Новости
Тайны Свислочи раскрыты
Минчане воспринимают Свислочь как часть городского пейзажа. По ее набережной можно гулять, на ее берегах можно отдыхать. Она настолько привычна горожанам, что никто не задумывается о том, откуда и куда она течет. Далеко не многие представляют, где она «впадает» в Минск, где петляет и где покидает пределы МКАД.

Тайны Свислочи раскрыты
Минчане воспринимают Свислочь как часть городского пейзажа. По ее набережной можно гулять, на ее берегах можно отдыхать. Она настолько привычна горожанам, что никто не задумывается о том, откуда и куда она течет. Далеко не многие представляют, где она «впадает» в Минск, где петляет и где покидает пределы МКАД.
Оказывается, если выделить день, то можно совершить познавательное приключение, прокатившись от истока Свислочи и вдоль ее течения в городской черте, открыв для себя несколько интересных мест отдыха на ее берегах.
Вообще, провести день «вдоль Свислочи» было инициативой импортера марки Volkswagen в Беларуси. Экспедиция под названием «Tiguan раскрывает тайны Свислочи» проходила, как вы уже догадались на кроссоверах Tiguan. За увлекательность и познавательность этого путешествия отвечали «городской лесничий» Игорь Корзуни писатель, автор «минских историй» Михаил Володин. Чтобы еще понять что, в буквальном смысле слова, течет по главной водной артерии Минска мы, взяли 4 пробы воды. Данные ее анализа уже известны.
Исток Свислочи
Свислочь начинается в одном из самых высоких мест страны: если верить старым картам, раньше гора Маяк была самой высокой точкой на территории Беларуси. На картах начала ХХ века ее высота равна 350,1 м. Оснований не верить геодезистам Российской империи нет, уровень их профессионализма был очень высок. Сейчас высота горы Маяк равна 334,6 м. Как гора «потеряла» более 15 метров – остается загадкой. Возможно, для кого-то это станет темой журналистского расследования.
Экспедиционные VWTiguan. Позади – гора Маяк
Исток реки вблизи горы легко объясним: все горы сочатся водой, они давят на водоносный слой, осмотическое давление поднимает влагу на поверхность. Поэтому окрестности горы Маяк изобилуют мелкими водоемами, каждый из которых, по сути, может быть истоком реки Свислочь. В сухую погоду они пересыхают, поэтому «начало», исток Свислочи не имеет фиксированного места. Весной ручей, который превращается в Свислочь, начинается гораздо раньше. Сухим летом – позже.
Садовое товарищество «Родник», вблизи деревни Шаповалы и горы Маяк. Вода выходит на поверхность, образуя небольшие лужицы. Это место можно условно считать началом Свислочи
Буквально в 300 метрах от первой лужицы воды собираются в ручеек, который течет в Минск. Длина реки Свислочь 327 км, протяженность на территории Минска составляет 22 км.
Свислочь робко «набирает обороты». Превратиться в полноводную реку ей помог человек…
Откуда вода в Свислочи?
В 1950-х годах русло Свислочи в Минске было изменено, чтобы «придать городу живописный и привлекательный облик». Река прибавила в ширине, искусственно углубилась, отстроилась набережная. Еще в реку была «подключена» ливневая канализация. Река снабжала предприятия Минска водой. Но уже к 1960-му году стремительный рост города и его промышленности привели к тому, что естественного стока реки стало не хватать для покрытия нужд столицы в техническом водоснабжении. Возникла угроза полного истощения Свислочи в черте города и появилась идея подпитать реку за счет переброски стока из других, более водообильных речных бассейнов. Донорами Свислочи предполагали сделать Неман, Птичь, Березину, Вилейку. Вилейский вариант оказался дешевле, а вода – соответствующей высоким стандартам. Стройка продолжалась с 1968 по 1976 годы.
