будет
Интерьер Tiguan уютный и практичный, багажник вместительный. На борту хватает места четверым взрослым, а, значит, хватит места и семье с детьми. Шумоизоляция вполне на современном уровне. Tiguan уверенно и гордо катит по шоссе: уверен, за день на нем без особой усталости можно преодолеть 700-800 км.
Нынче на Tiguan пересаживаются те, кто прежде посматривал в сторону хэтчбеков или седанов С-класса. По сути, кроссовер ничем им не проигрывает, но балует водителя и пассажиров высокой посадкой.
Все экспедиционные кроссоверы были оснащены 1,4-литровым мотором (150 л.с.) и 6-ст. преселективным «автоматом» DSG (он же «робот», он же АКП с двойным сцеплением). На мой взгляд, кроссоверу хватает мощности и разгонной динамики. До 100 км/ч он разгоняется за адекватные 9,3 секунды. Средний расход топлива на нашем Tiguan составил 9 литров.
АКП DSG работает адекватно: всегда расторопно сменяет передачи, стремясь как можно раньше включить переходить на повышенные передачи. Смена передач практически незаметна. Порой при необходимости резко ускорится коробка довольно долго реагирует на кик-даун: задумчиво переключается на несколько ступеней вниз.
Неожиданно адекватно DSG вела себя вне асфальта. В отличие от других похожих «роботов», немецкий вариант быстро и смело смыкает сцепление, позволяя уверенно трогаться и двигаться в натяг. Если водитель резко утапливает педаль в пол, то пробуксовка на грунте или песке следует незамедлительно. Настолько незамедлительно, что единственная ведущая ось успевает неслабо закопаться. Я проверял. Однако благодаря адекватной работе автоматики со сцеплением и правильной настройке антипробуксовочной системы из зыбкой или скользкой ловушки удается выбраться своим ходом. Главное, чувствовать машину и момент начала пробуксовки. В общем, даже с «бюджетным» передним приводом VW Tiguanне превращается в сугубо городской автомобиль.
Задний ряд не тесный, но и не особенно просторный. Четверым взрослым не было тесно в салоне Tiguan. Посадка сзади удобная. Тут регулируется наклон спинок, половинки сиденья сдвигаются в продольном направлении
На шоссе – класс. Тихо, стабильно и комфортно. Чувствуется характер автомобиля из страны автобанов
Не могу сказать, что носиться вне дорог на Tiguan – это удовольствие. На ухабах подвеске не хватает энергоемкости. Особенно потряхивает задняя ось
Достаточный дорожный просвет и короткие свесы кузова позволяют форсировать непростое с геометрической точки зрения препятствие
Новости
В салоне появился третий ряд сидений
Стала известна стоимость удлиненных кроссоверов Jetour Traveller и Jetour Shanhai T2 на китайском рынке.
Новые версии получили добавку Extended в своих названиях. Длина таких автомобилей достигает 5034 мм, в то время как ширина (2006 мм), высота (1880 мм) и колесная база (2800 мм) остались точно такими же, как у стандартных исполнений.
В салоне появился третий ряд сидений (два посадочных места). Максимальный объем багажного отделения при сложенных спинках кресел здесь может составить 1653 л. Остальные элементы интерьера сохранились без изменений.
Модель Jetour Traveller оснащена бензиновым двухлитровым турбированным агрегатом с отдачей 254 л.с. (390 Нм), который сочетается с восьмиступенчатой АКП. Привод у такого авто полный, а скоростной максимум достигает 190 км/ч.
Под названием Shanhai T2 на домашнем рынке продаются гибридные модификации кроссовера Traveller: они тоже, как и их полностью бензиновый «родственник», сейчас обрели удлиненные исполнения. Так, начальный вариант получил установку, в состав которой входит 1,5-литровый бензиновый турбированный двигатель мощностью 156 сил (220 Нм), электрический мотор (224 силы, 390 Нм) и батарея на 26,7 кВт•ч. Коробка передач — трехступенчатый «автомат», привод передний. Скоростной максимум подобного гибрида равен 203 км/ч.
Минимальная стоимость кроссовера Jetour Traveller Extended на домашнем рынке составляет около $24,5 тыс. в пересчете с местной валюты, а за базовый Jetour Shanhai T2 Extended просят около $26,5 тыс. Продажи удлинённых версий в Поднебесной уже начались.
Фото: Jetour
Новости
Силовая установка компактной модели не изменилась
В Китае сертифицировали обновленный хэтчбек Honda Fit.
Серийным производством этой модели для рынка Поднебесной занимается СП GAC Honda. Согласно данным, появившимся в открытой базе Минпрома КНР, модернизированный хэтчбек получит атмосферный четырехцилиндровый мотор 1.5 с отдачей 124 силы (145 Нм), а также вариатор. Максимальная скорость такого автомобиля снаряженной массой 1103 кг составит 188 км/ч. Версии с гибридной системой e:HEV в Китае выпускать пока не планируется.
Между тем габариты компактной модели заметно изменятся: теперь ее длина достигнет 4169 мм (раньше было 3995 мм). Ширина авто составит 1694 мм, высота — 1537 мм, расстояние между осями — 2530 мм. Диаметр доступных колесных дисков равен всего 15 дюймам. Основные перемены во внешнем облике связаны с передней частью машины, где появится двухуровневая оптика и перемещенная с привычного места радиаторная решетка.
Информация о дате официального дебюта посвежевшего хэтчбека Honda Fit для китайского рынка пока держится в секрете.
Фото: Минпром КНР, autohome.com.cn
Новости
Практичный вариант для таксопарков
Новый бюджетный седан на электротяге BYD e7 предназначен в первую очередь для корпоративных клиентов.
Такой автомобиль оснащен одним электрическим двигателем с отдачей 136 сил, находящимся на передней оси. Емкость литий-железо-фосфатной батареи можно будет выбрать: 48 или 57,6 кВт•ч. В зависимости от аккумулятора отличается и запас хода (450 или 520 км). Масса подобного электрокара достигает 1566 кг, а его скоростной максимум не превышает 150 км/ч.
Фирменных снимков интерьера грядущей модели пока нет. Судя по фотографиям внешнего вида, в салоне будет установлена камера, предназначенная для работы системы автоматического торможения.
Габариты нового автомобиля следующие: 4780х1900х1515 мм. При этом расстояние между осями здесь оказалось достаточно большим (2820 мм). «Зеленая» модель также получила узкие фары, стандартные дверные ручки и 16-дюймовые колесные диски.
Ожидается, что цена седана BYD e7 будет вполне доступной, а его основными покупателями станут таксопарки, службы каршеринга и т.п. Больше подробностей о подобном электромобиле появится после его полноценного дебюта, который состоится в ближайшее время.
Фото: BYD
- Спорткары и Тюнинг2 недели назад
Lancia оживает в Альбе: возвращение легенды
- Новости1 неделя назад
Версий стало больше, но техника не изменилась
- Новости1 неделя назад
Скоро дебютирует новый электрифицированный паркетник
- Концепты и премьеры1 неделя назад
Водородный кроссовер сменил поколение
- Новости1 неделя назад
Практичный вариант для таксопарков
- Концепты и премьеры7 дней назад
Две комплектации и гибридная силовая установка
- 4x46 дней назад
Представлена седьмая генерация
- 4x43 дня назад
Разработчики позаботились о безопасности велосипедистов