Интересный момент: вилейское водохранилище располагается на 75 метров ниже Минского моря. Поэтому вода, путешествуя в по вилейско-минской системе, поднимается вверх, за что отвечают насосные станции. Возле 6-й такой станции ручеек Свислочи впадает в канал и превращается на полноводную реку.
Та самая 6-я насосная станция
Ручеек на переднем плане – Свислочь в том виде, в котором ее создала природа. Тут она впадает в канал Вилейско-минской воднойсистемы
Минское море
Едем дальше. Чем ближе к Минску, тем более техногенной становится Свислочь. Заславское водохранилище, более известное как «Минское море» было образовано в 1956 году с помощью дамбы-плотины на реке Свислочь. Первая функция водохранилища – борьба с паводками в Минске и регулирования стока реки.
При строительстве дамбы инженеры столкнулись с илистым грунтом-плывуном, который нельзя было ничем выгрести. Было решено взорвать его, подняв всю грязь на воздух. Взрыв (говорят, было 2 взрыва) из 40 тонн взрывчатки замаскировали под салют в честь 9 мая. Место для дамбы расчистили в 1953 году.
После того взрыва в районе деревни Гонолес в американской прессе начали расползаться слухи о том, что под Минском то ли испытали ядерное оружие, то ли строят для него бункер.
Вот где-то здесь и бабахнуло. Взрыв расчистил место для возведения дамбы на Свислочи. Заславское водохранилище было открыто в 1956 году
Слаломный канал
Секретное, забытое, но интересное место в окрестностях Свислочи – слаломный канал. Он был построен в 1981 году, поводом для постройки спортивного сооружения послужили XX Олимпийские игры, в программу которых впервые в истории включили слалом на байдарках и каноэ. Канал наполняется водой только во время проведения соревнований.
Одно из самых экзотических сооружений поблизости от Минска
Полуостров Янки Купалы
На территории нынешнего парка Янки Купалы раньше была городская слобода, которая все время затапливалась водой. Свислочь всегда отличалась своенравным и опасным характером: об этом писал и Янка Купала. У дома поэта рос большой тополь, который шелестом своей листы предупреждал поэта и жителей окрестных домов о приближении бури или грозы. Тогда жители брали свои пожитки и уходили из домов: Свислочь всегда затапливала этот полуостров.
В черте города Свислочь принимает знакомый вид. Лента воды лениво тянется по искусственному бетонно-гранитному руслу. Однако так было не всегда. После Второй мировой войны город восстанавливался, перестраивался и украшался, это затронуло и Свислочь. Река прибавила в ширине, искусственно углубилась, отстроилась набережная. В первой половине 50-х началось масштабное увеличение водного зеркала реки, а в мае 1955 года сотрудники Белгоспроекта окончили проектирование набережной Свислочи.
Правый берег — от моста на улице Янки Купалы до моста на проспекте (длина участка составляла около 640 м) — необходимо было «одеть» в бетон с верхним отделочным слоем из темно-серой гранитной крошки. Осенью того же года начали вбивать вдоль реки первые свайные основания: на каждый метр длины участка – по 4 сваи на глубину 5,5 метра.
Гора Соколянская
Какой шикарный вид на Свислочь открывается с горы Соколянская! Гора? Соколянская? Где это? Далеко не каждый горожанин знает о такой горе и о таком виде. Взойти на гору и полюбоваться на реку можно по адресу Соколянский переулок.
Прекрасная обзорная точка, с которой открывается отличный вид на Свислочь. Место строительства дач и отдыха горожан в начале ХХ века.
Чижовское водохранилище
Чижовское водохранилище – водохранилище в составе Вилейско-Минской водной системы. Снабжает технической водой Минскую ТЭЦ-3 и шестнадцать предприятий города. Мы побывали на так называемом «водяном затворе», который предохраняет Чижовское водохранилище от повышения уровня воды из реки Лошица.
Что течет в Свислочи?
На протяжении последнего десятилетия Свислочь носит статус самой загрязненной реки Беларуси, в основном за счет поступления в нее ливневых, хозяйственно-бытовых и производственных стоков Минска. В начале 90-х годов сброс сточных вод в реку составлял более 800 тыс. куб. м/сут. Вместе со стоками в реку поступают тяжелые металлы (в растворимом состоянии — около 11,45 тонн в год, во взвешенном — 3,02 тонны в год), которые слабо разлагаются в природных условиях и относятся к стойким загрязняющим веществам. Типичными металлами-загрязнителями являются цинк, медь, хром, никель, олово, свинец, уровень накопления которых в 10-165 раз выше фона. В 2008 году Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды создал проект по переводу ливневой канализации в центральный коллектор вместо множества мелких, которые сбрасывают в реку свои воды.
Поток загрязнителей, поступающих из Минской городской агломерации, прослеживается на 250 км вниз по Свислочи. Самоочистительная способность реки сведена к минимуму, и существует тенденция дальнейшего ухудшения ее санитарного состояния. Наиболее загрязнена река ниже сброса сточных вод Минской станции аэрации в деревне Королищевичи. Здесь зарегистрированы случаи загрязнения до 11 ПДК аммонием, до 46 ПДК — соединениями меди, до 15 ПДК – нитритами, увеличено содержание нефтепродуктов, соединений тяжелых металлов, присутствует сероводород.
Пробы были взяты:
У истока Свислочи
В центре Минска у набережной по ул. Коммунистическая
В водяном затворе Чижовского водохранилиа
В русле в районе деревни Королищевичи (за пределами МКАД)
Результаты анализов
Анализ проб воды выполнял филиал «Центральная лаборатория» РУП «Научно-производственный центр по геологии». Результаты следующие: чем дальше в город — тем богаче Свислочь таблицей Менделеева. Комментирует инженер-лаборант Екатерина Рогач:
— Очевидно, что по пути от Векшиц (первая проба) до Королищевич (последняя проба) вода Свислочи меняется: на выходе из города она грязнее всего. Возрастает минерализация, то есть суммарный показатель содержания растворенных в воде солей (с 393,06 в Векшицах до 562,0 мг/л в Королищевичах) — что, скорее всего, обусловлено влиянием человеческого фактора. Эти цифры не критичны: для питьевой воды норма минерализации — до 1 000 мг/л. Увеличивается содержание хлорида натрия — соли, которой посыпают дороги зимой, — но не до критического уровня (с 11,4 до 80,0 мг/л). Если хлорида натрия в воде становится слишком много, то такую воду не стоит использовать для полива растений — они просто погибнут. К тому же высокое содержание солей пагубно сказывается на состоянии всей водной экосистемы. Аналогично увеличивается показатель сухого остатка: он также демонстрирует содержание солей в воде.
Вырастает окисляемость (с 4,48 до 8,56 мг/л). Этот параметр показывает органическое загрязнение воды — и причиной его увеличения могут быть как антропогенные, так и природные факторы: от сложной органики растений до химических соединений антропогенного происхождения. По нормам, окисляемость водопроводной воды должна быть не выше 5 мг/л, но ведь вряд ли кто-то станет пить воду из Чижовского водохранилища.
Нитраты (с 14,8 до 23,4 мг/л — норма по СанПиН 10-124 РБ 99 не более 45 мг/л), нитриты (с 0,06 до 3,00 мг/л — норма по СанПиН 10-124 РБ 99 не более 3,0 мг/л), аммоний (c 0,1 до 4,5 мг/л — не нормируется СанПиН 10-124 РБ 99). Эти показатели сильно возрастают в пробе, взятой за Минском.
Увеличение концентрации азотсодержащих соединений, например, может быть связано с минерализацией полей: дождевая вода несет удобрения в реку. Но количество этих веществ в воде Свислочи незначительное. Люди приносят к нам на анализ воду из колодцев, где содержание нитратов, нитритов и аммония куда существеннее. Если оно превышает нормы, вода становится непригодной для питья. В случае со Свислочью превышение отрицательно сказалось бы на водной экосистеме.
Показатели цветности (с 18,66 до 28,12 градуса) и прозрачности (с 5,24 до 12,23 градуса), наоборот, у истока Свислочи выше. Скорее всего, это обусловлено почвой, по которой протекает река. К тому же весной, во время паводков, содержание взвешенных веществ в воде обычно растет. Для сравнения, те же нормы для питьевой воды: цветность — до 20 градусов, прозрачность — до 1,5 градуса.
Что еще? Жесткость воды осталась на прежнем уровне, запах приемлемый даже для питьевой воды.
— По анализу, который мы провели, нельзя сказать, что вода слишком загрязненная — разве что для питья она непригодна, — подытожила Екатерина. И это касается не только Королищевич, но и истока Свислочи. — Окисляемость воды в Векшицах — 4,48 мг/л, это пограничное значение, так что я пить ее не рискнула бы. Кроме того, для таких решений необходим еще и микробиологический анализ.
Последствия глотка воды из Свислочи могут быть очень разными, но одинаково неприятными: от кишечного расстройства до отравления.
Экспедиционный кроссовер
Мы проехали по маршруту вдоль Свислочи на четырех VW Tiguan. Все с одинаковыми моторами и трансмиссиями, различаются лишь комплектации. Это лет 5 назад в тестовом парке были полноприводные Tiguanс мощными турбомоторами и комплектации «все включено». Те машины стоили хорошо под $40.000. Нынче времена другие. И Tiguan’ы тоже другие. 1,4-литровый турбомотор, передний привод, российская сборка. Но и цена совсем другая – от $17.980 с МКП или от $19.550 cпреселективным «автоматом».
В следующем году Tiguan’у стукнет 10 лет. За эти годы он победил в огромном количестве сравнительных тестов. В общем, достойный и заслуженный автомобиль. Конечно, годы берут свое, и во многих вещах он уже не может показать класс более современным одноклассникам. Интерьерный пластик не впечатляет качеством, подвеска не очень-то жалует мелкие и средние неровности асфальта. Особенно недовольство выражает задняя ось. Однако это все мои замечания в адрес VW Tiguan. А если еще раз посмотреть в прайс-лист, то с этими недочетами точно можно смириться.
Интерьер уже не блещет современными решениями. Но к качеству сборки и эргономики претензий нет и, наверное, уже не будет
Интерьер Tiguan уютный и практичный, багажник вместительный. На борту хватает места четверым взрослым, а, значит, хватит места и семье с детьми. Шумоизоляция вполне на современном уровне. Tiguan уверенно и гордо катит по шоссе: уверен, за день на нем без особой усталости можно преодолеть 700-800 км.
Нынче на Tiguan пересаживаются те, кто прежде посматривал в сторону хэтчбеков или седанов С-класса. По сути, кроссовер ничем им не проигрывает, но балует водителя и пассажиров высокой посадкой.
Все экспедиционные кроссоверы были оснащены 1,4-литровым мотором (150 л.с.) и 6-ст. преселективным «автоматом» DSG (он же «робот», он же АКП с двойным сцеплением). На мой взгляд, кроссоверу хватает мощности и разгонной динамики. До 100 км/ч он разгоняется за адекватные 9,3 секунды. Средний расход топлива на нашем Tiguan составил 9 литров.
АКП DSG работает адекватно: всегда расторопно сменяет передачи, стремясь как можно раньше включить переходить на повышенные передачи. Смена передач практически незаметна. Порой при необходимости резко ускорится коробка довольно долго реагирует на кик-даун: задумчиво переключается на несколько ступеней вниз.
Неожиданно адекватно DSG вела себя вне асфальта. В отличие от других похожих «роботов», немецкий вариант быстро и смело смыкает сцепление, позволяя уверенно трогаться и двигаться в натяг. Если водитель резко утапливает педаль в пол, то пробуксовка на грунте или песке следует незамедлительно. Настолько незамедлительно, что единственная ведущая ось успевает неслабо закопаться. Я проверял. Однако благодаря адекватной работе автоматики со сцеплением и правильной настройке антипробуксовочной системы из зыбкой или скользкой ловушки удается выбраться своим ходом. Главное, чувствовать машину и момент начала пробуксовки. В общем, даже с «бюджетным» передним приводом VW Tiguanне превращается в сугубо городской автомобиль.
Задний ряд не тесный, но и не особенно просторный. Четверым взрослым не было тесно в салоне Tiguan. Посадка сзади удобная. Тут регулируется наклон спинок, половинки сиденья сдвигаются в продольном направлении
На шоссе – класс. Тихо, стабильно и комфортно. Чувствуется характер автомобиля из страны автобанов
Не могу сказать, что носиться вне дорог на Tiguan – это удовольствие. На ухабах подвеске не хватает энергоемкости. Особенно потряхивает задняя ось
Достаточный дорожный просвет и короткие свесы кузова позволяют форсировать непростое с геометрической точки зрения препятствие

1 июля 2025 года компания Xiaomi официально начала продажи своего нового электрического кроссовера YU7 в Китае, и автомобиль сразу установил рекорд: за первые 60 минут после открытия заказов было оформлено более 289 000 предзаказов. Такой ажиотаж превзошёл даже самые смелые ожидания компании и стал одним из самых заметных событий на мировом автомобильном рынке последних лет.
Ключевые характеристики Xiaomi YU7
-
Тип кузова: среднеразмерный кроссовер (fastback)
-
Габариты: 4999 × 1996 × 1608 мм, колесная база — 3000 мм
-
Версии: задний и полный привод, 1 или 2 электромотора
-
Мощность: от 315 до 690 л.с.
-
Разгон 0–100 км/ч: 3,23 секунды (максимальная версия)1
-
Максимальная скорость: 253 км/ч
-
Запас хода (CLTC): до 835 км (топовая комплектация)1
-
Батарея: литий-ионная NMC CATL, ёмкость — до 101,7 кВт·ч
-
Быстрая зарядка: 800-вольтовая архитектура, до 80% за 18 минут
-
Интерьер: большой горизонтальный экран на всю ширину передней панели, отдельного дисплея для водителя нет1
Комплектации и цены
Версия | Привод | Мощность (л.с.) | Запас хода (CLTC, км) | Цена (USD, эквивалент) |
---|---|---|---|---|
Базовая | Задний | 315–320 | до 650 | 35 000 |
Pro | Полный (2 мотора) | 489–496 | до 760 | 38 700 |
Max | Полный (2 мотора) | 690 | до 835 | 45 600 |
Данные о мощности и запасе хода могут незначительно отличаться в зависимости от источника и сертификационной версии автомобиля.
Причины ажиотажа и вызовы для Xiaomi
-
Уникальное сочетание характеристик и цены: YU7 дешевле прямых конкурентов, таких как Tesla Model Y, на 10–12% в Китае, при этом предлагает более мощные версии и увеличенный запас хода.
-
Высокий спрос: За первый час было оформлено более 289 000 заказов, а за первые три минуты — 200 000, что стало мировым рекордом для электромобилей.
-
Производственные ограничения: Из-за наплыва заказов время ожидания стандартной комплектации может достигать 60 недель (более года)1. Это вынудило некоторых клиентов задуматься об отмене заказа, несмотря на потерю депозита около $700.
-
Реакция конкурентов: Компании Zeekr, Nio и другие предложили компенсировать расходы тем, кто решит отказаться от ожидания YU7 и выберет их электромобили.
Производство и перспективы
Xiaomi активно расширяет производственные мощности: основной завод в Пекине увеличил план по выпуску до 300 000 автомобилей в год, а к концу 2025 года планируется запуск второго предприятия в провинции Хубэй. Первые поставки YU7 стартуют уже в июле, массовое производство персонализированных заказов запланировано на август.
Xiaomi YU7 — это не просто новый электрокар, а феномен рынка, который уже изменил баланс сил в сегменте кроссоверов. Судя по рекордному спросу, модель способна стать одним из самых популярных электромобилей в Китае и задать новые стандарты для конкурентов.
Смотрите тест-драйв YU7, следите за появлениемYU7 в Беларуси на странице Xiaomi в каталоге новых автомобилей на autosalon.by
Новости
Четырехместная версия получит встроенный холодильник
В Китае началось оформление заказов на большой седан Chery Fulwin A9L.

В «базе» модель Chery Fulwin A9L оснащена гибридной силовой установкой с бензиновым турбированным мотором 1.5 мощностью 156 сил и электрическим агрегатом, развивающим 218 «лошадей». Общая отдача подобной системы равна 374 л.с. Для топовой версии предусмотрен уже полный привод и еще один электромотор на 265 л.с. (суммарная мощность такой установки — 639 сил). Емкость батареи гибрида не зависит от исполнения (33,68 кВт•ч). Для набора первой «сотни» самому дорогому варианту требуется 4,9 секунды. Дальность хода разных комплектаций новинки без использования ДВС находится в пределах 200-260 км.
Внутри седана установлено двухспицевое рулевое колесо, беспроводное зарядное устройство, 10,25-дюймовкая «приборка» и 15,6 дюймовый экран мультимедийной системы. В салоне пять посадочных мест, однако в перспективе ожидается появление и более роскошного четырехместного исполнения со встроенным компактным холодильником. Объем багажного отделения поступившего в продажу автомобиля достигает 405 л.
Габариты новинки следующие: 5018х1965 х1500 мм, расстояние между осями — 3000 мм. Размер колесных дисков в базовой комплектации 19 дюймов, а более дорогим версиям положены 20-дюймовые колеса.
Пока известна только предварительная стоимость седана Chery Fulwin A9L на домашнем рынке. В Поднебесной за такую модель просят минимум около $21,8 тыс. в пересчете с местной валюты.
Фото: Chery
Новости
Полный привод по-прежнему не доступен
Через несколько месяцев начнутся продажи кроссовера Chevrolet Groove новой генерации.

Бюджетную модель Chevrolet Groove второго по счету поколения оснастят бензиновым турбированым агрегатом 1.5, развивающим 149 «лошадей», а также вариатором. Как и прежде, паркетник переднеприводный, система полного привода для него до сих пор не предусмотрена.
В салоне установлена «приборка» размером 3,5 дюйма (в некоторых комплектациях — 7 дюймов) и 10,25-дюймовый мультимедийный экран. Также здесь появилась доработанная передняя панель и люк в крыше. В перечень оснащения входит круиз-контроль и камера заднего вида.
Колесные диски анонсированной новинке достались размером 16 или 17-дюймов. Необходимо также отметить, что кроме стандартной версии сменившего генерацию паркетника покупателям теперь предложат и его более спортивный вариант Groove RS с черной крышей и акцентами красного цвета на кузове.
Информации о стоимости модернизированного кроссовера Chevrolet Groove пока нет. Продается эта модель в государствах Ближнего Востока и Латинской Америки.
Фото: Chevrolet
-
Видео5 дней назад
Вы только что купили новый GEELY ATLAS?
-
Uncategorized6 дней назад
AVIOR представил обновленный туристический автобус
-
Авторынок1 неделя назад
Десять китайских автобрендов, которым в 2025 году грозит закрытие
-
Электрокары2 недели назад
Дальность хода без подзарядки превышает 500 км
-
Авторынок4 дня назад
Топ худших японских автомобилей
-
Новости2 недели назад
Дизайн «зеленого» паркетника решили доработать
-
Новости2 недели назад
Товарное исполнение шоу-кара Pearl
-
4x42 недели назад
Мультимедийный экран прибавил в размерах